Катерина Перепелкина
Проект «Чудо-пруд» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель проекта: развитие познавательного интереса к окружающему миру по средствам знакомства с природой родного края. (На примере пруда в парке Костино).
Задачи:
1) познакомить детей с понятием сообщество (экосистема, на примере пруда в парке Костино;
Публикация «Проект „Чудо-пруд“ для средней группы» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
2) дать знания о влиянии сезонных изменений на флору и фауну сообщества пруд;
3) активизировать взаимодействие родителей и детей по средствам подготовки докладов;
4) создать условия для выступления детей с докладами о растениях и животных сообщества пруд;
5) оформить уголок природы страничками наблюдений за сезонными изменениями на пруду;
6) организовать совместную прогулку на пруд в виге игры-квеста.
Ожидаемые результаты проекта:
• знание детьми понятия сообщество, понимание влияния сезонных изменений на флору и фауну пруда;
• появление у детей интереса к природе родного края;
• расширение предметно-развивающей среды по теме проекта;
• укрепление партнерских взаимоотношений между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.
Методы реализации проекта:
Практические:
• создание развивающей среды;
• наблюдения;
• дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Словесные:
• беседы;
• чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
Наглядные:
• выставки;
• сбор фотоматериалов;
• рассматривание иллюстраций;
• ознакомление с художественными образами искусства.
Исполнители проекта: дети, родители и педагоги средней группы «Почемучки».
Проект «Чудо-пруд»: подготовка и реализация
Начало проекта было запланировано на конец сентября, предварительно с родителями были проведены индивидуальные консультации по сбору и оформлению информации для проектного альбома «Костинский пруд глазами детей», даны советы об организации самостоятельной прогулки на пруд, рекомендации на что обратить внимание, как записать свои наблюдения.
С детьми на подготовительном этапе проекта проводились беседы о временах года, растениях и животных. В ходе бесед было выявлено, что дети обладают недостаточными знаниями о растениях и животных проживающих на территории города Королев, о взаимосвязи погодных явлений с поведением животных и состоянии растений.
Во время прогулок в детском саду были организованы наблюдения за погодными изменениями и природными явлениями. Дети учились определять погоду и замечать изменения в природе, связанные с ней.
В ближайшие выходные некоторые семьи совершили прогулку на пруд в парке Костино. Усадебный комплекс в Костино является исторической постройкой, в настоящее время от которой сохранились: пруд, главный дом, дом управляющего, дом садовника, оранжерея, птичник, прачечная.
Сейчас водоем является центральным объектом рекреационной зоны. Вокруг него раскинулся парк, через который горожане могут попасть на работу в одно из градообразующих предприятий города – корпорацию «Тактическое ракетное вооружение». Также отсюда близко до стадиона «Металлист» и делового и культурного центра «Костино».
Первое наблюдение за прудом было совершено в последних числах сентября. Стояла солнечная, безветренная погода, температура достигала +15 градусов по Цельсию. Окрас листьев деревьев зеленый, лишь единичные березы и клены начали менять окрас. Было отмечено, что на пруду в большом количестве обитают утки-кряквы и немногочисленные рыжие огари. Также, к водоему прилетают голуби.
После первой прогулки на пруд, дети были полны впечатлений и с удовольствием рассказывали о том, что они видели, показывали оформленные дома записи наблюдений за погодой. Также они были заинтересованы обитателями пруда и хотели узнать о их жизни больше, поэтому было принято решение, что дети подготовят с родителями доклады о растениях и животных Костинского пруда и поделятся своими знаниями с другими детьми.
В группе были организованы беседы о сообществе пруд, о растениях и животных этого сообщества. Дети узнали о взаимосвязи всех обитателей сообщества с водой, и между собой.
