Алена Малыхина
Проект для подготовительной группы «Хатха йога»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для подготовительной группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Таганрог «Детский сад №31 «Цветик - Семицветик»
Проект «Хатха – Йога для дошкольников».
Автор проекта :
Малыхина Алёна Сергеевна
Воспитатель
Краткая аннотация проекта
Название проекта : «Хатха - йога для дошкольников».
Публикация «Проект для подготовительной группы „Хатха йога“» размещена в разделах
- Йога. Занятия и уроки йоги для детей и начинающих
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Все лучшее, что есть в нашем обществе, мы стремимся отдать детям. Современная политика государства ставит перед дошкольным образованием ряд ключевых задач, одна из которых, укрепление и сохранение здоровья дошкольников.
Здоровье детей – это будущее страны. Его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия йогой это скорее игра, которая основываются на подражании.
Хатха-йога доступна детям с дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йога для детей, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.
Занятия, построенные с включением упражнений хатха-йоги для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний, обогащение знаний об окружающих предметах и явлениях, совершенствование ориентировки в пространстве и времени.
Эффективность данного направления прослеживается в том, что кроме обретения физической формы, упражнения помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность, да т положительный эмоциональный заряд, пробуждает интерес и желание заниматься физической культурой, узнают о себе много нового. Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах.
Актуальность
Организм ребенка - это живая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система. Доказано, что слабая двигательная активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья.
Изучение педагогической и психологической литературы, посвященной вопросам физического воспитания, позволило прийти к выводу о том, что именно, учение “Хатха-йоги”, способствует развитию таких физических качеств как гибкость, ловкость, выносливость, а так же гармонизации эмоционально-волевой сферы реб нка. Гимнастика с элементами Хатха-йоги доступна детям любой категории: с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями.
В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике Хатха-йога основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Важная особенность Хатха-йоги – сочетание физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Кроме того, доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных приспособлений.
Вся работа проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с уч том индивидуальных особенностей и возможностей детей. Поэтому внедрение упражнений хатха-йоги считаю актуальным.
Социальная значимость заключается в пропаганде здорового образа жизни, использовании упражнений по хатха-йоге, которые дают возможность укрепить организм, способствуя нормальному развитию физических качеств.
Новизна определяется тем, что теория и методика дошкольного физического воспитания дополняется сведениями об использовании различных упражнений хатха-йоги, направленных на улучшение осанки, физического развития, функционального состояния; повышение уровня двигательной, физической и функциональной подготовленности дошкольников
Описание проекта его обоснование
Для достижения положительных результатов определил цель и задачи проекта :
Цель:Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством систематических занятий Хатха-йогой.
Задачи:
Обеспечение полноценного и гармоничного развития;
Формирование правильной осанки, развитие и укрепление различных групп мышц : плечевого пояса, спины, живота, ног, рук;
Развитие физических качеств: выносливости, силы, гибкости, координация движения;
Формирование навыка простейшего контроля за техникой выполнения упражнений, за самочувствием;
Индивидуализация физической нагрузки в соответствии с возможностями и способностями детей;
Воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
В своей работе руководствуюсь принципами:
системность – педагогическое воздействие выстроено в систему специальных занятий, упражнений и заданий;
преемственность – каждый следующий этап базируется на сформированных навыках и, в свою очередь, формирует “зону ближайшего развития”;
возрастное соответствие – предлагаемые игры и упражнения (позы) учитывают возрастные возможности детей данного возраста;
здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.
-принцип постепенности - тем, кто начинает свой путь в йоге следует твердо усвоить следующее правило: спешка не имеет смысла, ведь у того, кто занимается йогой впереди целая вечность.
Проект рассчитан на 1 год, носит системный, развивающий характер. Занятия провожу подгруппами (7 детей) с детьми 5-7 лет, 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия с детьми– 25 минут.
При разучивании поз с детьми дошкольного возраста строго придерживаюсь определенных правил:
-Не следует заниматься упражнениями после еды, наиболее правильным и полезным будет их выполнение через 1 час после приема пищи.
