Елена Юрьева
Проект для детей раннего возраста «Играя с мамой»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Играя с мамой»
Юрьева Елена Евгеньевна, педагог-психолог,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 229» (МБДОУ № 229)
Центр игровой поддержки ребенка – вариативная по своей уникальности форма организации дошкольного образования для родителей, заботящихся о своих детях. Сегодня ведь не все современные родители, владея возможностью получения информации о воспитании и развитии ребенка, имеют четко выработанную систему воспитания маленького человека. При комплексном взаимодействии: ребенок – педагог – родитель можно достичь огромных результатов в воспитании и развитии малышей. Поэтому на базе нашего МБДОУ был открыт Центр игровой поддержки ребенка. Внедрение подобной вариативной модели в образовательный процесс ДОУ помогает скоординировать действия всех сотрудников учреждения и обеспечить преемственность в работе с целью безболезненного вхождения ребенка в новые социальные условия.
Публикация «Проект для детей раннего возраста „Играя с мамой“» размещена в разделах
Основные этапы работы над проектом.
Данный проект реализовывался с 2008 г. В МБДОУ №229. В период 2010–2013 гг. опыт по работе над данным проектом публиковался в различных изданиях. Но лишь сейчас можно систематизировать и обобщить его полностью.
1 этап. Участие в создании образовательной программы «ЦИПР» (рецензирована в ИПКРОиК старшим методистом дошкольного образования Г. Д. Посевиной)
2 этап. Разработка дополнений в части, касающейся диагностической и коррекционно-развивающей работы педагога-психолога
3 этап. Реализация программ, анализ результативности: 2015–2018 гг.
Цели и задачи.
Цель проекта — обеспечение психолого-педагогического сопровождения ребенка и родителей во время пребывания в ЦИПРе.
Задачи:
• Развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий.
• Первичная социализация и адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
• Формирование способов общения с детьми и взрослыми, развитие ведущих видов деятельности.
• Ориентировка на личностное развитие детей
Изучение родительских запросов выявило необходимость организации работы в двух направлениях:
1. Обучение и консультирование родителей (беседы, консультации, анкетирование,
2. Обучение детей (игры, игровые упражнения, игровые сеансы, праздники и развлечения, организация различных видов детской деятельности)
Задача педагога-психолога — обеспечить психолого-педагогическое сопровождение своевременной диагностической и коррекционно-развивающей работой.
Развивающая работа с детьми строится, исходя из результатов диагностики, и включает в себя индивидуальную работу и подгрупповые игровые сеансы, которые проводятся 2 раза в неделю с сентября по май, в дополнение к работе воспитателя ЦИПР (комплекс состоит из 34 игровых сеансов). Структура традиционная: приветствие, разминка, игры в кругу, совместная деятельность, прощание. Но при этом игровые сеансы имеют отличительные особенности: присутствует знакомый детям герой, а обязательным результатом каждого сеанса является совместно созданная родителем и ребенком работа. Данный вид деятельности укрепляет связь родитель-ребенок, развивает все психические процессы малыша, а так же оказывает помощь в дальнейшей его подготовке детскому саду. Занятия в группе направлены на психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста, а также развитие эмоциональных отношений между мамой и малышом. Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка. В групповой совместной деятельности мы стараемся обогатить восприятие малышей художественными впечатлениями, способствуем эмоциональному постижению им окружающей действительности, целенаправленно формируем изобразительные умения и навыки. Для разговоров, бесед с детьми подбираем произведения изобразительного искусства, в которых художественный образ доступен их пониманию и вызывает эмоциональный отклик.
Специалистами ЦИПР создаются специальные психолого-педагогические условия для формирования у ребенка таких свойств личности как самостоятельность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям. Главным и необходимым достижением поставленных задач являются отношения между мамой (папой) и ребенком. Игровой сеанс в ЦИПР объединяет несколько видов деятельности детей единой темой, и имеют определенный алгоритм. Для детей раннего возраста важно следовать ему. Это имеет большое значение для успешной социализации ребенка и помогает в снижении его тревожности. Знакомый алгоритм помогает малышам легко переходить от одной деятельности к другой, к началу и окончанию игрового сеанса.
