Ольга Новокшенова
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Что я знаю о финансах?»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Умка»
Каменского района Алтайского края
Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку социокультурной направленности «Шаг в будущее»
Номинация: «Лучший педагогический проект»
Проект
для детей старшего дошкольного возраста
«Что я знаю о финансах?»
Тип проекта : информационно – практико- ориентированный.
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Что я знаю о финансах?“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Срок реализации проекта : Краткосрочный (сентябрь 2022 – октябрь 2022)
Автор проекта :
Новокшенова Ольга Викторовна
воспитатель
высшей квалификационной категории
2022г.
Пояснительная записка
Финансовая грамотность- это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Актуальность:
Актуальность темы обусловлена формированием исключительно важных качеств финансового воспитания дошкольника, в основе которых лежат грамотность и умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений. В настоящее время идет большой поток информации направленный на необходимость ребёнка владеть основами финансовой грамотности. Материальные ценности доминируют над духовными и мы должны воспитывать у детей представление о таких нравственных качествах, как экономность, бережливость и честность.
Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте.
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Он направлен на развитие представления детей об основах финансовой грамотности, проявлению интереса к профессиональной деятельности взрослых,решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Цель: Создание максимально эффективных условий для развития финансовой грамотности ребенка; знакомство с профессией работника банка, формирование коммуникативно- экономической грамотности; воспитание на доступных детскому восприятию ситуативных примерах и образах таких положительных качеств личности, как экономность, бережливость честность.
Задачи:
Формировать у детей первичное представление о работнике банка.
Поощрять стремление ребенка размышлять, вести беседу.
Воспитывать интерес к профессии банковского работника.
Расширять представление детей об первичных экономических отношениях.
Срок реализации проекта : Краткосрочный (сентябрь 2022 – ноябрь 2022)
Участники проекта : Воспитатель, дети старшей группы, родители.
Вид проекта : информационно – практико - ориентированный.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный (сентябрь 2022г.)
2 этап. Практический (октябрь 2022 г.)
3 этап. Заключительный (октябрь 2022г.)
Формы реализации проекта :
Непосредственно образовательная деятельность;
Дидактические и словесные игры;
Загадки;
Сюжетно – ролевые и подвижные игры;
Беседы;
Чтение художественной литературы;
Продуктивная деятельность;
Консультации для родителей.
Предполагаемый результат:
Дети приобретают первичный финансовый опыт.
Обогатился словарный запас по данной теме.
Дети учатся устанавливать финансовые отношения в различных сферах деятельности.
У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу помощь и поддержку.
Для родителей оформлены рекомендации по развитию финансовой грамотности у детей.
Появляется интерес к профессии банкира.
Этапы осуществления проекта :
1 этап - Подготовительный этап
Проведение подготовительной работы для проведения проекта :
Изучение литературы, подбор методов для реализации проекта.
Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями.
Создание развивающей среды, оформление игр по теме: дидактических, словесных, сюжетно – ролевых, коммуникативных; картотеки загадок; подбор литературы фотографий, иллюстраций, связанных с темой проекта).
Интервью с детьми «Что такое финансовая грамотность?» (выявить уровень знаний детей, заинтересовать темой).
Информировать родителей (законных представителей) с планом проекта.
Подготовка консультаций, составление буклетов, рекомендации для родителей.
2 этап – Основной, организационно - практический
Реализация основных видов деятельности по основным направлениям проекта
1 неделя октября
Беседа «Что такое финансовая грамотность?». Цель: уточнить знания детей по теме.
НОД. Тема:«Я - работник банка». Цель: формировать первичные представления о профессии банкир, элементарные знания об экономике и экономических понятиях.
Словесная игра «Какие ошибки допустил художник?». Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать интерес к подбору нужной карточки.
Подвижная игра «Монетки». Цель: развивать быстроту реакции, ловкость.
Труд: «Поиграли и убрали все на место» - закреплять умение убирать атрибуты для игры на место.
Сюжетно – ролевая игра «Банк». Цель: дать детям представление о работе банка, его сотрудниках и финансовых операциях.
Рассматривание сюжетных картинок : профессии, банкноты.
Изготовление атрибутов для игр, картотеки, буклетов
Дидактические игры: «Загадки» Цель: закрепить понятия, относящиеся к теме «Финансовая грамотность»
Рисование: «Моя будущая профессия». Цель: воспитывать у детей фантазию.
2 неделя октября
НОД. Тема «Что такое деньги и для чего они нужны?». Цель: закреплять представления детей о финансовых отношениях.
Д/игра «Мы идём за покупками». Цель: формировать у детей представления об обороте денег.
Просмотр фильма «Уроки тетушки Совы»
Рассматривание и беседа по сюжетным картинкам
Сюжетно – ролевая игра «Банкомат». Цель: вызвать интерес к работе и обслуживанию банкомата.
Раздача буклетов родителям «Основы финансовой грамотности»
3 неделя октября
Беседа «Покупаем- продаём» Цель: обсуждение практических ситуаций; как можно совершить покупку.
Словесная игра «Монеты и банкноты» Цель: закрепить название и умение называть достоинство монет и банкнот.
НОД. Тема: «Экскурсия в банк». Цель: воспитывать у детей интерес к работе банка, применение полученных ранее знаний на практике.
Решение проблемных ситуаций «Как вести себя в банке?»
Дидактическая игра: «Дороже- дешевле». Цель: расширить представления детей о стоимости товара.
Рассказы детей из собственного опыта «Как я ходил с мамой в банк»., «Как пользоваться банкоматом?» Цель: активизировать речь детей
Третий этап (заключительный)
4 неделя октября
НОД. Тема «Путешествие в страну финансов». Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей.
Беседы «Семейный бюджет». Цель: учить давать оценку составления
семейного бюджета, беречь деньги, экономить.
Игровое упражнение «Дети и деньги».
Цель: формировать культуру обращения с деньгами, подготовка к самостоятельному обращению с деньгами.
Решение проблемной ситуации и обсуждение вопросов «Почему не хватает денег?», «Как можно заработать деньги?»
Итоги проекта :
Картотека загадок «В мире финансов»;
Подборка дидактических и подвижных игр. Тема «Финансовая грамотность»;
Конспекты занятий «Путешествие в страну финансов», «Экскурсия в банк», «Что такое деньги и для чего они нужны», «Я- работник банка»
Список литературы:
Примерная парциальна образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности»
Сборник методических материалов к примерной парциальной
образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой
грамотности»
Сборник демонстрационных материалов «Экономическое воспитание
дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности»
Галкина Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного
возраста / Учебно-методическое пособие. – Издательство Челябинского
государственного педагогического университета, 2015. – 89 с.
Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у
детей старшего дошкольного возраста : учебное пособие / Л. Н. Галкина. –
Челябинск, 2006.
Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников / А. Д.
Шатова. – М., 2005.
Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: методическое пособие / Т. А.
Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2019.