Наталья Попова
Проект «Дети дождя по радуге жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Дети дождя по радуге жизни»
представлен на стендовой защите
на XV республиканской педагогической ярмарке
«Сельская школа &Образовательная марка», с. Чурапча-2017
Дети дождя. Они такие же, как мы. Только другие. Наш мир снаружи. Их – внутри. Они, глубокие интроверты, невыявленные таланты с феноменальной памятью, не приемлющие любую фальшь, не могут вписаться в наше общество с его внешними условностями. Они – инопланетяне, выселившиеся на незнакомую землю без учебника по выживанию. Они тут, рядом.
Публикация «Проект „Дети дождя по радуге жизни“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
Проблема социально – педагогической реабилитации детей с ранним детским аутизмом в нашей республике сегодня считается одной из актуальных. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с РДА неуклонно растет. Среди общеизвестных причин, приводящих к увеличению числа детей с аутизмом в развитии является отсутствие необходимой своевременной и квалифицированной помощи детям со стороны разных специалистов на уровне раннего выявления недостатков развития, их дифференцированного диагностирования и консультирования родителей, а также лечебно – оздоровительной и коррекционной психолого – педагогической помощи. Создание нового проекта школы «Дети дождя по радуге жизни» актуально тем, что в городе Якутске:
• не удовлетворяются в полной мере особые образовательные потребности детей дошкольного и школьного возраста с РАС;
• отсутствует информированность социума об особенностях психологии детей с РАС;
• отсутствие системы раннего медико – социального и психолого – педагогического сопровождения семей, имеющих детей с РАС.
И отсюда как следствие: социальная дезадаптация детей с РАС, поступающих в СКОШ; низкая воспитательная и социально – психологическая компетентность родителей в вопросах воспитания и обучения данной категории детей; высокий уровень личностной тревожности родителя с ребенком с РАС, способствующий социальной дезадаптации членов семьи; трудности социальной адаптации обучающихся с РАС в силу низкой толерантности общества к необычным людям; социальная дезадаптация и деформация личности подростка с нарушением коммуникативных навыков; формирование девиантного и аддиктивного поведения у лиц с РАС в силу несвоевременного оказания коррекционной помощи.
Проект направлен на определение структурно-функциональной и технологической составляющих процесса образования, позволяющего ребенку с аутизмом реализовать свое право на обучение, отвечающее его образовательным потребностям и помогающее ему войти в жизнь сообщества.
Задача нашего проекта – протянуть руку помощи особым детям и помочь им адаптироваться в нашем мире. Почему «радуга жизни»? 7 цветов радуги – 7 наиболее важных составляющих направлений деятельности по работе с детьми с аутизмом:
- «красный» – коррекционно – развивающее;
- «оранжевый» - социально - психологическое;
- «желтый» - медицинское сопровождение;
- «зеленый» - воспитательное (коллективные дела)
- «голубой» - дополнительное образование;
- «синий» - трудотерапия
- «фиолетовый» - арттерапия (изотерапия, музыкотерапия, хомусотерапия и тд)
Актуальность проекта :
Что такое аутизм - тяжелый недуг, «Чума XXI века» или все-таки особенность психического развития человека? Название болезни происходит от греческого слова autos — сам. То есть, аутенок находится сам в себе, отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации.
Причины возникновения аутизма неизвестны. Некоторые предполагают, что это происходит в результате хромосомных перестроек, другие выясняют, не лежат ли причины в сопутствующих заболеваниях или окружении ребенка. Многие родители считают, что аутизм вызывают детские вакцины. Аутизм встречается у людей всех национальностей, культур, религий и социального происхождения.
Аутизм – заболевание более распространенное, чем многие думают. Еще 30 лет назад 1-2 случая аутизма приходились на 10 000 человек, сейчас детей с аутизмом рождается 1 на 90-100 человек. Ученые всего мира бьют тревогу – это больше, чем детей с диабетом, онкологией и синдромом Дауна вместе взятых.
