Верещагина Наталья
Проект для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста «Музыка в цвете по произведениям Н. А. Римского-Корсакова«
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
«Музыка в цвете по произведениям Н. А. Римского –Корсакова»
Актуальность проекта
Публикация «Проект для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста „Музыка в цвете по произведениям Н, А, Римского-Корсакова„» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Одна из важнейших задач, стоящих перед обществом - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с раннего детства создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству.
Особенно, актуальна проблема понимания окружающего мира и выражения своих чувств и эмоций для детей с ОВЗ. В некоторых случаях, ребёнок не может выразить свои эмоции и отношение к окружающему миру словами, тогда на помощь приходит художественное творчество с цветовой палитрой.
Данный проект формирует познавательную активность детей, умение через рисунок передать настроение и характер музыки, так же развивает эмоциональную отзывчивость на музыку, представления об окружающем мире, расширяет словарный запас и творческие способности.
Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. А как заинтересовать дошкольника, как проникнуть в мир его фантазий и увлечь таким образом, чтобы не нарушить субъективное видение картины мира ребёнка? Сказка – та форма, тот метод воздействия, который малышу знаком с первых дней жизни, а вместе с музыкой, он приобретает эффективный способ для реализации педагогических задач.
Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. «Музыка наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно, в уничижительной форме. Однако трудности не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
Наш край славиться знаменитым русским композитором Н. А. Римским – Корсаковым, который прославил нашу малую Родину. Знают ли дети об этом, я задала вопрос, и, увидев интерес в глазах детей, решила разработать проект «Музыка в цвете по произведениям Н. А. Римского –Корсакова»
Возросший сегодня интерес к историческим корням национальной культуры делает проблему приобщения детей к жизни и творчеству композитора - земляка Н. А. Римского-Корсакова актуальной.
Идея
Дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах и какофонии электронных звуков. Это не способствует гармоничному и нравственному развитию детей. В дошкольном возрасте важно развивать целостное художественно- эстетическое восприятие мира. Через музыку и рисование можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, сопереживание. Музыка, воплощенная в рисунках, лучше осмысливается и запоминается. Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.
Новизна проекта
Новизна педагогического проекта заключается в комплексном использовании традиционных форм и изложения информации, и новых - ИКТ. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей в событийную жизнь. Используя как уже знакомые, так и новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
Проект направлен на развитие музыкальных способностей, формирование гармоничного развития личности, приобщение детей к прошлому и настоящему культуры малой Родины, воспитание чувства гордости за знаменитых людей города Тихвина.
Гипотеза
Если будут созданы условия для музыкально - нравственного воспитания детей с ОВЗ, то будут достигнуты высокие результаты в художественно- эстетическом развитии дошкольников.
Цель проекта
Развить способность детей с ОВЗ передавать настроение и характер музыки посредствам художественной палитры, использовать в дальнейшем полученного опыта в познании окружающего мира и трансляции эмоций.
Задачи проекта
1. Развивать навык слушания и понимания музыки.
2. Развивать навык определения характера музыки и ее настроения.
3. Развивать музыкальную память через интеграцию зрительных и слуховых представлений музыкального произведения.
4. Учить передавать в рисунке настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
5. Развивать мышление, воображение, познавательную активность.
6. Поощрять инициативу, самостоятельность.
7. Научить детей с ОВЗ рассказывать о музыкальном произведении с помощью рисунка, т. е. доступными средствами на данном этапе развития
8. Формировать любовь к своему краю, любовь к культурному наследию своего города.
9. Познакомить родителей с возможностью передачи настроения музыки с помощью рисунка, так же создание цветового восприятия окружающего мира детьми с ОВЗ.
10. Развивать совместно – творческую деятельность детей и их родителей
Ожидаемые результаты:
Дети
• могут посредствам цветовой гаммы выразить свое настроение и настроение музыкального произведения при прослушивании разнохарактерной музыки;
• сформировано элементарное представление и взаимосвязи музыки и живописи;
• могут применять полученные знания и навыки передачи характера и настроения музыки, выражения своих эмоций в повседневной жизни, при общении со сверстниками, в режимных моментах;
• развита музыкальная память, воображение, самостоятельность, инициатива;
• Расширились знания о культурном наследии своего города.
Родители
• Информированы в вопросе выражения эмоций и передачи образов музыкальных произведений у детей посредствам рисунка (передача цветовой гаммы);
• Могут применять полученный опыт в домашних условиях.
Участники проекта :
• Дети 5-7 лет с ОВЗ
• Воспитатели.
• Музыкальный руководитель.
• Родители
Формы работы по реализации проекта
• слушание музыки.
• создание презентаций, слайд шоу, создание папки-передвижки.
• творческая лаборатория.
Сроки реализации проекта : 4 недели
Этапы проекта :
1 этап-организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы, разработка рабочего плана реализации проекта, разработка конспектов НОД, чтение сказки «Сказка о царе Салтане», беседа с детьми о композиторе – сказочнике Н. А. Римском – Корсакове, слушание музыки.
