Любовь Кузнецова
Проект для детей 3–4 лет по экспериментированию «Огород на окне»
Проект
для детей 3-4 лет
по экспериментированию
Цель проекта: Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта:
1. Расширить знания детей о культурных растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений: лук, томаты, перец, цветы.
Публикация «Проект для детей 3–4 лет по экспериментированию „Огород на окне“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла и воды для всходов и роста растений.
4. Развивать познавательные и творческие способности детей младшего дошкольного возраста.
5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
6. Развивать наблюдательность: замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
7. Воспитывать уважение к своему труду и труду сверстников, бережно относиться к результатам общей работы.
Тип проекта: краткосрочный,
Срок реализации: март-апрель.
Межпредметные связи: интеграция образовательных областей:
познавательное развитие,
речевое развитие,
социально – коммуникативное развитие,
художественно – эстетическое развитие.
Вид проекта: исследовательско-творческий.
Участники проекта: воспитатель, дети 2мл. группы, родители.
Актуальность проекта: Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности детей. Это помогает лучше узнать жизнь растений и всей живой природы. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, вызывать радость красоте растений и результату своего труда.
Методы проекта:
Игровые: дидактические и подвижные игры, игры-забавы;
Словесные: чтение сказок, стихов, потешек о природе; разговор, беседа, рассматривание картинок;
Практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
Наглядные: показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, использование кукольного театра (настольного, театра)
Метод трех вопросов:
Что знаем?
Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год, что если посадить семечко, то оно взойдет.
Что хотим узнать?
Вырастут ли семена овощей, цветов и лука, если их посадить в мини-грядки на подоконнике, и что нужно делать, чтобы семена взошли.
Где и как найдем ответы на вопросы?
Проведем опыт-эксперимент.
Узнаем у взрослых.
Посадим семена и будем наблюдать.
Задачи по работе с родителями:
Повышать компетентность родителей по теме проектной недели;
Привлекать родителей к участию в проекте и экспериментальной деятельности.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными растениями.
2. С помощью экспериментальной деятельности, дети получат необходимые знания для роста растений.
3. С помощью исследовательской деятельности дети выявят многообразие и разнообразие посевного материала.
4. Сформируется бережное отношение к живой и неживой природе.
5. Формирование у детей уважения отношения к труду сверстников и результату своего труда.
6. Создание дневника наблюдений для фиксации роста растениями.
7. Активное участие родителей в реализации исследовательского проекта.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный.
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности
Задачи:
Определить актуальность знаний детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
Вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
Сбор информации и материалов;
Организация предметно-развивающей среды;
Разработка цикла наблюдений и занятий;
Беседы по теме данного проекта;
2 этап – практический:
Поиск ответов на поставленные вопросы различными способами.
Задачи:
Закрепить знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
Развивать выразительность речи, моторику рук посредством бесед и практических работ, рисования, поделок, игр;
Сформировать представление о том, как растения изменяются в зависимости от погодных условий, ухода за ними и роста;
пополнить предметно-развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.
Воспитывать у детей желание ухаживать и наблюдать за растениями;
Устанавливать причинно-следственные связи.
Формы организации работы 2 этапа:
Организация мероприятий познавательного характера для детей и родителей.
Формы работы с детьми
Тематические беседы: «Для чего растению семена?», «Овощи», «Вода и земля- овощей лучшие друзья»;
Чтение и разучивание с детьми художественной литературы, стихов, загадок, поговорок;
Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Чьё семечко?», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус», «Расти-расти, семечко», «Цикл роста растений, насекомых и животных».
Подвижные игры: «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород», «В магазин с мамой».
Художественно-продуктивная деятельность: Рисование на тему: «Овощной суп».
Лепка на тему: «Лучок»
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «Семья», «Огород», «Мы помощники».
Экспериментирование: рассматривание сухих и пророщенных семян с помощью лупы, ежедневные наблюдения за всходами лука, перца,томатов и цветов.
Театрализованная деятельность: инсценировка сказок «Репка», «Сказка о том, как овощи поссорились», «Овощная сказка».
Конструирование «Теплица для овощей».
Формы работы с родителями:
Беседа с родителями «Наш огород».
Помощь родителей в приобретении инвентаря и посевного материала.
Изготовление поделок для оформления огорода на окне.
Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про овощи, фрукты и цветы для оформления альбома.
Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
3 этап – обобщающий.
Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К отчету будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы. Будет проведено итоговое мероприятие по проекту.
Задачи:
Развивать творческие способности детей и родителей;
Воспитывать самостоятельность детей в различных видах деятельности;
Закрепить знания детей о культурных растениях и умение различать их.
В ходе реализации проекта «Огород на окне» предполагаемые результаты были достигнуты.
1. Обогатился опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов.
2. Изготовлен богатый материал по темам «Культурные растения», изготовили дидактические материалы и игры «Собери картинку», «Третий лишний», обобщили опыт работы по данному проекту.
3. Пополнен словарный запас детей по теме проекта.
4. Сформировано стремление к познанию, дети научились делать простые выводы, устанавливать причинно-следственные связи, стали различать и уверенно называть овощи и фрукты, их особенности и различия.
5. Просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы.
Трансляция проекта: Изготовление совместно с детьми журнала наблюдений, который доступен для просмотра педагогам сада, детям и родителям других групп.
Перспективы проекта: В дальнейшем планируется разработать экспериментальные проекты «Веселая клумба» и «Наша грядка», куда будут высажены овощи и цветы, выращенные в проекте «Огород на подоконнике».
Фотоотчет
Дети садят лук, ухаживают и поливают посаженные культуры