Аутичные расстройства поддаются коррекции при правильно организованной и своевременно начатой терапии. Самые значительные успехи наблюдаются при раннем (до 3-х лет) установлении диагноза и начале реабилитации ребёнка. Чем дольше дети с аутизмом остаются без помощи, тем сложнее до них достучаться, чем раньше начать обучение – тем ребенок будет успешнее в жизни.
Объект исследования: социальная адаптация детей с РАС в новых образовательных условиях и их интеграция в общество.
Предмет исследования: технология организации особых условий образовательного и воспитательного пространства, позволяющего ребенку с аутизмом реализовать свое право на обучение, отвечающее его образовательным потребностям и помогающее ему войти в жизнь сообщества.
Гипотеза исследования: получение прогнозируемых результатов (значительное повышение сенсорных, коммуникативных способностей, качества показателей мониторинга прогрессивной системы коррекции аутизма, родительской ответственности и уровня социальной адаптивности (воспитанности) обучающихся с РАС будет достигнуто, если будут приняты следующие меры: проведение превентивных и просветительских мероприятий с населением, особенно с семьями, имеющими ребенка с данной патологией, с целью повышения ответственности родителей за развитие ребенка (с привлечением специалистов кафедры дифференциальной, клинической психологии института психологии СВФУ, ЯНМЦ, ЯРПНД, СУВАГ г. Нерюнгри, республиканских и городских ППМС – центров, родительского комитета школы, взаимодействия с СМИ); создание дошкольного звена коррекционного учреждения в виде дошкольной группы кратковременного пребывания (для детей в возрасте 4-7 лет); проведение психолого–медико и социально-педагогического мониторинга развития ребенка с РАС на всех возрастных этапах; организация коррекционно-развивающих занятий (дефектолога, логопеда, психолога, тьютора, ЛФК) с детьми предшкольного и школьного возраста; организация сопровождения семей, имеющих ребенка с РАС, что позволит максимально снизить у детей с РАС степень тяжести инвалидизации.
Цель: формирование навыков коммуникативного и социального взаимодействия у детей, снижение степени инвалидизации, развитие у детей у аутистов коммуникативных способностей на основе раннего комплексного сопровождения и эффективного взаимодействия школы и социума.
Задачи проекта :
1. Организовать особые условия для развития, обучения детей с особыми образовательными потребностями
2. Разработать индивидуальный образовательный маршрут и Дорожную карту развития
3. Включить ребенка с РАС в групповую деятельность через коллективные мероприятия
4. Создать комфортную мотивирующую среду через раскрытие творческих способностей ребенка с РАС, учитывая его индивидуальные возможности и притязания
5. Осуществлять мониторинг прогрессивной системы коррекции аутизма
6. Повысить родительскую ответственность и компетентность по социальной адаптивности (воспитанности) обучающихся с РАС.
Новизна проекта :
Опыт работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, отягощенными РАС, недостаточно изучен и обобщен. Поиск новых технологий, методов и приемов работы с данной категории детей даст возможность обобщения и распространения опыта работы специалистов при СКОШ VIII вида № 4 города Якутска.
Предполагаемые результаты:
- повысится качество социальной адаптации ребенка с РАС в процессе учебно – воспитательной и коррекционной деятельности, что выражается в: смягчении, характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта, повышения активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми, ориентации во внешнем мире, обученности ребенка к более сложным формам поведения, формировании навыков социального поведения и трудовой деятельности учащихся,
- формируется родительская ответственность, психологическая культура, гуманное отношение социума к людям с особенностями развития личности.
Сроки реализации проекта : 2017 – 2020 г.
Проект будет проводиться при поддержке и активном участии специалистов ЦПМСС.
677000 г. Якутск, ул. Чайковского, 113;
тел. 35-17-33, факс: 35-43-49; e-mail : skosh4.sakha.school
Директор: Ноговицына Лена Николаевна
Руководитель проекта : Ноговицына Л. Н.
Участники: Андреева Е. К., педагог – психолог
Игнатьева Н. В., зам. директора по учебной работе
Попова Н. В., зам. директора по воспитательной работе