инна шишелова
Проект «Доброе слово лечит, а худое калечит» возраст детей 5–7 лет (детско-взрослый, творческий, долгосрочный)
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка проблемы:
Современные дети имеют представления о правилах культуры поведения и общения со сверстниками и взрослыми, но часто их нарушают, нуждаются в постоянном контроле взрослого.
Актуальность: Воспитание вежливости, как важного морального качества личности, проявляющегося в общении с людьми - очень длительный тонкий и сложный процесс. Необходимо отметить, что именно в дошкольном возрасте закладываются и закрепляются основы вежливости.
Публикация «Проект „Доброе слово лечит, а худое калечит“ возраст детей 5–7 лет (детско-взрослый, творческий, долгосрочный)» размещена в разделах
Вежливость – одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно установить хорошие взаимоотношения с окружающими. Вежливость – нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения, но, к сожалению исходя из своего опыта работы с дошкольниками, именно этими качествами обладают не все дети.
Я работаю с детьми разновозрастной группы, где отчетливо видно отношение детей к друг другу, казалось бы, что дети старшего возраста должны проявлять заботу к детям младшего возраста, но зачастую я наблюдаю обратную картину: обращаясь с просьбой к сверстникам, дети забывают о вежливых словах, редко используют в речи слова благодарности, у детей не сформированы привычки следовать правилам культуры общения, быть вежливым, по отношению к взрослым и сверстникам. Я считаю, что реализация данного проекта поможет в решении многих задач по формированию у детей правил культуры поведения и общения, освоения этических эталонов общества.
Игровая мотивация Дети приходят утром в группу, педагог приглашает их в центр книги и обращает их внимание на новый альбом «Азбука вежливости», которого раньше в центре книги не было. Звучат детские песни о доброте, вежливости и дружбе: М. Пляцковский «Улыбка», Владимир Шаинский «Дружба», «Все мы делим пополам», «Чунга-Чанга», Б. Савельева «Настоящий друг».
Цель: Расширение и систематизация знаний детей о правилах вежливости в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Задачи для
Воспитателей:
Формировать у детей представления о правилах вежливости на специально организованных занятиях и в бытовых ситуациях с использованием адекватных возрасту методов и приёмов нравственного воспитания.
Постоянное проявление вежливости в процессе общения воспитателя с детьми и взрослыми.
Обогащать и активизировать словарь формулами речевого этикета в разных видах деятельности.
Заинтересовать родителей участвовать в работе над проектом.
Родителей:
Взаимодействие педагогов и родителей в процессе реализации проекта.
Создание доброжелательной, дружественной обстановки в семьях воспитанников.
Способствовать проявлению заботы, любви и уважительного отношения к родителям и близким.
Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.
Детей :
Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим. Дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам.
Воспитывать культуру поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобства окружающим.
Упражнять в использовании культурных форм общения: обращаться к взрослым по имени и отчеству, на «вы», вежливо обращаться с просьбой, самостоятельно здороваться прощаться, благодарить за помощь и заботу. Быть дружелюбным и справедливым по отношению к сверстникам. В разговоре смотреть на собеседника, говорить приветливо, не перебивать говорящего и не прерывать разговора, если он не закончен, избегать грубого тона в общении.
Умение оценить поступки с позиции правил культуры поведения и общения
Активизировать словарный запас : доброе утро, доброй ночи, здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста.
План реализации проекта
Способ реализации задач
1 Подбор необходимой для реализации проекта литературы Подготовить теоретический и практический материал по теме
Подготовительный этаg (2-3 дня)
2 Выявить заинтересованность детей по теме. Определить уровень осведомленности детей, выбрать направления работы над проектом
3 Беседы с родителями Выявить заинтересованность родителей в реализации проекта
4 Зарождение проблемы (игровая ситуация). Введение в проблему проекта
5 Рассматривание иллюстрационного материала, книг, плакатов на тему: «Правила вежливости».
Воспитывать желание познавать культуру вежливого поведения и интерес к этическим правилам и нормам взаимоотношений между людьми;
продолжать знакомить детей с правилами культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам.
День первый «Правила вежливости».
Беседа с детьми на тему: «Культурный человек».Формировать представления детей о культуре поведения в обществе, познакомить со значением слова «Культурный человек».
Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное произведение, помочь пониманию содержания и смысла сюжета, формировать умение давать характеристику поступкам героев.
Проблемная ситуация: «Что было бы, если герой рассказа не встретил мудрого старика…». Развивать у детей логическое мышление, умение быстро ориентироваться в ситуации.
Вспомнить пословицы о доброте и вежливости. Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости».
Творческая игра «Путешествие в страну вежливости». Формировать умение детей творчески разворачивать сюжет, развивать умение сотрудничать со сверстниками.
