Елена Шокшинская
Проект для детей старшей группы «Метеоролог»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
для детей старшей группы
«Метеоролог- профессия для любителей природы»
с участием родителей
Тип проекта- долгосрочный проект
Направленность проекта- познавательный проект
Длительность проекта- 3 месяца
Участники проекта- воспитанники старшей группы, воспитатели, родители
Введение
Публикация «Проект для детей старшей группы „Метеоролог“» размещена в разделах
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Проект является многофункциональным: дети получают экологические знания и одновременно знакомятся с профессиями эколога, метеоролога, овладевают практическими навыками и умениями, присущие данным профессиям, получают знания об инструментариях (барометр, термометр, гидрометр, флюгер и т. д.).В ходе проекта они знакомятся с сопутствующими профессиями (лесника, егеря, синоптика,геолога, строителя, лётчика, моряка, диктора телевидения,с их трудовыми функциями.
В метеорологической станции дети смогут применить свои знания, отработать практические навыки в экспериментальной, исследовательской деятельности, научатся самостоятельно обобщать, делать выводы, самостоятельно проводить экологические опыты, эксперименты.
Проект "Метеоролог- профессия для любителей природы» предполагает два направления:
экологическое воспитание;
профориентация.
Мероприятия экологического и природоохранного направлений в рамках детского движения "Эколята-дошколята" (работа стенда «Эколята – дошколята») дополнят работу в метеорологической станции.
Метеорологическая станция, расположеннаяна участке нашей группы состоит из следующих объектов и приборов:
метеостанция – площадка, на которой установлено специальное оборудование для элементарного прогнозирования погоды;
барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменениекоторого предвещает перемену погоды;
термометр - используется для измерения температуры воздуха;
флюгер - прибор для определения направления и силы ветра;
дождемер - служит для измерения количества осадков;
снегомер - прибор для измерения глубины снежного покрова;
компас - прибор для определения сторон света;
солнечные часы – прибор для определения времени по солнцу;
ветряной рукав- указатель для определения силы и направления ветра;
метеобудка – домик, который служит для размещения метеоприборов;
стенд, для фиксирования природных изменений, показаний приборов;
гигрометр из шишек – для измерения влажности воздуха.
Также в метеорологической стации расположен необычный прибор для определения атмосферного давления – еловая веточка. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклонятся при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе», при этом опытным путем определено ее положение в различную погоду. Для обеспечения наглядности и доступности понимания показаний прибора шкала выполнена в виде аппликации из непромокаемого материала, которая отражает три вида погодных условий:
«тучка с дождинками» – к снижению атмосферного давления и дождю;
«тучка, закрывающая солнышко» – к повышению атмосферного давления и переменной облачности;
«светящееся солнышко» - к высокому давлению и солнечной погоде.
С целью формирования представлений детей о взаимосвязи растительного мира и погоды в летний период на территории метеоплощадки посажены некоторые из «растений –предсказателей погоды» (ноготки, вьюнок, эшольция).
Наблюдая за живой и неживой природой, мы говорим и о загрязнении и чистоте воздуха, о засорении лесов, мест отдыха на природе, бережном отношении к растениям, в том числе и выращенные людьми. Мы говорим и о том, что в лесу дышится легче, а в городе тяжелее. Участие в мероприятиях «Эколята – дошколята» ,это практический выход в рисунках, поделках, работа в уголке природы, деятельность в метеорологической станции, отражение в форме фотоотчётов на экранах стенда.
Герои – «эколята» (Умница, Тихоня, Шалун и Ёлочка) помогают в организации игр, бесед, викторин, опытов, экскурсий. Также они приглашают принять участие в конкурсах, экологических акциях. Создание метеорологической станции и работа стенда «Эколята – дошколята» – это специально созданные условия, которые помогут содействовать развитию познавательных интересов детей, усвоению обязательных знаний, умений, норм, правил, приобщению детей к природе, формированию экологической культуры.
Мероприятия экологического и природоохранного направлений в «Эколятах - дошколятах» продолжаются и проходят красной нитью в профориентационном проекте "Метеоролог- профессия для любителей природы» и неотрывно связаны с работой метеорологической станции.
Постановка проблемы
Дети старшего дошкольного возраста готовы к открытиям, пытливы к знаниям. Им свойственна тяга к новым впечатлениям, любознательность, постоянное стремление экспериментировать. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на открытие мира. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать первые шаги к новым достижениям, развитию, первым профессиональным ориентирам.
