Татьяна Казеева
Проект «Доброта от сердца»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности» (п. 4.6.)
Публикация «Проект „Доброта от сердца“» размещена в разделах
Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Ещё летом дети заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться или потому что остаются одни без родителей? Может у них нет друзей? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.
Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовал опыт работы волонтерского движения. Это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Эта технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Форма общения от сверстника к сверстнику наиболее важная черта общения дошкольников и состоит в большом разнообразии коммуникативных действий, ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво.
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребенка навязанной извне.
На первом этапе педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
В последнее десятилетие наблюдаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста. А ведь здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее.
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё большего круга педагогов, родителей ведь самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Здоровый ребенок – это жизнерадостный, энергичный, способный оказывать посильную помощь малышам.
В ходе этого возникают противоречия между:
- тем, что ребенок дошкольного возраста – это малыш, но в то же время это человек, который может оказать посильную помощь младшим дошкольникам
В этом смысле волонтерство выступает способом формирования самостоятельности у детей.
Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что это дети с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими детьми, способными прийти на помощь.
Совместная деятельность идет в процессе познания, когда каждый обмен знаниями, идеями, способами деятельности происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.
Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.
Проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции.
Цель: развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ.
Задачи:
1. Воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;
2. Развивать устную речь через театрализованную деятельность;
3. Развивать творчество у детей старшего дошкольного возраста через изо-деятельность.
Прогнозируемый результат:
1. 80% детей имеют активную жизненную позицию, способны к гармоничному взаимодействию с другими людьми, они самореализуются при передаче опыта (игрового, познавательного, социального) малышам.
2. 60% детей имеют высокий уровень развития устной речи.
3. 65% детей проявляют творчество в Изо-деятельности.
Этапы реализации проекта :
Первый этап – Подготовительный. (с 1 сентября по 30 ноября 2016 г.)
Задачи:
- изучить у детей адекватность отклика на эмоции детей; особенности проявления эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении;
- разработать проект волонтерского движения «Доброта от сердца»;
- провести анкетирование родителей (Приложение №1);
- изучить методическую литературу (Приложение №8).
Срок реализации Работа с детьми Взаимодействие с родителями Работа педагогов
Сентябрь - ноябрь -мониторинг уровня эмоционального и социально-личностного развития детей -анкетирование родителей -обработка полученных результатов мониторинга
-обработка результатов анкетирования родителей
-разработка волонтерского проекта «Доброта от сердца»
-изучение методической литературы для реализации проекта (планы - конспекты мероприятий, подбор методической литературы по теме)
Второй этап - Основной (с 1 декабря 2016 г. по 30 апреля 2018 г.)
Срок реализации Работа с детьми Взаимодействие с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды
сентябрь Беседа «Что такое доброта?» Консультация для родителей «Волонтерское движение в детском саду» Подготовка видео-роликов «Волонтерское движение»
октябрь Беседа «Кто такие волонтеры?»; «Что такое волонтерское движение?» Анкетирование родителей «Помощь не просят, ее предлагают» Оформление стенда «Волонтерское движение»
ноябрь Беседа «День матери»;
Книжки-малышки детям группы раннего возраста для подарка мамам. (2 группа раннего возраста № 2) Папка-передвижка «Волонтерство, как форма совместной деятельности детского сада и семьи» Выставка детских работ «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
декабрь Поделки к Новому году. «Дарим приятные сюрпризы из бумаги»; (2 группа раннего возраста № 2)
Чтение художественной литературы: В. Осеева «Волшебное слово», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»;
5 декабря – День волонтера. «Акция дари добро»
(2 младшая группа №4) Беседа «Развиваем в детях доброту»; Поделки к Новому году для украшения детского сада. Подготовка иллюстраций к дню волонтера
январь День волшебства: театр для малышей «Три поросенка» (2 младшая группа №4)
Акция «Покормим птиц» Совместная деятельность детей и родителей «Кормушка для птиц» Слайд-шоу «Какими бывают кормушки»;
Информация о птицах живущих в наших лесах
февраль Беседа «Научим тому, что умеем сами»;
Совместные рисунки с детьми раннего возраста «Научим тому, что умеем сами» (2 группа раннего возраста № 2) Фотоколлаж «Как мы кормим птиц» Фотовыставка «Покормим птиц зимой»
март Совместное рисование с детьми раннего возраста «Создадим красоту своими руками» (2 группа раннего возраста № 2) Родительское собрание «Наши дети волонтеры» Подготовка к собранию. Мультимедийная презентация «Наши дети волонтеры»
апрель Поможем малышам одеться на прогулку.
(помощь в одевании с использованием прибауток, стихотворений про одевание) (2 группа раннего возраста № 1) Консультация «Развиваем речь, через устное народное творчество» Фотоальбом «Волонтерство»
Май Подведение итогов. Наметить перспективу развития опыта. Вручение благодарностей родителям принимавшим участие в проекте. Подготовка и вручение дипломов участникам волонтерского движения
Третий этап –Заключительный (с 1 по 30 мая 2018 г.)
Задачи:
1. Подвести итоги реализации проекта
2. Подготовить и вручить благодарственные письма, дипломы детям, семьям,
активно участвующим в реализации проекта
3. Наметить перспективу развития опыта
Срок реализации Работа с детьми Взаимодействие с родителями Работа педагогов
С 1 по 30 мая 2018 г. -мониторинг уровня эмоционального и социально-личностного развития детей -анкетирование родителей -обработка полученных результатов мониторинга
-обработка результатов анкетирования родителей
-анализ полученных диагностических данных
-подведение итогов реализации проекта
- определение перспективы развития опыта
Критерии измерения результата
Критерии измерения результата Диагностический инструментарий Уровень развития дошкольника
Вопросы о волонтерстве 1. Вопросник (Приложение № 2)
2. Наблюдения:
- Во время Бесед
- Посещения других групп
- Общения со сверстниками и детьми раннего возраста
- Игр 3 балла – все знает, все умеет, все получается;
2 балла – испытывает небольшие затруднения, нуждается в небольшой помощи педагога; 1 балл – испытывает затруднения, не может справиться с заданиями, даже при помощи педагога.
Развитие устной речи через театрализованную деятельность • Высказывания о действиях по картинкам (Приложение № 3)
• Чтение художественной литературы (Приложение №4)
• Обыгрывание сказок
• Распределение ролей
• Интонационная выразительность
Развитие творчества через изо-деятельность 1. Методика Э. П. Торренса «Нарисуй картинку» (Приложение №5)
2. Методика О. М. Дьяченко «Дорисуй фигуру» (Приложение №6)