Дидактическая игра «Вежливо или невежливо». Продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами, умение правильно их употреблять.
Игра-соревнование «Рыцарский этикет». Воспитывать уважительное отношение к женщине, девочке.
Беседа «Культура и мы» Обобщение знаний детей по теме. Познакомить детей со сказкой Д. Биссета «Спасибо, извини и, пожалуйста» - беседа по содержанию. Формировать умение детей внимательно слушать текст, отвечать на вопросы по содержанию, аргументируя свой ответ.
Викторина «Если вежлив ты – это хорошо!». Упражнять в употреблении вежливых слов, умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях. Беседа на тему: «Знакомство с правилами дружбы». Расширять представления детей о понятии дружба, о том, что она доставляет радость, формировать умение ценить дружбу, беречь ее, воспитывать стремление к дружеским взаимоотношениям, уважении друг к другу, желание общаться в коллективе.
День второй «Дружба творит настоящие чудеса».
Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо» «Наши поступки» «Назови ласково» Формировать умение детей анализировать ситуацию, давать адекватную оценку положительным и отрицательным поступкам; подбирать ласковые слова, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Нетрадиционная техника рисования «Моё настроение», рисование пальцами на манной крупе. Формировать умение детей отображать свое эмоциональное состояние в рисунке.
Этюд «Поссорились, помирились». Формировать умение детей изображать поссорившихся и помирившихся детей, укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе.
Беседа на тему: «Мы друзья». Формировать доброжелательное отношения к сверстникам, побуждать к добрым поступкам; умение видеть и понимать, оценивать чувства и поступки других, понимать слова «друг», «дружба». Создать условия для аппликации (из салфеток) «Цветок дружбы». Совершенствовать навыки детей в нетрадиционной технике исполнения, развивать творческие способности.
Дидактическая игра «Подарок другу». Развивать умение невербально описывать предметы; вызвать желание делать приятное сверстникам.
Эстафета пословиц о дружбе. Развивать память, внимание.
Чтение произведения «Друг детства» В. Драгунский. Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное произведение, помочь пониманию содержания и смысла сюжета, формировать умение давать характеристику поступкам героев.
Дидактическая игра «Нам не тесно». Формировать умение детей избегать ссор, вести себя вежливо, считаться с мнением друг друга.
Малоподвижная игра «Я твой друг….». Формировать умение детей согласовывать слова с действиями, доброжелательно относиться друг к другу.
Показ презентации «Карлсон в гостях у детей». Формировать представления детей о правилах этикета за столом, умение употреблять в речи слова, выражающие просьбу, благодарность. День третий «Правила этикета за столом».
Чтение рассказа «Бобик в гостях у Барбоса» Н. Носов. Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное произведение, умение внимательно слушать произведение, понимать сюжет, давать характеристику героям и их поступкам.
Определение правил поведения за столом. Закреплять знания детей о правилах этикета за столом.
Сюжетно-ролевая игра «Кафе». Продолжать знакомить детей с правилами речевого общения в кафе, формировать умение вежливо и тактично беседовать с официантом.
Дидактическая игра «Приятного аппетита». Закрепить последовательность сервировки стола.
Игра-драматизация по сказке «Федорино горе». Закрепить знание содержания сказки, формировать представления детей о назначении посуды и уходу за ней, воспитывать чувство сострадания.
Изготовление книжек-малышек на тему «Столовые приборы». Совершенствовать навыки детей в изготовлении книжек-малышек, закрепить название столовых приборов и их назначение.
Конкурс «Сервируем стол». Закрепить правила сервировки.
Беседа на тему: «Уважай отца и мать будет в жизни благодать…». Воспитывать ласковое и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать своих близких добрыми делами. День четвертый. «Гостеприимный дом». Показ презентации:
«Гостеприимный дом». Обогащать представление детей о гостеприимстве, хороших манерах; умение ориентироваться на известные общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах с взрослыми.
Проблемная ситуация «Незваные гости…». Формировать умение детей принимать ответственные решения в сложных ситуациях, опираясь на раннее полученные знания.
Сюжетно – ролевая игра «Хозяева и гости». Закреплять знания детей о правилах этикета, обогащать и активизировать словарь «вежливости».
Ручной труд: «Подарки для дедушки и бабушки». Воспитывать заботливое отношение к близким людям, формировать умение дарить подарки.
Словесная игра : «Давайте говорить друг другу комплименты!». Закреплять постоянное проявление вежливости в процессе общения с взрослыми и сверстниками; закреплять представления детей о том, что «волшебные слова» помогают человеку и вызывают у него добрые чувства к тем, кто их говорит.
Чтение стихотворения «Обида» Э. Мошковская. Формировать умение понимать смысл прочитанного произведения, эмоционально оценивать поступки героев, их поведение.