2 этап-реализация проекта : проведение НОД, слушание музыки, проведение творческой мастерской, экскурсия в виртуальный музей, досуг.
3 этап-итоговый: выставка рисунков в группе, обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, презентация педагогического опыта на информационной ширме, сайте группы для родителей по итогам реализации проекта, оформление альбома рисунков детей и их родителей «Что за чудо эти сказки» и досуг «Музыкальная гостиная».
План проекта
Разработка проекта
музыкальный руководитель февраль, 1-я неделя
Оформление папки – передвижки «Н. А. Римский – Корсаков композитор - сказочник» музыкальный руководитель, родители февраль, 1-я неделя
Занятие «Музыка в цвете по произведениям Н. А. Римского –Корсакова» музыкальный руководитель, воспитатель, дети февраль, 2-я неделя
Экскурсия в виртуальный дом - музей Н. А. Римского - Корсакова музыкальный руководитель, воспитатель, дети, родители февраль, 2-я неделя
Творческая мастерская «Рисуем музыку» музыкальный руководитель, воспитатель, дети февраль, 3-я неделя
Рекомендации родителям по слушанию и рисованию музыки музыкальный руководитель, родители февраль, 3-я неделя
Досуг «Музыкальная гостиная», интерактивная песочница музыкальный руководитель, воспитатель, дети февраль, 4-я неделя
Презентация опыта работы музыкальный руководитель, педагоги ДОУ, родители февраль, 4-я неделя
Оформление альбома с рисунками детей и их родителей по операм Н. А. Римского - Корсакова «Что за прелесть эти сказки» музыкальный руководитель, воспитатель, родители, дети февраль, 4-я неделя
Литература:
- Барышева Т. А., Шекалов В. А. «Как воспитать в ребёнке творческую личность?» «Феникс», 2004;
- Данилевич Л. Последние оперы Н. А. Римского-Корсакова, Москва: «Музгиз»,1961
- Киселёва Л. С., Данилина Т. А «Сказка в творчестве Н. А. Римского – Корсакова», Москва «Музыка» 1987;
- Маслова С. Г., Соколова Н. Д., учебное пособие для воспитателей детских садов «Мы входим в мир прекрасного»;
- «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Москва: АРКТИ, 2003;
- Разумовская О. К. Русские композиторы АЙРИС пресс, Москва 2007;
- Тросницкая, Е. В. «Тематическое занятие для воспитанников подготовительной к школе группы», «Музыка Н. А. Римского-Корсакова в сказках А. С. Пушкина» / Е. В. Тросницкая — «Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2019 г.). — Краснодар: «Новация», 2019. — С. 10-14. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/347/15349/
Итоги проекта :
На музыкальных занятиях и дома, слушая музыкальные сказки композитора Н. А. Римского – Корсакова, основное, чему нас учит его музыка, это любовь к людям, любовь к родной природе, к родной земле, веру в победу добра над злом и торжество справедливости. Его музыка нас заставляет веселится, грустить, переживать, она понятна взрослым и детям.
1. У детей обогатился музыкально – слуховой опыт, произошло его расширение в процессе знакомства с музыкальным произведением.
2. Дети научились через рисунок понимать и представлять музыкальный образ, содержание музыкального произведения, отражать свои впечатления в рисунке.
3. Воспитанники научились словами рассказывать про услышанную музыку, воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
4. Удалось привлечь родителей к слушанию классической музыки дома и рисованию рисунков вместе с детьми по мотивам музыкальных произведений.
Досуг для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
"Музыкальная гостиная"
Цель:
Познакомить детей с творчеством композитора - сказочника на примере оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Задачи:
• способствовать развитию музыкальных впечатлений детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при слушании классической музыки
• познакомить с содержанием, главными персонажами, основными темами оперы «Сказка о царе Салтане»,
• учить детей вслушиваться в музыкальные интонации, давать им словесные характеристики,
• самостоятельно передавать в рисунке, настроение музыки,
• развивать творческую фантазию и воображение
Музыкальный материал :
1) Тема белочки «Во саду ли в огороде»
2) Тема Богатырей
3) Тема Царевны - Лебедь
Художественное оформление:
Презентация, иллюстрации сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Инвентарь, оборудование:
Интерактивные песочницы, ноутбук, интерактивная доска, дополнительный материал (пуговицы, ракушки, камни, нитки, пайетки, кисточки, и пр.)
Ход мероприятия:
Муз. руководитель: Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами собрались в музыкальной гостиной и поговорим о музыкальной сказке. Вы любите сказки?
Дети: Да!
Муз. руководитель: - Кто их сочиняет?
Дети: Народ – народные сказки: «Царевна-лягушка», «Теремок», «Иван-царевич и серый волк»; поэты – А. С. Пушкин, П. Ершов «Сказка о царе Салтане», «Конёк – Горбунок».
Муз. руководитель: - Где можно услышать, увидеть сказку?
Дети: Устный рассказ, прочитать в книге, увидеть спектакль, мультфильм, фильм-сказку;, опера «Сказка о царе Салтане», «Садко» - Н. А. Римского-Корсакова.