Цель проекта :
Воспитание экологически грамотного и охраняющего природу ребёнка.
Формирование представлений, интереса к профессиям, связанным с природоохранной деятельностью, к науке, мотивации к выбору будущей профессии.
Задачи
Познавательное развитие:
формировать у детей осознанное, общественно значимое отношение к труду любой профессии;
расширять представления детей в сферах человеческой деятельности (метеорология, экология, природоохранная деятельность);
способствовать ранней профориентации дошкольников;
развивать интерес к различным профессиям;
способствовать развитию умений самостоятельно проводить опытническую, исследовательскую деятельность;
развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Речевое развитие:
обогащать словарь детей путем введения новых понятий: термометр, флюгер, дождемер, барометр, компас, ветряной рукав, солнечные часы и др. ;
развивать связную речь: умение составлять описательный рассказ о погоде, показаниях приборов;
совершенствовать диалогическую форму речи.
Социально – коммуникативное развитие:
совершенствовать умение соблюдать элементарные правила поведения в природе (бережного отношения к окружающей природе);
формировать бережное отношение к тому, что сделано людьми профессий, продукту профессий (леса, заповедники, питомники);
прививать детям чувство благодарности к людям, которые приумножают и охраняют природу России.
Художественно – эстетическое развитие:
развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира;
закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы;
развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков;
формировать художественно – творческие способности.
Физическое развитие:
расширять представления о здоровом образе жизни: роли солнечного света, чистого воздуха, лесов и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье, особенно в нашем промышленном регионе.
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта :
виртуальные экскурсии в питомник лесничества (посадки саженцев сосны, ели); экскурсии в близлежаще скверы, парки, в которых имеются зеленые насаждения;
виртуальные экскурсии (метеорологическая станция на северном полюсе,з аповедник, геологическая экспедиция, экологическая тропа);
серия бесед «Это необходимо знать каждому живущему на Земле», «Атлас профессий»;
исследовательская, опытно– экспериментальная образовательная деятельность в режимных моментах;
чтение художественной литературы, викторины;
знакомство с народными приметами, пословицами, загадками («Народная мудрость»);
совместная и самостоятельная художественно-творческая и игровая, трудовая деятельность детей (рисунки, поделки, подготовка к выставкам, посадка и уход за растениями);
сбор и рассматривание иллюстраций, фотоматериалов;
сюжетно- ролевые, настольно- печатные и дидактические игры;
посещение библиотеки (профессии в книгах);
мультфильмов, видеофильмов («Где спит солнышко?», «Почему бывает радуга?», «Почему желтеют и опадают листья?» и др.);
акции «Чистый воздух» (посадка сосен на территории учреждения, «Начнём с себя» (фотоотчёт – выставка экологической направленности) и др.
прослушивание аудиозаписей (звуки леса, птиц);
практическая деятельность в станции и составление собственного прогноза;
«Встреча с профессией» (приглашение лесника, геолога);
выпуск стенгазет (создание стенда «Экодерево» («Эколята – дошколята»);
развлечение «Как поспорили Погода с Непогодой»;
создание «Атласа профессий».
Всё это поможет ранней профориентации детей, обогатит представления детей о профессиональном труде метеоролога, эколога, лесника и других близких профессий; у ребят появится интерес к значимости их профессиональной трудовой деятельности.
Ожидаемые результаты
у детей сформируется осознанное, общественно значимое отношение к труду любой профессии;
получат представления детей о сферах человеческой деятельности (метеорология, экология, природоохранная деятельность);
получат первичные практические умения наблюдать за погодными явлениями, самостоятельно снимать показания с приборов: термометра, флюгера, дождемера, барометра, компаса, ветряного рукава, солнечных часов, анализировать и делать выводы по полученным результатам;
сформируется интерес к профессиям, связанным с природоохранной деятельностью;
сформируется осознанное отношение к здоровому образу жизни, нравственному отношению к природе.
План-график мероприятий
I этап –подготовительный
1. Изучение научно-методической литературы по теме проекта.
2. Составление тематического плана.
3 Выступление на родительском собрании.
3. Анкетирование родителей.
4. Подбор материала для картотеки загадок, пословиц о профессиях и труде.