Результаты, выводы.
• Появляется интерес родителей к содержанию деятельности ДОУ,
• инициатива со стороны родителей участвовать в обсуждении различных тематик по развитию и обучению детей раннего возраста,
• совместные круглые столы (со специалистами ДОУ, праздничные мероприятия ( в триаде: родитель, ребенок, специалист)
• доверие к детскому саду. • Умении
ЦИПР — это возможность эффективно развивать малыша в разных видах деятельности, безболезненная адаптация к детскому саду, возможность родителям считать себя частью системы дошкольного воспитания, принять активное участие в жизни детского сада.
Формы и приёмы, используемые при проведении игровых занятий
• Индивидуальные игры с детьми
• Подгрупповые игры с детьми
• Творческие игры
• Сенсорные и интеллектуальные игры
• Музыкальные игры
мМесяц Тема месяца Цели Упражнения, игры, гимнастики
Сентябрь I. «Первая встреча» Создать положительный эмоциональный фон в группе.
Учить ориентироваться в игровом помещении.
Работать на формирование первоначального социального навыка общения.
Предложить познакомиться со свойствами воды, краски. «Здравствуйте, щечки» (социальное развитие,
игры с водой (адаптационная игра,
«Домик» (пальчиковая игра,
«Прокати и передай мячик», (двигательные игры,
«А вот моя ладошка» (художественно продуктивная деятельность).
Октябрь II. «Мы рады всем» Работать на формирование первоначального социального навыка общения.
Учить способам деятельности в соответствии со свойствами материалов (тесто). «Улыбочки» (социальное развитие,
«Собирем пирамидку» (дидактическая игра,
«Мишка косолапый» (музыкальная игра).
«Корм для курочки» (тестопластика).
Ноябрь I. «Моя семья» Развивать представление о себе, действовать по словесной инструкции взрослого.
Учить ориентироваться в игровом помещении, пространстве игры. «Это я, а это деточка моя» (адаптационная игра,
«Ножки топ-топ» (двигательная игра,
«Пяточка-носочек» (движения под музыку).
II. «Моя семья» Сотрудничать в триаде взрослый –ребенок- специалист
Создавать психологический комфорт
«Этот пальчик…» (адаптационная игра,
«Дружба»
(пальчиковая игра, «Ножки топ-топ»
(двигательная игра, «Одень Катю», «Разрезные картинки» (дидактические игры).
Декабрь I. «Мир игрушек» Развивать сенсомоторные навыки. Помогать детям и взрослым при взаимодействии в любой деятельности
Учить способам исследования свойств материалов (краски, вода).
«Солнышко-ведрышко» (коммуникативная игра, «Пузырь» (адаптационная игра
«Игра с баночками» (сенсорное развитие,
«Я круги мячом катаю… (игры с массажным мячиком, «Колесики» (художественно-продуктивная деятельность).
II.««Мир игрушек» Продолжать формировать доверительные взаимоотношения в группе.
Развивать познавательную активность и интерес к музыкальным играм.
Познакомить со свойствами бумаги. «Приветики!» (адаптационная игра,
«Поиграем с зайкой» (предметно-манипулятивная игра, «Автобус» (музыкальная игра).
«Травка»
(аппликация).
Январь I. «Вот и зима пришла» Развивать сенсомоторные навыки. Сотрудничать в триаде взрослый –ребенок- специалист
Продолжать развивать познавательную активность.
«Погрей ладошки» (пальчиковая гимнастика,
«Ветерок» (социальное развитие, «Собери картинки» (сенсорное развитие,
«Выпал беленький снежок» (двигательная игра, «Снежок» (художественно-продуктивная деятельность).
II. «Новый год» Создавать праздничную атмосферу
Участвовать в музыкальных играх совместно со взрослыми
Продолжать знакомить со свойствами теста. «Спрячь игрушку» (дидактическая игра,
«Снежинки» (дыхательная гимнастика, «Вокруг елки», «Игра со снежками», «Подбери пару» (сенсорное развитие, «Новогодний хоровод» (музыкальная игра,
«Елочка-красавица» (тестопластика).