Творческие рассказы на тему : «У нас дружная семья». Формировать умение детей составлять рассказы по заданной теме, опираясь на собственный опыт.
Игра-драматизация «Угощения».Формировать навыки правильного поведения за столом и общение с присутствующими гостями.
Сюжетная лепка: «Моя семья». Совершенствовать навыки детей в лепке, умение обогащать сюжет, используя разные средства выразительности.
Беседа «Культура поведения в общественном месте». Формировать представления детей о правилах поведения людей в общественном месте; умение различать положительные и отрицательные поступки, вызвать желания сопереживать.
День пятый «Поклониться – вперёд пригодится».
Творческая игра «Добрые поступки» :
«Уступи место пожилому человеку в транспорте»,
«Помоги бабушке перейти через дорогу»,
«Давайте познакомимся»,
«Я покупаю билет в кассе»,
«Я передаю деньги на билет в автобусе», «Если тебе позвонил по телефону незнакомый человек…». Закреплять навыки вежливого общения с окружающими; правила поведения на улице и в общественном транспорте.
Изготовление книжек-малышек на тему: «Правила поведения для пассажира».
Совершенствовать навыки детей в продуктивной деятельности, развивать творческое воображение.
Дидактическая игра «Путаница». Формировать представления детей о недостойном поведении в обществе.
Настольная игра «Я – пешеход». Формировать навыки культурного поведения на улице.
Познакомить детей со стихотворением Агнии Барто «Любочка», беседа по содержанию произведения. Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное произведение; умение внимательно слушать произведение, понимать сюжет, давать характеристику героям и их поступкам.
Решение проблемных ситуаций: «Этичные и неэтичные поступки». Воспитывать желание детей относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.
Сюжетно-ролевая игра «Я – пассажир». Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте, культуры общения.
Описание проекта : Предварительная работа:
Подбор необходимой литературы, демонстрационного и дидактического материала по данной теме, беседы; изготовление картотек, игр, подбор художественного слова по данной проблеме (загадки, стихи, пословицы и поговорки, проблемные ситуации); оснащение предметно - развивающей среды. Подготовка консультаций, рекомендаций, буклетов для родителей.
Предполагаемый результат для детей :
Укрепятся дружеские взаимоотношения детей в коллективе, чувство сопереживания друг за друга.
Дети научатся тактично разрешать конфликтные ситуации.
Повысится уровень культуры общения детей.
Воспитанники станут осознавать свои поступки, видеть различия между тем «что такое хорошо» и «что такое плохо».
Появится желание познавать культуру вежливого поведения, общения и интерес к этическим правилам и нормам взаимоотношений между людьми.
Дети перестанут нуждаться в постоянном контроле взрослого.
Родителей:
У родителей появиться неравнодушное отношение к данной проблеме.
Желание в дальнейшем взаимодействии с педагогами.
Вовлечение в процесс совместной деятельности с детьми.
Воспитателей:
Повысится педагогическая компетентность по теме проекта.
Пополниться предметно-развивающая среда группы.
Оценка результатов проекта для детей :
Дружелюбное отношение к сверстникам и детям младшего возраста : проявляют желание говорить приветливо, не перебивать говорящего, стали избегать грубого тона в общении.
Изменилось отношение и в общении с взрослыми: вежливо обращаются с просьбой, самостоятельно здороваются, прощаются, благодарят за оказанную помощь.
Стремятся осознавать свои поступки, дают адекватную оценку отрицательным и положительным поступкам.
Проявляют заботу и уважительное отношение к членам своей семьи, людям пожилого возраста.
Активно используют в речи слова благодарности, предлагают свою помощь в различных ситуациях.
Стараются наглядно показать своим примером, как правильно и тактично поступать в той или иной ситуации.
Стремятся следовать социально одобряемым нормам поведения в общественных местах.
Родителей:
Благодаря помощи родителей, пополнилась в группе предметно-развивающая среда.
Произошло сближение с детьми и педагогами группы, появился интерес к совместным играм и занятиям с ребенком.
Воспитателей:
Внедрение опыта работы по данной теме другими педагогами.
Появились новые навыки в проведении литературно-педагогического анализа.
Укрепилось сотрудничество с семьями воспитанников.
Список литературы:
Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. СПб: Детство-ПРЭСС, 2001. Богоусловская Н. Е., Купина Н. А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. – М. : ТЦ Сфера, 2003. Беседы на этические темы – «Дошкольное воспитание» №4 1988г. Юдина «Уроки вежливости» - «Дошкольное воспитание» №4 1988г. «Ваш ребёнок воспитан?» - «Дошкольное воспитание» №10 1986г. «Речевой этикет и вежливость» № - «Дошкольное воспитание» № 4 1988г.