Лариса Грушина
Проект для дошкольников «Математика — это интересно» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к проекту
«Математика – это интересно!»
Актуальность проекта :
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Публикация «Проект для дошкольников „Математика — это интересно“ в старшей группе» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Математика для детей имеет наиболее важное значение в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение её должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причём не надо бояться серьёзных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребёнка улавливает всё до мелочей, и если порой малыш не всё понимает, это не страшно, всё равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребёнок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребёнком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Почему же многим детям так трудно даётся математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребё нка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребёнка соответствующим образом.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем, эти умения очень недолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро через месяц-два, и ребёнок не может самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании, что приводит к появлению "проблем с математикой". Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект «Математика – это интересно!»
по овладению детьми среднего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.
Цель проекта :
- Способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей старшего возраста, познавательной активности через занимательный развивающий материал.
- Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- Развивать математические представления детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
- Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления
Задачи проекта :
- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д. ;
- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др. ;
- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).
- Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.
- Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.
- Формирование базисных математических представлений и речевых умений.
Ожидаемый результат:
- Дети активны и самостоятельны в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
- Дети успешно решают логические задачи;
- Проявляют интерес к экспериментированию. Способны наметить последовательные шаги развития ситуации, следуют цели, выбирают средства;
- Активно включаются в игры на классификацию и сериацию; предлагают варианты; участвуют в преобразовательной деятельности.
Используемые методы:
• Игры
• Просмотр мультфильмов
• Беседы, викторины
• Использование художественной литературы
• Консультации для родителей
• Создание в группе математического уголка
• Демонстрация наглядных пособий
• Презентации
• Аппликация
• Рисование на манке
Паспорт педагогического проекта
Структура Содержание
Тема «Математика – это интересно!»
Адресация проекта Дети, воспитатели и родители воспитанников
Руководитель проекта Грушина Л. С. - воспитатель старшей группы
Участники проекта Воспитатели, дети, родители
Возраст воспитанников 5-6лет
Особенности проекта По характеру создаваемого продукта:
Познавательный, игровой, творческий
По количеству участников: групповой;
По продолжительности:краткосрочный (1 неделя);
По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения.
Цель проекта - Способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей старшего возраста, познавательной активности через занимательный развивающий материал.
- Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- Развивать математические представления детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
- Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления
Задачи проекта - Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д. ;
- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др. ;
- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).
- Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.
- Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.
- Формирование базисных математических представлений и речевых умений.
Ресурсы проекта Необходимое обеспечение:
- методические материалы.
-художественная литература: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
- электронные ресурсы (материалы сети интернет);
Предполагаемые продукты проекта Ожидаемые положительные результаты проекта :
Продукты деятельности педагога:
- Картотека математических загадок; графические диктанты по клеточкам; лабиринты; «Занимательная математика»
(пословицы, поговорки, скороговорки,
стихи, задачи на внимание,
занимательные вопросы, логические концовки, считалки); Математические задачки в стихах
- Альбомы «Найди отличия», «Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентировка в пространстве», «Игры со счетными палочками», «Дидактические игры по математике»
- Конспект беседы «Как люди научились считать»
- Консультации для родителей "Математика-это интересно!". Памятка для родителей «Домашняя математика : мы вместе»
- Викторина «Угадай-ка»
- Дидактические игры: разрезные картинки "Дни недели и времена года", «Числовые домики», «Сосчитай-ка», «Повтори узор», «Математические весы»
- Презентации «Математика в подготовительной группе», «Занимательная математика»
- Создание в группе математического уголка
Продукты деятельности детей:
-Аппликация
-Рисование
Продукты деятельности родителей:
- Просмотр мультфильмов дома с детьми «Снова в стране геометрии», «История о силе цифр», «Учимся считать от 1 до 20 с ежиком Жекой», «Математические величины» (обучающий мультфильм)
- Помощь родителей в создании дидактических игр в математический уголок группы
Этапы работы над проектом.
Этапы работы Содержание работы Предполагаемый результат
Первый этап: Подготовительный
Цель: способствовать развитию интереса к деятельности
Второй этап: Основной
Цель: способствовать накоплению опыта и необходимой информации
Третий этап
Творческий
Цель: способствовать развитию, творчества, фантазии, необходимых практических навыков в художественно-творческой деятельности детей
Вводная беседа с детьми «Как люди научились считать»
Чтение художественной литературы: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах
Дидактически игры: разрезные картинки "Дни недели и времена года", «Числовые домики»
Просмотр мультфильмов «Остров ошибок», «Укротитель цифр»
Математические игры.
Викторина «Угадай-ка»
Консультации для родителей "Математика-это интересно!".
Памятка для родителей «Домашняя математика : мы вместе»
Презентации «Математика в подготовительной группе», «Занимательная математика»
Дидактически игры: «Сосчитай-ка», «Повтори узор», «Математические весы», «Найди отличия», «Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентировка в пространстве»
Игры со счетными палочками
Вечер занимательной математики
Создание в группе математического уголка
Аппликация «Животные из геометрических фигур»
Рисование геометрических фигур на манке
Конспект беседы
Книжная выставка
Дидактические игры: разрезные картинки "Дни недели и времена года", «Числовые домики»
Альбом «Дидактические игры по математике»
Конспект викторины
Консультации для родителей "Математика-это интересно!". Памятка для родителей «Домашняя математика : мы вместе»
Презентации «Математика в подготовительной группе», «Занимательная математика»
Дидактически игры: «Сосчитай-ка», «Повтори узор», «Математические весы»
Альбомы «Найди отличия», «Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентировка в пространстве»
Альбом «Игры со счетными палочками»
Картотека «Занимательная математика»
(пословицы, поговорки, скороговорки,
стихи, задачи на внимание,
занимательные вопросы, логические концовки, считалки); «Математические задачки в стихах»
Создание в группе математического уголка