II этап- основной
Месяц/
Неделя Работа с детьми, связанная с метеорологической станцией Мероприятия экологического и природоохранного направлений в рамках реализации проекта («Эколята – дошколята») Работа с родителями Совершенствование предметно - развивающей среды
Сентябрь
1я неделя Игра - беседа «Кому пригодится прогноз погоды?» (службы, профессии) Загадки от Умницы «Загадки планеты Земля (осенние явления природы)» Родительское собрание «Развитие ранней профориентации через организацию работы в метеорологической станции» Создание стенда «Экодерево»
(«Эколята – дошколята»)
Практическая деятельность «Отмечаем прогноз погоды»
Виртуальная экскурсия «Метеорологическая станция на северном полюсе» Серия бесед «Это необходимо знать каждому живущему на Земле» : «Что будет, если?» Конкурс поделок «Берегите природу!» Выставка поделок в центре взаимодействия с родителями «Берегите природу!»
Сентябрь
2я неделя Серия бесед «Атлас профессий» : метеоролог.
Создание странички атласа «метеоролог».
Виртуальная экскурсия в питомник лесничества (посадки саженцев сосны, ели)
Экскурсия в сквер Лазарева (зарисовки насаждений) Размещение «Атласа профессий» в центре природы
Практическая деятельность «Работа с барометром» Дидактическая игра «Что мы сажаем, сажая леса?»
Акция «Чистый воздух» (посадка сосен на территории учреждения) Фотоотчёт на стенде по проекту в центре взаимодействия с родителями
Игра малой подвижности «Четыре стихии» (профессия – метеоролог) Стенгазета «Давайте же, ребята, природу охранять!» Выпуск стенгазеты «Давайте же, ребята, природу охранять!» (стенд «Экодерево»)
Сентябрь
3я неделя Серия бесед «Атлас профессий» : эколог.
Создание странички атласа «эколог». Серия бесед «Это необходимо знать каждому живущему на Земле» : «Чистый воздух: совет детям о бережном отношении к природе» Участие в создании «Атласа профессий» Размещение «Атласа профессий» в центре природы
Виртуальная экскурсия «Экологическая тропа»
Практическая деятельность «Работа с термометром» Дидактическая игра «Этажи леса»
Эстафеты: «Уборка леса», «Лесной ручей», «Помоги животным»
Считалки о природе
(профессия – эколог)
Сентябрь
4я неделя Серия бесед «Атлас профессий» : лесник.
Создание странички атласа «лесник». Дидактическая игра
«Лесная школа»
Размещение «Атласа профессий» в центре природы
Исследовательская деятельность
«Семена шишек» Стенгазета «Сбережём и преумножим» (в защиту новогодней ёлочки «Ёлочка – живи!») Выставка
«Ёлочный базар» (искусственные ёлочки из бросового материала) Выпуск стенгазеты «Сбережём и преумножим» (стенд «Экодерево»)
Практическая деятельность «Работа с компасом» Загадки от «Умницы» «Загадки планеты Земля: явления природы» Участие в фотовыставке «Игрушки из природного материала своими руками" Размещение в центре взаимодействия с родителями (стенд по проекту)
Подвижная игра «Хитрая лиса» (профессия – лесник)
Октябрь1я неделя Серия бесед «Атлас профессий» : синоптик.
Создание странички
атласа «синоптик». Выставка рисунков
«Климат на Земле»
Стенд «Экодерево» Размещение «Атласа профессий» в центре природы
Игра – эксперимент «Таяние льдов»
Виртуальная экскурсия «Экспедиция на Север»
Беседа "Кто такой синоптик" Акция «Погода за окном» (снятие показаний домашнего термометра) Создание «Карты погоды сегодня в городе Губкине»
Октябрь2я неделя Серия бесед «Атлас профессий» : геолог.
Создание странички атласа «геолог». Серия бесед «Это необходимо знать каждому живущему на Земле» : «Всемирное потепление»
Размещение «Атласа профессий» в центре природы
Игра – эксперимент «Живые камни» Участие в создании «Музея камня» «Музей камня»
Полоса препятствий «В поисках клада» (профессия – геолог) Дидактическая игра
«Защитим и преумножим»
Октябрь3я неделя Виртуальная экскурсия «Геологическая экспедиция»
Загадки от «Умницы»
«Загадки планеты Земля (весенние явления природы)» Участие в создании «Музея барометра и термометра» «Музей барометра и термометра»
Практическая деятельность «Солнечные часы» Стенгазета «Спасём планету от мусора!» Выпуск стенгазеты «Спасём планету от мусора» (стенд «Экодерево»)
Полоса препятствий «В поисках клада» (профессия – геолог)
Октябрь4я неделя Серия бесед «Атлас профессий» : строитель.
