Рамазанова Луиза Абдулагаевна.
Проект по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста «Речевой ручеек»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Детский сад «Солнышко»
п. Спирово
Проект по формированию связной речи
у детей среднего дошкольного возраста
«Речевой ручеек.
Разработала и выполнила: Воспитатель Рамазанова Луиза Абдулагаевна.
Паспорт проекта :
Проблема:
- У детей плохо развита связная речь.
- Что для этого нужно делать?
Публикация «Проект по формированию связной речи у детей среднего дошкольного возраста „Речевой ручеек“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Цель: Формирование у детей социально - коммуникативной компетентности.
Причины:
• У детей плохо сформирована связная речь, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы.
• Недостаточно уделяется времени в НОД для развития связной речи.
• Родители мало уделяют внимания на эту проблему.
Тема: Коммуникация.
Название проекта : «Речевой ручеёк»
Тип проекта : Информационно - практико - ориентированный; долгосрочный (1 месяц, групповой, межпредметный.
Задачи:
• Формировать умение составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации.
• Совершенствовать умение, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней.
• Упражнять в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок, короткие рассказы.
• Обогащать словарь, грамматический строй речи.
• Развивать умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
• Развивать речевую активность дошкольников.
• Развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи
• Мнемотехника
В речи детей существуют множество проблем.
* Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
* Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
* Употребление нелитературных слов и выражений.
* Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
* Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
* Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
* Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
* Плохая дикция.
Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи?
Все ответы на эти вопросы можно найти в методике мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа обучения – развитие творческого познания.
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п.
Как любая работа строится от простого к сложному. Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов.
последовательно переходим к мнемодорожкам
и позже к мнемотаблицам
Что можно изобразить на мнемотаблице? Вообще мнемотаблица это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Их используют для:
* обогащения словарного запаса,
* при обучении составлению рассказов,
* при пересказах художественной литературы,
* при отгадывании и загадывании загадок,
* при заучивании стихов.
Схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная. И как я говорила “спрятать” персонажа в графическом изображении.
Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь – большой коричневый круг и т. д.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Беседа с детьми «Надо ли учиться говорить?»
Цель: помочь понять детям, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи, расширить словарный запас детей.
Методика проведения.
Воспитатель: весь год каждую неделю на занятиях по развитию речи мы будем учиться правильно и красиво говорить на родном русском языке. Как вы думаете, почему надо (и надо ли) хорошо владеть родным языком. Я выслушивляю ответы детей и обобщает их : богатый запас слов, умение понятно для окружающих строить высказывания, доброжелательность речи – показатели культуры человека.
Я продолжаю беседу и говорю о том что пока не все дети правильно произносят слова, иногда просто не хватает слов, что бы правильно сформулировать свою речь.
Давайте попробуем с вами поиграть и расскажем все об этой лисичке (показывает игрушку лисы). Дети описывают ее.
Молодцы –замечательные слова вспомнили. Но я дополню ваше описание лисички. Мех у нее блестящий, разных цветов: светло-желтый, оранжевый, ярко – рыжий. Хвост лохматый, ушки торчком, белоснежные щечки, под шейкой –пушистая белая перелинка.