Ольга Рассейкина
Проект для первой младшей группы «Мордовские игрушки»
Проект для первой младшей группы: «Мордовские игрушки»
[/b]
Пояснительная записка
Известно, что в дошкольном возрасте ребенок усваивает общечеловеческие духовно – нравственные ценности через культуру родного народа при ознакомление с родным языком и окружающим его природным, социальным и материальным миром. Воспитание и обучение детей на материале окружающего его мира, на национальных традициях способствует сохранению этноса, его генофонда, развитию народной культуры, а также включает ребенка в единое образовательное пространство России, что влияет впоследствии на укрепление межэтнических отношений, совершенствование межкультурного общения.
Публикация «Проект для первой младшей группы „Мордовские игрушки“» размещена в разделах
Народная игрушка — часть народной культуры. Игрушки еще с давних времен делались как для детей, так и для взрослых. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что изготовление игрушки самим ребенком не только дает возможность поиграть с ней, но и способствует развитию ручных навыков и творческих способностей.
Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые- мама, бабушка, старшая сестра, потом- она сама. Рукоделие всегда поощрялось, т. к. развивало необходимые навыки. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.
Возраст участников проекта: 2 – 3 года
Тип проекта: познавательный
Длительность: краткосрочный с 9 марта по 12 марта
Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники группы №4 (дети 2 – 3 лет, родители.
Место проведения: МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №8».
Актуальность
Проживая в Мордовии дети мало знакомы с народом и искусством. В ходе реализации проекта дети получают знания о народных промыслах Мордовии. Будут знать где зарождалась народная игрушка. Начнут проявлять интерес к народно – прикладному искусству и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Работа над комплексным проектом «Мордовские игрушки» способствует:
Воспитанию у детей любви к родному краю, желание создавать яркие выразительные творческие работы.
Обогащает их знания и умения.
Позволяет ощутить гордость за свою малую Родину, богатую славными традициями.
Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи дошкольника:
Помогают составлять описательные рассказы по игрушкам.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно — прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.
В узорах соблюдаются определенный ритм, счетность в исполнении орнамента, что несомненно, развивает элементарные математические представления.
Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе художественно — эстетического развития.
Задачи проекта:
Образовательные: формирование представлений о Родине, как многонациональной стране, привитие детям способности с пониманием и уважением относиться к культуре и традициям других народов; знакомство детей с устным народным творчеством и народным прикладным искусством; формирование нравственных качеств.
Развивающие: развитие у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к мордовской культуре и традициям.
Воспитательные: формирование у детей нравственно-патриотических чувств через приобщение к культуре и традициям.
Ожидаемые результаты
• Расширение знаний детей о Мордовии, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям
• Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному краю.
• Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
• Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни
• Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.
Формы и методы реализации проекта
Работа с воспитанниками:
Беседы: «Кукла в мордовском костюме», «Народные сказки», «Народные промыслы Мордовии», «Мордовские игры».
Рассматривание: «Мордовские игрушки - куклы», альбома «Мордовская кухня», «Тавлинские игрушки»
Чтение худож. лит-ры: Произведения мордовских писателей и поэтов П. Машканцев «Ирма», «Огородник», «На лугу», Л. Земскова «Луна и солнышко», А. Ежов «Мастер», Т. Тимохина «Андрюшка» С. Кинякин «Обиженный кот», Г. Агейкин «Рыбки»; Ф. Бобылев «Лягушки попрыгушки».
Рисование: «Украсим платье узором»
Дидактическая игра: «Кто оденет куклу Алдуню?», «Что где находится?», «Расскажи, а мы отгадаем», «Кто в заповеднике живет?», «Отгадай сказочного героя», «Кто оденет куклу Татуню?
Подвижные игры: «В зайчиков» («Нумолнесэ» - эрз., «Нумолняса» - мокш.); «В белочек» («Урнесэ» - эрз., «Урняса» - мокш.); «В гусей и волка» («Галынесэ ды верьгинесэ» - эрз., «Мацикс да врьгазкс» - мокш.)
Работа с родителями
Консультации: «История народных игрушек», «Народная кукла в игре современных детей»
Подбор материала для оформления фотоальбома «Мордовская кухня»
Этапы реализации проекта:
1. Организационно-подготовительный:
- постановка цели и задачи совместной деятельности;
- подбор дидактической и методической, художественной литературы.
2. Основной этап:
- организация тематических бесед с воспитанниками;
- организация взаимодействия с родителями (оформление информационных
стендов, организация групповых консультаций и др.);
- Чтение художественной литературы.
- Прослушивание песен
3. Заключительный этап
План график мероприятий
1 день проекта (09.03.2021г.)
Беседа на тему «Кукла в мордовском костюме»
Рассматривание картинок «Мордовские игрушки – куклы»
Дидактическая игра: «Кто оденет куклу Алдуню?»
Подвижные игра: «В зайчиков»
Чтение худож. лит-ры: П. Машканцев «Ирма», «Огородник», «На лугу»
2 день проекта (10.03.2021г.)
Беседа на тему «Народные сказки»
Рассматривание альбома «Мордовская кухня»
Дидактическая игра: «Что где находится?»
Подвижные игра: «В белочек»
Чтение худож. лит-ры: Л. Земскова «Луна и солнышко», Ф. Бобылев «Лягушки попрыгушки».
3 день проекта (11.03.2021г.)
Беседа на тему «Народные промыслы Мордовии»
Рассматривание картинок «Тавлинские игрушки»
Рисование «Украсим платье узором»
Дидактическая игра: «Расскажи, а мы отгадаем»
Чтение худож. лит-ры: А. Ежов «Мастер», Г. Агейкин «Рыбки».
4 день проекта (12.03.2021г.)
Беседа на тему «Мордовские игры»
Дидактическая игра: «Отгадай сказочного героя»
Подвижные игра: «В белочек»
Чтение худож. лит-ры: Т. Тимохина «Андрюшка» С. Кинякин «Обиженный кот».
Оценка результатов и отчетность
- Дети получили знания и представление о том,
У детей сформировался положительный образ защитника Отечества.
- Воспитанники получили элементарные знания об Армии, военной технике.
- Игровая деятельность обогатилась новыми сюжетами
- обогатился словарный запас.
- развилось слуховое восприятие.
- развилась речевая активность, любознательность.