Валентина Карпинская
Проект «Дары осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Дары осени»
Тип проекта : познавательно-изобразительный.
Продолжительность: краткосрочный, с 18.09.2017 по 31.10.2017 г.
Участники: воспитатели группы, музыкальный руководитель, дети и родители группы.
Возраст детей-участников: 5-6 лет.
Практическая направленность: активизация речевых процессов у детей, развитие познавательной активности.
Темочки:
- Дары осени, урожай. Проекты
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Структура: игровая практическая деятельность. Доминирующая деятельность в проекте – художественно-эстетическая деятельность.
Актуальность: проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Именно поэтому, так важен начальный этап дошкольного обучения, когда дети получают первые знания о культуре взаимоотношений с окружающей средой. Формированию бережного отношения к природе способствует ее эстетическое восприятие. Уже доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что больше всего затронуло его эмоционально, что было ему интересно. Данный проект стимулирует детей грамотно оформлять в речи свои суждения, умозаключения, включать воображение, память для создания образов, ритмично выполнять под музыку движения, эмоционально окрашивать свое отношение к происходящему. Что позволит расширить и систематизировать знания детей об изменениях происходящих осенью в растительном и животном мире, о взаимосвязи в изменении погоды и одежды людей, труда.
Степень новизны: использование ИКТ для более наглядной демонстрации красоты золотой осени.
Цель проекта : расширять представления детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров, познакомить с осенними праздниками, создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
Задачи:
Обучающие:
расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период (подготовка деревьев, животных и птиц к зиме, о «дарах осени» (овощах, грибах, ягодах, о труде людей в осенний период;
Развивающие:
развивать коммуникативные качества, умение работать и играть в коллективе;
Воспитательные:
воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту;
воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них.
Подготовительный этап
- определение уровня знаний детей о признаках осени, о растительном и животном мире в осенний период, о праздниках осени.
- определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- подбор необходимой литературы по данной теме.
- сбор природного материала для изобразительного творчества совместно с детьми.
Основной этап.
1. Беседы:
«Что нам осень принесла», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «В лес за грибами»,
«Витамины в корзинке», «Как выращивают хлеб»
2. Чтение художественной литературы:
А. Толстой «Грибы»
В. Даль «Война грибов с ягодами»
Е. Пермяк «Славка»
В. Сутеев «Мешок яблок», «Под грибом», «Яблоко»
Стихи и загадки об осени, о фруктах и овощах.
3. Акция: Собери природный материал (сентябрь – октябрь)
4. Проведение наблюдений:
«Осенние приметы», «Деревья и плоды», «Листья и деревья» – в течение всего проекта
5. Игровая деятельность:
Д/ игры: «Съедобное-несъедобное», «Загадки на грядке», «Хорошо – плохо», «Здравствуй, осень!».
С/ р игры: «Семья готовит обед»; «Семья идет в овощной магазин», «Заготовка овощей на зиму» .
Игры-драматизации: «Колосок», «Пых», «Репка»
Игры – эстафеты: «Собери урожай», «Приготовь блюдо из овощей»
6. Экспериментальная деятельность:
- Тяжелые и легкие овощи.
- Угадай на вкус (запах, ощупь) фрукты.
7. Решение проблемных ситуаций:
-Откуда к нам приходит хлеб?
- Из чего делают кашу?
8. Организованная образовательная деятельность:
Развитие речи Составление рассказа по теме «Дары природы» Цель: Связная речь: Учить: составлять короткий рассказ на заданную тему;
Словарь и грамматика: подбирать слова, сходные, по звучанию; Звуковая культура речи: выделять в фразах слова со звуками [ч’], [щ’]; произносить слова с разной силой голоса.
Экспериментирование «Овощи» Цель: показать детям использование фруктов и овощей для приготовления косметических средств. (Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование», стр. 65)
Социальный мир Тема: «Рассматривание и сравнение овощей и фруктов» Цели: закрепить знания характерных свойств овощей и фруктов. Сформировать представление о плоде и семени. Развивать у детей умение сравнивать на основе модели. Формировать интерес к овощам и фруктам. Т. В. Хабарова «Планирование занятий по экологии» с. 21
Мир природы «Овощи и фрукты» Цель: Закрепить знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов (Форма, цвет, вкус, особенности поверхности). Уточнить, кто и где выращивает овощи и фрукты. Развивать умение сравнивать, используя модели. Сформировать представление о плоде и семени, внести модели плода и семени. (О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», стр. 192)
Рисование «Загадки с грядки» Цель: Учить передавать форму и характерные признаки овощей по их описанию в загадках. Создавать выразительные композиции и фантазийные образы. Самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка. (И. А. Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 44)
Музыка подготовка к осеннему развлечению, разучивание песен и стихотворений на осеннюю тематику, танец с листьями, просмотр презентации «Золотая осень»
9. Художественное творчество:
Рисование: «Деревья осенью», «Березовый листочек», «Грибочек»
Лепка «Грибы в корзинке», «Овощи и фрукты», «Осенние листочки», «Ежик»
Аппликация: «Огурцы и помидоры лежат на тарелке», «Фрукты», «На лесной полянке выросли грибы»
Заключительный этап.
Взаимодействие с родителями
Выставка «Моя первая книжка: «Фрукты, овощи»
Выставка семейных творческих работ «Дары осени»
Взаимодействие с детьми.
Викторина «Кто больше знает об осени?»
Коллективная работа «Блюдо с фруктами и ягодами»
Музыкальное развлечение «Осенние забавы»
Ожидаемый результат:
• в результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме.
• в процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, улучшилась разговорная речь, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре.
• одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети знакомились с художественными произведениями осенней тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Стали более умело передавать свои ощущения (в своих рассказах; в рисунках; в музыкально-ритмических движениях).
• родители стали активнее участвовать в мероприятиях организованных в детском саду.
Используемая литература
- «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина, М., ТЦ «Сфера», 2005 г.
- «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет», игровые технологии. - Е. А. Алябьева, М., ТЦ «Сфера», 2006 г.
- «Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд», тематическое планирование занятий. – В. Ю. Дьяченко, О. В. Гузенко и др., Волгоград: Учитель, 2007;
- «Учимся правильно питаться». – Ю. П. Климович, Волгоград: Учитель, 2007;
- «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». – Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова, Волгоград: Учитель, 2013;
- "Экологические проекты в детском саду" - Масленникова О. Н., Филиппенко А. А. - Волгоград:Учитель, 2013 г.