Февраль I. «Зимние забавы» Учить в практической деятельности ориентироваться на результат приобретенных сенсорных навыков.
Совершенствовать двигательные навыки, ходьбы, ползанья, бега.
Учить приемам рисования пальчиковыми красками «Паровоз»
(адаптационная игра, «Триола» (сенсорное развитие,
«Медвежата» (Физическое развитие,
«Морозец» (художественно-продуктивная деятельность).
II. «Зимние забавы» Создавать положительный эмоциональный фон в группе. Учить ориентироваться в практической деятельности, связанной с формой, цветом, величиной предметов. «4 шага»
(адаптационная игра, «Черепаха» (пальчиковая игра, «Поиграем с ладошками», «Собери пирамидку» (предметно-манипулятивная игра,
«Снежки» (лепка).
Март I. «Мамин день» Формировать орудийные действия.
Совершенствовать двигательные навыки ходьбы, ползания, бега.
Учить приемам рисования (пальчиковая техника). «Солнышко-ведрышко» (коммуникативная игра, «Угадай, чего не стало?», «Сенсорные дорожки» (ходьба, «Бусики» (художественно-продуктивная деятельность).
II. «Мамин день» Развивать познавательную активность и интерес к музыкальным играм.
Продолжать знакомить со свойствами бумаги. «Строим домик», «Приготовь обед» (сюжетная игра, «Пузырь» (музыкальная игра, «Цветы для мамы» (аппликация).
Апрель I. «Веснянки» Учить в практической деятельности ориентироваться на результат приобретенных сенсорных навыков.
Совершенствовать двигательные навыки. «Весна-красна», «Строим башенки для птичек»,
«Лото -Чудесный мешочек» (сенсорное развитие, «Крошки для птичек» (художественно-продуктивная деятельность).
II.. «Веснянки» Формировать интерес к сверстнику и совместным игровым действиям с взрослым
Учить исследовать свойства материалов (вата, клей, бумага). «Села птичка на ладошку» (адаптационная игра, «Раз,два, три…» (пальчиковая игра,«Ку-ка-ре-ку» (музыкальная игра, «Шарики» (продуктивная деятельность).
Май I. «Веселые игры» Развивать интерес к сверстнику в игре.
Выделять и называть сенсорные признаки предметов.
Совершенствовать двигательные навыки. «Веселый гном» (пальчиковая игра,
«Подбери по цвету» (сенсорное развитие,
«Топ-Топ ногами» (двигательная игра).
«Игры с массажными мячиками»
II. «Веселые игры» Развивать интерес к сверстнику в игре.
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, способность прислушиваться к ней. «Вышла курочка гулять» (адаптационная игра,
«Где же наши детки?» (пальчиковая игра,
«Вместе весело шагать» (музыкальная игра,
«Эмоции» (продуктивная деятельность пальчиковые краски).
Список литературы
1. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ. - М., 2005. 118с.
2. Алан Фром, Томас Гордон. Популярная педагогика. Екатеринбург, 1997. 608с.
3. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж, 2004. 234 с.
4. Бобошко И. Е., Салова О. С., Рунова О. С., Абрамова Т. Ф., Юхименко Ж. В. Реабилитация часто болеющих детей в ДОУ. Медработник №6 2009 г.
5. Бабунова Т. М. Группа кратковременного пребывания дя детей раннего возраста. – М. : Творческий центр, 2010г.
6. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Толстикова С. Н. Дошкольное образование. словарь терминов. - М., 2005.398 с.
7. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М., 2006. 62 с.
8. Гуров В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. – М., 2006. 320 с.
9. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я. Программно-методическое обеспечение групп кратковременного пребывания. – М., 2006. 320 с.
10. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под редакцией М. А. Васильевой, В. В. гербовой, Т. С. Комаровой. – М., 2005.316 с.
11. Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М., Стрелкова Л. П. Воспитателю о личностном общении. - М., 1992. 80 с.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду / под редакцией М. А. Васильевой, В. В. гербовой, Т. С. Комаровой. – М., 2005.309 с.