-Одежда детей во время занятий должна быть облегченной: майка и шорты, ноги босые.
-Позы всегда следует выполнять после дыхательных упражнений.
-Комплекс упражнений Хатха-йоги должен строиться в строгой последовательности: сначала упражнения, выполняемые из положения стоя,сидя, затем - лежа.
-Перед началом выполнения упражнений необходимо провести динамическую разминку. Это разогреет мышцы и подготовит организм к статической нагрузке.
-При овладении позами необходимо соблюдать принцип постепенности:
избегать перенапряжения у детей.
-Основным критерием правильности выполнения поз является ощущение бодрости и хорошего настроения.
-Для получения оздоровительного эффекта занятия Хатха-йоги должны проводиться систематически - не менее 2 раз в неделю.
-После выполнения комплекса упражнений Хатха-йоги необходимо в течение 2- 3 минут проделать с детьми упражнения на расслабление.
-Наличие ковриков.
Детская йога особенно полезна :
-Тревожным и легковозбудимым детям.
-Детям, которые болеют простудными заболеваниями больше 2-3 раз в год -Малоподвижным детям.
-Дети, которые ощущают дефицит общения.
Механизм реализации
Проект рассчитан на 1 год, реализуется по этапам.
I.Подготовительный этап : (сентябрь 2021год)
выявление проблемы;
-сбор информации с помощью анкетирования родителей в определении направления работы над проблемой;
-подбор необходимого комплекса упражнений, направленного на повышение уровня физического развития у старших дошкольников;
разработка плана взаимодействия с родителями;
II. Основной этап: (октябрь 2021-апрель 2022 год)
Внедрение Хатха – йоги в образовательный процесс физического воспитания в рамках проведения кружковой работы.
Задачи:
Обеспечение полноценного и гармоничного развития;
Формирование правильной осанки, развитие и укрепление различных групп мышц : плечевого пояса, спины, живота, ног, рук;
Развитие физических качеств: выносливости, силы, гибкости, координация движения;
Формирование навыка простейшего контроля, за техникой выполнения упражнений, за самочувствием;
Индивидуализация физической нагрузки в соответствии с
возможностями и способностями детей;
Воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Для решения поставленных задач упражнения по Хатха-Йоге, объединил в статические комплексы, комплексы распределил в течение всего учебного года, придерживаясь принципа постепенности.
Занятия Хатха- Йоги для детей включает в себя:
Статический комплекс упражнений со статодинамическими
элементами, как в целом воздействующий на организм человека, так и на его отдельные элементы.
Дыхательные техники.
Создание образов живой природы (деревья, животные, природные явления погоды – дождь снег, ветер и т. д.)Увлекательные истории и сказки, с «привязкой» к практике.
Каждое занятие состоит из тр х частей: подготовительной, основной и заключительной.
В подготовительную часть включаю разминки с упражнениями на растяжку, подвижность суставов, самомассажи с умеренной нагрузкой. Необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание. Настроиться на дальнейшую работу, нужную и полезную для здоровья.
Основная часть: Вначале разучивается комплекс статистических упражнений, в котором уделяется внимание каждому движению, при выполнении позы. Выполнять позу правильно, но без напряжения. Позу держать рекомендованное время. Дыхание свободное, спокойное, ровное. Предложить реб нку представить мысленно, на что похожа поза – на животное, птицу или предмет. Это прида т эмоциональный настрой и поможет реб нку быстрей освоить позу.
Заключительная часть: Основная задача части - научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние. Поэтому последние физические упражнения (поза) в Хатха-йоге – упражнения на расслабление. Чтобы достичь полного отдыха, мышечного расслабления, необходимо концентрировать внимание на спокойном дыхании. Релаксация позволяет разуму быть открытым и восприимчивым. Релаксация по длительности составляет 1.5-2 мин. Для наилучшего эффекта использую музыкальное сопровождение.
При обучении детей упражнениям Хатха - Йоги очень важны мягкость и забота. В растущем детском организме не все части тела развиты полностью, поэтому соблюдаюмеры предосторожности, чтобы не вызвать перенапряжения.