Создание странички атласа «строитель». Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры "Метеоролог" Размещение «Атласа профессий» в центре природы
Экспериментальная деятельность «Посадка семян ели» Серия бесед «Это необходимо знать каждому живущему на Земле» : «Очистим планету от мусора» Фотовыставка «Начнём с себя» (уборка территорий после отдыха на природе, у дома и т. д.) Фотовыставка экологической направленности
«Начнём с себя»
(стенд «Экодерево»)
Подвижная игра с мячом «Строительные специальности»
«Строительная эстафета»
Эстафета «Перенеси инструменты»
(профессия – строитель) Дидактические игры «Что из чего?» (материалы)
«Что нам стоит – дом построить?» Сюжетно-ролевая игра "Охраняем лес от браконьеров" Акция «Берёзкины слёзки» (выпуск экологического листа)
Ноябрь
1я неделя Встреча с профессией: «лесник». Акции «Чистый воздух» (посадка елей, сосен на территории учреждения).
Виртуальная экскурсия «Заповедники России»
Практическая деятельность «Составление собственного прогноза» «Тихоня» предлагает:
«Посадка цветочной рассады».
Подвижная игра «Леший»
«Липкие пеньки» (профессия – лесник) Серия бесед «Это необходимо знать каждому живущему на Земле» : «Исчезающие растения». Приглашение родителей в группу-знакомство со стенами, созданными руками детей и педагогов Фотоотчёт по работе проекта (стенд по проекту)
Ноябрь
2я неделя Серия бесед «Атлас профессий» : диктор телевидения.
Создание странички атласа «диктор телевидения» Виртуальная экскурсия «Путешествие в маленький лес с «Шалуном» (наблюдение за посадками сосен и елей, уход, прополка) Участие в изготовлении экологических знаков для участка группы
«Защитим и приумножим» Размещение «Атласа профессий» в центре природы
Разучивание двигательных игровых упражнений в стихах (профессия – диктор) Стенгазета «Нас в любое время года учит мудрости природа» Развлечение «Как поспорили Погода с Непогодой» Выпуск стенгазеты «Нас в любое время года учит мудрости природа» (стенд «Экодерево»)
««Ёлочка» приглашает в лес» (прослушивание аудиозаписей (звуки леса, птиц) Участие в создании «Музея воздуха»
Знакомство с профессией экскурсовода в музее «Музей воздуха»
Ноябрь
3я неделя Серия бесед «Атлас профессий» : лётчик.
Создание странички атласа «лётчик». Развлечение «Как поспорили Погода с Непогодой»
Размещение «Атласа профессий» в центре природы
Практическая деятельность «Цветы - барометры» Загадки от Умницы «Загадки планеты Земля» (летние явления природы) Выпуск буклета «Народная мудрость – приметы» «Начнём с себя» (фотоотчёт – выставка экологической направленности: отдых на природе)
Подвижные игры «Самолёты», «Вертолёты»
(профессия – лётчик)
Ноябрь
4я неделя Серия бесед «Атлас профессий» : моряк.
Создание странички атласа «моряк». Серия бесед «Это необходимо знать каждому живущему на Земле» : «Зависит от каждого!» «Экологическое лукошко» : сбор семян цветов для оформления клумб; деревьев для поделок. Размещение «Атласа профессий» в центре природы
Подвижные игры
«Рыбак и рыбки»
«Море волнуется»
«Удочка»
«Моряки и акула» (профессия – моряк) Стенгазета «Берегите, люди, лес!» Выпуск стенгазеты «Берегите, люди, лес!» (стенд «Экодерево»)
III этап – заключительный
Презентация по итогам проекта «Метеоролог- профессия для любителей природы» на родительском собрании.
Продукт: «Атлас профессий"
Список литературы:
1. Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. [Текст] / – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.
2. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Текст] / Т. Г. Сальникова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 24 с. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». 2010г
3. Маневцева Л. Н., Саморукова П. Г. «Мир природы и ребенок» 2009г.
4. Полная хрестоматия для детского сада. Издательство: "РОСМЭН" (2015).