Муз. руководитель: Ребята, конечно же у вас есть любимые сказки. Сейчас я начну одну из моих любимых сказок, а вы если помните рассказывайте вместе со мной.
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком»(Дети продолжают)
Муз. руководитель: Я вижу, вы эту сказку знаете. А как она называется? Дети: «Сказка о царе Салтане».
Муз. руководитель: А кто ее написал?
Дети: А. С. Пушкин
Показ слайда с портретом А С. Пушкина
Муз. руководитель: Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина передал в музыке русский композитор с двойной фамилией Николай Андреевич Римский – Корсаков.
“Что за прелесть эти сказки!” – воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композитора на создание музыкальных сочинений. С детства Николай Андреевич любил сказки. Его называют композитором-сказочником, им написано большое количество произведений на сюжеты сказок. Это и «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», «Садко», «Сказка о царе Салтане». Итак, вернемся к нашей сказке. Вы помните, что в сказке Пушкина царевич с матерью очутились на пустынном острове. Там Гвидон спас Лебедя от когтей злобного Коршуна, который на самом деле был мстительным колдуном. И Лебедь заговорила человеческим голосом.
Показ слайда
Муз. руководитель: Лебедь не простая птица, а добрая волшебница. Она подарила своему избавителю Гвидону чудесный город, «с златоглавыми церквами, с теремами и садами». Может кто-то вспомнит как назывался этот город?
Дети: - Славный город Леденец.
Муз. руководитель: Да, этот остров был настолько красив, что купцы проплывавшие мимо него обязательно навещали царя Гвидона. На этом острове было много чудес. Что за чудо увидели купцы, когда гостили на острове первый раз?
Дети: Белочка.
Показ слайда
Муз. руководитель :
«Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет
И с присвисточкой поет
При честном, при всем народе
«Во саду ли в огороде.»
Послушайте как же композитор изобразил белочку в своей музыке и представьте, как бы вы нарисовали белочку.
Прослушивание первого чуда – «Белочка» (аудио запись)
Муз. руководитель: А теперь рисуем.
Дети рисуют под музыку
Муз. руководитель: Купцы еще не раз приезжали на этот остров, а какое вто-рое чудо они увидели?
Дети: 33 богатыря.
Муз. руководитель:
«Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И останется на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря».
Послушайте и скажите мне, похожа ли она на музыку, которая изображает богатырей.
Прослушивание второго чуда «Богатыри» (аудио запись)
Муз. руководитель : Что вы услышали в этой музыке?
Дети: В сопровождении слышится грозный шум, кипенье морского прибоя, и на его фоне слышится марш.
Муз. руководитель: Почему именно марш избрал композитор в качестве характеристики 33 богатырей?
Дети: Под марш легко идти.
Муз. руководитель: В каком регистре звучит марш? Почему?
Дети: В низком регистре, так как он передает силу и мощь богатырей.
Муз. руководитель: С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор развил тему?
Дети: С помощью низкого регистра, быстрого темпа.
Муз. руководитель: Сейчас будет звучать музыка, а вы попробуйте нарисовать богатырей, такими, какими вы их видите.
Звучит аудио запись, дети рисуют
Муз. руководитель: Но это не все чудеса. Посмотрите на картину, и вы сами скажете, какое же чудо третье.
Показ слайда «Царевна Лебедь»
Дети: Третье чудо – Царевна-Лебедь.
Муз. руководитель:
«Там царевна есть,
Что не можно глаз отвесть;
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто пава,
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит».
А если бы вы были композиторами, какую бы вы музыку написали?
Дети: Таинственную, нежную, волшебную.
Муз. руководитель: А теперь закройте глаза и послушайте, как же себе представил композитор Царевну-Лебедь.
Прослушивание третьего чуда – «Лебедь»
Муз. руководитель: Музыка рисует чудесное превращение Лебедь – птицы в красавицу царевну. Фантастические узоры мелодии "птичьи в горле переливы сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню. Льется чарующей красоты мелодия, ее поет голос струнного инструмента - скрипки.
- Сейчас музыка будет звучать еще раз, и вы изобразите чудесное превращение птицы Лебедя в прекрасную царевну.
Дети рисуют под музыку
Муз. руководитель: Наша встреча подходит к концу. Ребята! С чем мы сегодня познакомились?
Дети: Мы сегодня познакомились с музыкой к опере «Сказка о царе Салтане»
Муз. руководитель: Кто написал музыку к этой сказке?
Дети. Наш земляк, Николай Андреевич Римский – Корсаков.
Муз. руководитель: Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». Вам понравилась музыка, которую сегодня слушали?
Дети: Да.
Муз. руководитель: Какое чудо больше всего вам понравилось?
Ответы детей :
Муз. руководитель: Сказка может быть рассказана средствами музыки без помощи слов. Нужно уметь внимательно вслушиваться в музыку, и она разбудит вашу фантазию, расширит и обогатит ваш внутренний духовный мир. Поэтому музыку мы можем не только слушать, но и рисовать.