Если реб нок неустойчив в какой-то позе, предлагаю выйти из не, отдохнуть и перейти к другому упражнению, либо выполнить облегченный вариант этой позы.
Если поза не может удерживаться в течение рекомендованного времени, предлагаю реб нкуповторить выполнение позы несколько раз (в течение нескольких недель и даже месяцев, до тех пор, пока не сможет сохранять е.
Статический комплекс включает в себя упражнения направленныена:
-развитие координационных способностей «Дерево», «Голубь», «Полумесяц»;
-для формирования правильной осанки упражнения «Вытянутый треугольник», «Алмаз», «поза Воина», с помощью этих упражнений у детей развиваются разные группы мышц.
На умение детей чувствовать свое тело во время движений; использую суставную гимнастику (вращение кистями рук, ног, повороты шеи, повороты и наклоны туловища).
Применяюупражнения на растяжку: «Бабочка», «Собака мордой вниз», «Замок»,ониукрепляют мышцы спины, живота, костную систему, делает гибким позвоночник.
Например, упражнение «Лев»поможет быстро и безопасно выплеснуть злость, обиду, прогнать страх или другие сильные эмоции. Упражнение «поза Портного», «Совершенная поза», «Алмаз» помогут успокоитьсяи собраться с мыслями в момент волнения. Упражнения: «Гора», «Дерево», «Орел» сконцентрируют внимание в одну точку перед выполнением важным заданий, выступлений.
Во время выполнения упражнений напоминаю о том, что, необходимо следить за техникой выполнения, внимательно слушать указания.
Для привлечения внимания и создания целостного сюжета использую литературные произведения. Итоговое занятие по завершению изучения комплекса провожу в виде игры – путешествия, например: «Путешествие за сокровищами», «Маугли», «Морское путешествие».
Статодинамические элементы – это подготовительные упражнения для перехода от одной позы в другую.
Немаловажное значение при выполнении поз имеет дыхательные техники. В
своей работе использую дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой, которая занимает особое место среди остальных комплексов дыхательной гимнастики для детей. В отличие от традиционных подходов, при выполнении упражнений обращаю внимание не на весь процесс дыхания, а лишь на характер и качество вдохов. Выдох же считается естественным следствием процесса вдыхания. Весь комплекс состоит из 14 упражнений.
Дыхание – это жизнь, и от того, как мы дышим, зависит качество выполнения упражнений. Во время выполнения упражнений очень важно дышать глубоко, медленно и ровно, желательно бесшумно.
При выполнении статических поз соблюдаю определенные правила:
Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинаем выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Предлагаю сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снимаем напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.
Мысленно настраиваю на выполнение позы. Предлагаю
детямпосмотреть на представленный рисунок или личный образец взрослого, и представляют себя в этом положении.
Вхождение в позу. Последовательно выполняем позу. Одно движение за другим делаем плавно и спокойно.
Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд.
Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.
Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.
Вывод: Эффективность данного направления прослеживается в том, что кроме обретения физической формы, упражнения помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность, дают положительный эмоциональный заряд, пробуждают интерес и желание заниматься физической культурой, узнают о себе много нового. Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах.
Реализуя проект, выстраиваю отношения с родителями. Составлен план взаимодействия (Приложение № 3). Как показала практика, наиболее эффективная форма работы с родителями это мастер- класс, изготовление буклетов, совместные занятия с детьми.
Взаимодействие с педагогами осуществляю на протяжении всего периода реализации проекта. Составлен план (Приложение № 4). Наиболее эффективной формой работы считаю семинар – практикум, мастер- класс.
III. Заключительный этап: (май 2016 год) Задачи:
Анализ результатов реализации поставленных задач.
Корректировка содержания деятельности по результатам обследования.
Формы и методы реализации проекта.
- дополнительная (подгрупповая)деятельность;
Словесные методы: объяснение, указания, пояснения, подача команд, распоряжений, сигналы, вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, беседа, словесная инструкция.
Наглядные методы: показ инструктора по физической культуре, использование наглядных пособий.
Практические методы: к практическим методам относят повторение упражнений без изменения и с изменениями, а также проведение их в игровой форме.