Ирина Баканова
Проект для детей среднего дошкольного возраста «Матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема или ситуация:
У детей нет представления о матрёшке, как предмете истории, культуры своего народа, нет и устойчивого интереса к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности.
Цель проекта:
Формировать представление детей о народных игрушках - матрешках. Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки матрёшки.
Публикация «Проект для детей среднего дошкольного возраста „Матрешка“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Актуальность: в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем-то удивить. Работа над этим проектом позволит расширить представления у детей о разнообразии этой игрушки, дать исторические сведения, приобщить к красоте народно-прикладного искусства.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Возраст детей: 4-5 лет.
Тип проектной деятельности: творческий, художественно-эстетический
Задачи проекта:
1. Познакомить с историей матрёшки.
2. Формировать эмоциональную выразительность речи.
3. Систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки.
4. Развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам.
5. Развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд.
6. Содействовать развитию творческих способностей детей.
Продукт:
1. Выставка работ детской деятельности по теме проекта.
2. Досуг по теме «М трешка – русская игрушка».
3. Мини- музей народной игрушки.
Виды деятельности по направлениям развития:
Реализация проекта:
Первая неделя.
Понедельник
1-я половина дня
(Познавательное развитие. Ознакомление с предметным окружением.)
Беседа на тему: «Народная игрушка – Матрешка».
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей знание о русской народной игрушке - матрешке;
Знакомство с русским национальным костюмом;
Развивающие:
Развивать у детей желание вступать в общение, отвечать на вопросы воспитателя;
Воспитательные:
Воспитывать умение не перебивать говорящего, дослушивать до конца.
2-я половина дня
Чтение художественной литературы.
Л. Некрасова «Весёлые матрёшки», Ю. Володина «Матрёшки», Л. Громова «Подарок Маше», Н. Радченко «На полке куколка стоит…», С. Маршак «О матрёшках», А. Кулешова «Матрёшка», загадки о матрешках.
Образовательные:
Формировать умение отгадывать загадки
Развивающие:
Развивать память;
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать художественные произведения.
Вторник
1-я половина дня
(Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений.)
«В гости к нам пришли матрешки»
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине;
Учить считать до 4 (на основе наглядности);
Развивающие:
Развивать у детей желание вступать в общение, отвечать на вопросы воспитателя;
Развивать умения определять пространственные направления от себя;
Воспитательные:
Воспитывать умение действовать совместно.
2-я половина дня
(Разучивание частушек)
Среда
1-я половина дня
(Художественно-эстетическое развитие. Лепка.)
«Семья Матрешек»
Задачи:
Образовательные:
Учить детей лепить предмет овальной формы;
Продолжить знакомить с приемами сглаживания;
Научить создавать композицию.
Развивающие:
Развивать координацию движений рук;
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к предметам собственного труда и труда сверстников.
(Речевое развитие.)
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей знание о русской народной игрушке - матрешке;
Формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение четко проговаривать звуки в словах.
Развивающие:
Развивать умение понимать образный смысл фольклорных произведений;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к устному народному творчеству
Четверг
1-я половина дня
(Художественно-эстетическое развитие. Рисование.)
«Веселые подружки- матрешки»
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение создавать декоративные композиции;
Развивающие:
Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов;
Развивать умение аккуратно закрашивать ограниченную поверхность
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к предметам собственного труда и труда сверстников.
Вторая неделя.
Среда
1-я половина дня
(Художественно-эстетическое развитие. Аппликация.)
«Русская Матрешка»
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей умение правильно держать ножницы;
Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов;
Формировать умение складывать бумагу в форме конуса.
Развивающие:
Развивать координацию движений рук;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к аппликации.
Четверг
1-я половина дня
(Художественно-эстетическое развитие. Рисование.)
«Расписные красавицы» (расписывание готовых деревянных форм)
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей навык расписывать деревянную заготовку;
Развивающие:
Развивать координацию движений рук;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к росписи.
Пятница
1-я половина дня
(Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие.)
Досуг. Тема: «Веселые матрешки».
Планируемый результат:
1. У детей сформируются представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке, об истории возникновения матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшек по месту их происхождения.
2. Реализуются творческие способности детей в росписи матрешек.
3. В группе сформируются доброжелательные отношения между сверстниками.
Литература:
1. Алексахин Н. Н. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. – М. : Народное образование, 1998.- 96с.
2. Бусеева–Давыдова И. Игрушки Крутца. –М. : Детская литература,1991.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в среденей группе детского сада. - 2-е изд. -М. : Просвещение, 1986.
5. Город мастеров. Узоры Полхов-Майдана. Знакомство с промыслами и ремёслами. Худ. Т. Носова.
6. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.
7. Нефедова О. Русская матрёшка. -М. : Юный художник, №12 1982.
8. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. -М. : Мозаика-синтез, 2014.
9. Соловьева Л. Н. Русская матрёшка. - М. : ИНТЕРБУК, 1993.
Дидактические материалы:
Иллюстрации и картинки по теме проекта.
Дидактические игры с математическим содержанием.
Костюмы матрешек.
Деревянные заготовки матрешек.
Выход на новую проектную деятельность:
Юные исследователи.