Лилия Бязрова
Проект для родителей старших дошкольников «ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
ТРИЗ – это система игр, упражнений, заданий, использование которых в образовательном процессе дошкольной организации, дает возможность педагогам максимально увеличить эффективность усвоения основной образовательной программы.
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
Публикация «Проект для родителей старших дошкольников „ТРИЗ-технологии „Волшебные круги Луллия“» размещена в разделах
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Проекты
- Темочки
Для работы с детьми мы выбрали систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе «Кругов Луллия».
Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя – Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 14 век, Италия).
Основная идея работы с дидактическим пособием «Круги Луллия» – создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Задачи в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе.
Круги Луллия представляются детям, как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется три - четыре круга с 8 секторами.
Преимуществом дидактического пособия «Круги Луллия» считаем возможность приготовить самостоятельно по любой лексической теме для проведения любой игры, при этом применять авторские варианты использования.
Также, можем отметить универсальность дидактического пособия. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Кругами Луллия» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с воспитателем. Дети с удовольствием заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Оно многофункционально и формирует навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.
Содержание проекта
Деятельность в рамках реализации проекта осуществлялась в нескольких направлениях:
• Организационно-методическая работа
• Организация развивающей предметно-пространственной среды
• Работа с детьми
• Взаимодействие с родителями
Для реализации проекта определены следующие этапы:
1. Подготовительный.
Цель: создание условий для реализации проекта
Мероприятия:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- Подобрать методическое обеспечение по теме проекта
- Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы.
- Разработать систему игр и упражнений и пополнить игры «Круги Луллия» наглядным материалом для каждой предметной темы.
2. Практический.
Цель: реализация проекта по всем направлениям
Мероприятия:
- Проведение дидактических игр и упражнений с использованием кругов Лулия в совместной и самостоятельной деятельности.
3. Заключительный.
Цель: анализ эффективности реализации проекта, подведение итогов, планирование перспектив развития.
Мероприятия:
- Анализ работы педагога.
- Выступление на тему «Итоги работы по проекту «Волшебные Круги Луллия»
В своей практике мы используем следующие формы работы:
- На фронтальных, индивидуальных и подгрупповых занятиях.
- В игровой деятельности вне занятий.
- В самостоятельной деятельности детей.
Можно выделить этапы в играх с «Речевыми Кругами Луллия» : воспитатель непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;
Воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;
Воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе познавательной работы.
Воспитатель осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.
Игры с «Кругами Луллия» можно условно разделить на три типа:
- игры на подбор пары. В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца;
- игры с элементом случайности в установке колец. В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка первого кольца сочетается с любой картинкой любого кольца;
- игры на развитие творческого воображения. Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается не совместимая на первый взгляд комбинация (как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить). Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, значит можно дать волю фантазии.
В дальнейшем после продолжительной работы с детьми, можно расширять их деятельность:
-Подбор детьми карточек с изображением объектов для размещения на секторах, например: "Подберите карточки с изображением домашних животных".
-Самостоятельное придумывание дошкольниками как реальных, так и фантастических заданий.
-Составление рассказов о практической значимости объектов с необычными признаками.
Распространение педагогического опыта с применением новых педагогических технологии.
В результате работы с кругами Луллия систематизируются знания об окружающем мире; развивается творческое воображение и мышление; обогащается словарный запас. Формируется умение свободно высказываться и решать проблемы самостоятельно.
Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций, тем более высоким окажется уровень. Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе дошкольного образования, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.
Перспективное планирование
Мероприятия
Разработать систему игр и упражнений «Круги Луллия» для развитие речевой деятельности детей подготовительной логопедической группы. Программное содержание
-Научить детей мыслить системно, развивать творческое воображение.
-Поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников, расширять словарный запас, выразительность речи.
- Формировать самостоятельность детей в познавательной, художественно-речевой и театрально- игровой деятельности, развивать их творческие способности.
- Формировать самостоятельность детей в познавательной, художественно-речевой и театрально- игровой деятельности, развивать их творческие способности.
Ответственный
Логопед, воспитатели, дети,
родители. Срок проведения
В течении всего учебного года.
Игра «Зарядка для язычка»
Цель: совершенствование артикуляционных способностей.
Игра «Парочки по твердости – мягкости»
Цель: развитие звукового анализа слова.
Игра «Чей дом?». Формировать знания о местах проживания животных, развивать речь, внимание, память, логическое мышление. Закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища; развивать мелкую моторику пальцев рук
Игра «Чей малыш?»
Познакомить детей с правилами игры. Упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.
Игра «Кто что ест?»
Познакомить детей с правилами игры. Обогащение активного и пассивного словаря. Закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Игра «Первый звук»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа слов.
Игра «Последний звук»
Цель: развитие звукового анализа слова.
Игра «Найди пару»
Цель:. развивать познавательную активность. Учить соотносить предметы на нижнем и верхнем круге по смыслу, совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Игра «Образуй словечко Цель: совершенствование навыков слогового анализа и синтеза.
Игра «Чей хвост?» Познакомить детей с правилами игры. Развитие мелкой моторики и координации движений рук. Обогащение активного и пассивного словаря
Игра «Профессии». Познакомить детей с правилами игры.
Совершенствование и обогащение словаря по данной теме.
Игра «Подбери по цвету»
Познакомить детей с правилами игры. Закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание
Игра «Найди тень (игрушки)»
Познакомить детей с правилами игры. Развитие мелкой моторики и координации движений рук.
Игра «Подбери слово к звуковой схеме»
Познакомить детей с правилами игры.
Цель: развитие звукового анализа слова.
Игра «На что похоже?»
Познакомить детей с правилами игры. Развитие мелкой моторики и координации движений рук.
Игра «Цветные картинки?»
Познакомить детей с правилами игры. Обогащение активного и пассивного словаря
Игра «Сложи слог»
Цель: развитие фонематических процессов. Ребенок собирает названный логопедом слог или читает получившийся слог и придумывает слово с этим слогом, сочетанием букв. ( например: Б, А – БАнан, соБАка; П, А – ПАлка, ЛлоПАта, ПАста.)
Игра «Наоборот»
Познакомить детей с правилами игры.
Цель: расширение словаря антонимов.
Анализ работы педагога.
Считаю, что Кольца Луллия являются эффективным средством в решении коррекционных задач. Практическая значимость их очевидна и заслуживает внимания воспитателей логопедических групп и учителей логопедов.
Перспективы развития проекта
Демонстрация своего опыта педагогам ДОУ с целью внедрения ТРИЗ-технологии в ДОУ. (Проведение мастер-классов для воспитателей и родителей, семинаров и т. д.).
Продолжить использование ТРИЗ технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи.
Литература
1. Методика работы с Кругами Луллия [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:https://ds1ishim.ru/sites/default/files/13_01_2014/seminar_na_temu_metodika_raboty_s_kolcami_lulliya.
2. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н., Лелюх СВ. Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ// Ребенок в детском саду, № 2, 2006
3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста /под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Просвещение, 2007.