В процессе образовательной деятельности и режимных моментах проводились:
• Дидактические игры: «Отгадай, что за растение?», «Расскажи без слов», «Что за птица?», «Да или нет?», «Когда это бывает?», «Насекомые», «Мы пойдем», «Звери, птицы, рыбы», «Что, где растет?»;
• Викторины: «Земля – наш дом. Окружающий мир», «В мире животных. Окружающий мир», «Экология для дошколят»;
• Сюжетно ролевые игры: «Теремок», «Строим дом на воде», «Зоопарк», «Поможем Зайчику ухаживать за цветком», «Воробьиха и воробушки»;
• Чтение художественной литературы: В. Бианки «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Лесные домишки», «Красная горка», «Синичкин календарь» (сентябрь, октябрь, ноябрь, М. Пришвин «Ребята и утята», «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь, «Разговор птиц и зверей», С. Козлов «Осенняя сказка». А. Н. Плещеев «Осень наступила», Г. Демченко «Осень», Л. Толстой «Осень», С. Есенин «Закружилась листва золотая»;
• Подвижные игры: «Перелёт птиц», «Лягушки в кадушке», «Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке», «Птички и птенчики»;
• Физкультминутки: «Осень», «Осенние листочки», «Лебеди», «Снегирек», «Деревья в лесу», «Зайка», «Медвежата»;
• Пальчиковые игры: «Рыбка», «Черепаха», с шишкою, с природным материалом, «Улитка»;
• Рассматривание фотографий с изображением водоемом, в т. ч. Костинского пруда;
• Рассматривание изображений животных и растений;
• Продуктивная деятельность: раскрашивание раскрасок на тему природы, лепка: «Утка с утятами», рисование: «Золотая осень»; аппликация: «Зонтик»;
• Прослушивание аудиозаписей: шум деревьев на ветру, голоса птиц. А. Вивальди «Времена года. Осень»;
• Рассматривание репродукций картин И. Левитан «Золотая осень», «Осень», В. Поленов «Золотая осень», И. Шишкин. «Золотая осень»;
• Заучивание стихотворений о природе А. Твардовский «Лес осенью»;
• Отгадывание загадок о растениях и животных;
• Речевые игры: Игра с мячом «Я знаю…», «Птицы, рыбы, звери», «Кто где живёт?», «Снежный ком», «Кого чем угостим?», Игра «Хорошо – плохо».
В течении месяца дети изучали подробнее животный и растительный мир выбранной местности, готовили доклады и выступали перед сверстниками.
В качестве объектов для изучения родителями и детьми были выбраны следующие представители флоры и фауны Костинского пруда: ива, клен, ясень, утка-кряква, огарь, лягушка, улитка, карп.
На заключительном этапе проекта был создан проектный альбом «Костинский пруд глазами детей», куда вошли оформленные доклады детей, с фотографиями и информацией.
А также, организован групповой поход в парк Костино. В последние выходные октября дети, родители и педагоги собрались в парке возле пруда. Погода была облачная и ветреная, температура воздуха составляла +10 градусов по Цельсию. Было отмечено, что деревья уже полностью сбросили листву, за исключением ивы, которая имела зеленый окрас листьев. Утки и огари по-прежнему обитали в водоеме.
Детей встретил Хранитель Природы, который пригласил детей в гости и предложил им выполнить задания, для того чтобы получить подарки от него. В ходи игры-веста дети продемонстрировали полученные знания и получили подарки от Хранителя природы.
Заключение
В процессе реализации проекта были решены все поставленные задачи. Удалось активизировать взаимодействие родителей и детей по средствам подготовки докладов.
Были созданы условия для выступления детей с докладами о растениях и животных сообщества пруд, а уголок природы был оформлен страничками наблюдений за сезонными изменениями на пруду. Также удалось организовать совместную прогулку на пруд в виде игры-квеста.
В ходе работы над проектом у дошкольников появился интерес к данной теме. Сформировалось целостное представление об экосистеме пруд. Более подробно познакомились с растениями и животными обитающими на территории пруда Костино. Дети получили знания о взаимосвязи погодных условий с поведением животных и состоянием растительного мира. Таким образом, ознакомление с природой родного края позволило разбудить в детях интерес к живой природе, что послужило начальной ступенькой к формированию начал экологической культуры дошкольников.
В перспективе планируется продолжать ознакомление дошкольников с природой родного края на примере национального парка «Лосиный Остров», знакомить детей с сообществом лес и его обитателями. Также планируется работа в актуальном на сегодняшний день направлении: воспитание экологического сознания у дошкольников и формирование практических навыков рационального природопользования.