Жанна Балова
Проект «5 минут с психологом». Адаптация к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация к детскому саду относится к социальной адаптации и означает приспособление организма и психики ребенка к новым для него условиям жизни и деятельности в новом для него сообществе. Ни для кого не секрет, что жизнь и деятельность в детском саду очень отличается от жизни и деятельности в семье.
Публикация «Проект „5 минут с психологом“, Адаптация к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Помогая детям быстрее и легче погрузиться в новый и незнакомый им мир детского сада, я заметила, что переживания детей в начальной фазе адаптации, называемой еще острой фазой или периодом дезадаптации, очень согласуются с моделью переживания горя, которую предложила психолог Элизабет Кюблер-Росс.
В самом деле, разлука с мамой или близкими людьми, утрата привычного уклада жизни – это настоящее горе для многих малышей.
Само горе – это процесс, протекающий во времени, и имеющий несколько стадий.
Рассмотрим стадии переживания горя на примере эмоциональных состояний ребенка, начавшего посещать детский сад.
1 стадия называется стадией отрицания.
В это время ребенок находится как будто в состоянии легкой оглушенности, еще не понимая, что происходит.
Например, бывает, что ребенок с первых дней с удовольствием ходит в садик, а потом вдруг наступает резкая перемена настроения, он не хочет идти в садик, капризничает. Родители думают, что в саду произошло какое-то событие, которое напугало ребенка, или кто-то его сильно обидел, а на самом деле, просто ребенок понял, что походы в садик, это не временное развлечение, устроенное по его собственному желанию, что теперь так будет всегда, хочет он этого или нет.
Так наступает 2 стадия переживания горя – стадия сопротивления.
И здесь, чтобы не ходить в садик, ребенок использует все знакомые ему средства манипуляции взрослыми: истерический плачь и крик, вплоть до вызова рвотного рефлекса; агрессивные выпады против родителей, воспитателей, детей словесные и физические; постоянные жалобы и нытье, выдумывание страшных рассказов о том, как плохо в детском саду, как его обижают в группе воспитатели и дети. Кстати, чаще всего, как только родители уходят, дети быстро успокаиваются, так как нет смысла продолжать представление, если нет зрителей, для которых оно устраивается.
Если родитель проявляет терпение и мудрость, продолжает спокойно водить ребенка в садик, не забывая ласково утешать ребенка, бесконечно повторять ему слова любви и объяснения, почему в садик ходить все-таки надо, у ребенка наступает
3 стадия – стадия поиска компромиссов.
Ребенок как бы смиряется с необходимостью ходить в детский сад, но при этом старается выпросить у взрослых дополнительные бонусы: сладости или новые игрушки. Лучше пообещать ему подольше погулять, покатать на качелях по пути домой или сходить в парк в выходные.
На сопротивление и поиски компромиссов ребенок затрачивает так много душевных сил, что вскоре наступает нервное истощение, иммунитет слабеет, ребенок начинает болеть. Болеть начинают все дети, даже те, кто никогда не болел. Важно понимать, что это происходит не потому, что в садике кто-то устраивает сквозняки или воспитатель не достаточно тщательно одевает ребенка, а потому, что у ребенка из-за перенесенного стресса снижается иммунитет, и его организм перестает сопротивляться тем инфекциям, с которыми раньше легко справлялся.
Так наступает 4 стадия – стадия депрессии.
И если в этот период родители не поддаются панике, а пролечивая ребенка, поддерживают связь с воспитателем, рассказывают ему про события, которые происходят в детском саду без него, показывают ему фото и видео его группы, которые выкладывают в соцсети для родителей воспитатели, и делают все, чтобы вызвать и поддержать интерес ребенка к жизни детского сада, то вскоре наступает 5 стадия – стадия адаптации.
Ребенок не просто смиряется с переменами в своей жизни, он начинает замечать те положительные стороны, которые принесли эти перемены.
Расставание тяжело переживает не только ребенок, но и его близкие.
Родителям тоже необходимо время, чтобы привыкнуть к тому, что их малыш, такой родной и такой беззащитный, находится не с ними, а по сути с совершенно незнакомыми людьми.
Родители так же, как и ребенок, испытывают чувство утраты при разлуке, и проходят все стадии переживания горя, что и малыш.
Длительность и интенсивность переживаний, зависят не только от темперамента, взрослых и детей, но и от собственной готовности родителей к разлуке со своим ребенком, от их доверия к воспитателям, от их спокойного отношения к закономерным изменениям социального статуса ребенка, к тому явлению, что в норме связь между ребенком и родителем должна постепенно ослабевать, что в жизни ребенка будут появляться другие значимые для него люди, кроме членов семьи.
Желаю всем детям и родителям легкой адаптации к детскому саду!
А если возникнут сложности, не оставайтесь один на один с проблемой! Опытные воспитатели и психологи всегда готовы прийти на помощь!