Попова Ирина Викторовна
Семинар на тему «Эффективные приемы обеспечения субъектной позиции ребенка в конструктивной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар на тему «Эффективные приемы обеспечения субъектной позиции ребенка в конструктивной деятельности»
Детское конструирование. Виды детского конструирования
Конструирование - продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель – получение определенного продукта. Под детским конструированием понимают создание разных конструкций из строительного материала, модулей и конструкторов, и изготовление поделок из бумаги, картона, природного, бросового материала, ткани, дерева.
Выделяют 2 вида детского конструирования: техническое и художественное.
Техническое конструирование:
• из деталей строительного материала (ясли - с включением модулей объемных и плоскостных пластин; со средней - тематические наборы; в старшем возрасте - с использованием архитектурных форм).
• плоскостное (из плоскостных деталей): ясли - мозаики, разрезные картинки; младшая – игры Никитина из 4 деталей; старший возраст - широкий диапазон комбинаторных головок (по типу "Танграм", из палочек и др.).
• из деталей конструкторов (ясли - крупное Лего, старший возраст - с разными способами крепления деталей).
• новационные виды: из крупногабаритных модульных блоков и каркасных наборов.
В техническом конструировании дети в основном отображают реальные объекты или придумывают поделки по ассоциации с знакомыми образами из сказок, мультфильмов.
На первом плане воспроизведение правильной устойчивой, прочной конструкции.
Художественное конструирование:
Из бумаги (со среднего возраста начала оригами, в старшем – киригами (искусство изготовления фигурок и открыток из бумаги с помощью ножниц, папье-маше, бумажный рельеф).
В художественном конструировании на первый план выходит передача характера, своего отношения к образу через цвет, форму, фактуру.
Конструирование из бросового материала может носить как технический, так и художественный характер в зависимости от цели.
Конструирование сходно по содержанию и структуре с трудовой деятельностью и может рассматриваться в логике трудового процесса:
• цель - создание поделки;
• материал для труда - бросовый, или природный, бумага, ткань;
• инструменты;
• трудовые действия по созданию поделки;
• результат труда - сама поделка.
Для части конструирования, именуемой ручным трудом, используется общая модель трудового процесса «Лесенка» как основа для обучению планированию этого вида деятельности.
Формы обучения детей конструированию.
Конструирование по образцу:
Детям предлагают образцы построек (поделок) и, как правило, показывают способ их воспроизведения. Это прямая передача знаний и умений, основанная на повторении, подражании. Такое обучение не связано с творчеством, но именно оно создает для него основу.
Оно дает детям обобщенный способ анализа - умение выделять в любом предмете его основные части, их пространственное расположение, выделение отдельных деталей в этих частях. А также начальную технику возведения построек.
Обучение по образцам как часть развивающего предусматривает даже в младшем возрасте определенную свободу выбора: либо даются вариативные образцы, либо ребенок сам может выбрать детали по цвету, размеру.
Эффективно: давать в качестве образцов рисунки и фотографии общего вида построек для самостоятельного конструирования.
Эффективно: давать задания на преобразование образцов в новые конструкции.
Эффективно: после освоения детьми вариантов конструкций одной и той же постройки предлагать конструирование по модели (конструкция оклеена плотной белой бумагой, и ребенок не видит ее составляющих - способ изготовления не задан). Это активизирует мышление - умение мысленно разбирать модель на составляющие ее части.
Конструирование по условиям:
Наиболее способствует развитию творчества - детям не дается образец постройки или рисунок и способ ее возведения, определяются лишь условия, которым она должна соответствовать. Дети учатся анализировать условия, но только на основе опыта, сложившегося в конструировании по образцам и экспериментировании с деталями - т. е. на основе обобщенных представлений о конструкции данных объектов и свойствах разных материалов.
Используется во всех видах конструирования.
Конструирование по наглядным схемам и простейшим чертежам:
Сначала детей обучают построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек. Эффективно: использовать шаблоны (В. В. Брофман, моделировать из них замыслы будущих построек - плоскостное конструирование.
И только потом детей учат практическому созданию конструкций по схеме.
Этот вид конструирования развивает умственное наглядное моделирование.
Конструирование по замыслу:
По сравнению с конструированием по образцу дает больше возможностей для творчества и самостоятельности - дети сами решают, что и как они будут конструировать. Однако замыслы оно не развивает - дети здесь самостоятельно и творчески используют знания и умения, полученные ранее.
Разновидность - конструирование по теме - детям предлагается общая тема и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок. Разница лишь в том, что замыслы здесь ограничены определенной темой. Используется для закрепления ЗУНов, а также для переключения детей на новую тематику, если они "застревают" на одной и той же теме.
Зависимость формы обучения от вида конструирования и возраста детей
Конструирование из строительного материала:
Младший возраст:
1 этап. Обучение: по вариативному образцу.
2 этап. Преобразование образца.
3 этап. Конструирование по теме.
Старший возраст:
1 этап. Задания на преобразование образца.
2 этап. Конструирование по постепенно усложняющимся условиям.
3 этап. Конструирование по замыслу.
Конструирование из деталей конструкторов:
1 этап. Самостоятельное экспериментирование с новым материалом.
2 этап. Проблемные задачи на достраивание заданной основы (по условиям – по замыслу - по теме): «Это недостроенная фигура. Подумай и скажи, что я начала строить, и дострой (брусок длинный, широкий и др.)». Образцы здесь не используются.
Конструирование из крупногабаритных модулей:
Используется в старшем возрасте из объемных и плоскостных модулей, дает возможность осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на пространственную ориентацию.
1 этап. Самостоятельное ознакомление с новыми модулями через экспериментирование с ними (предваряется инструктажем по основам безопасности).
2 этап. Задачи на конструирование, обращающие внимание детей на свойства модулей (цвет, форму и др.).
3 этап. Конструирование по собственным замыслам.
Художественное конструирование из бумаги:
1 этап. Освоение способов конструирования из бумаги вне конкретных поделок – игровые ситуации типа «Волшебные превращения круга» и др. под стихотворную речь педагога, задающую алгоритм действий, основу данного способа.
2 этап. Использование освоенного способа в новых ситуациях для его обобщения.
3 этап. Самостоятельное конструирование по замыслу.
Конструирование из природного материала:
1 этап. Сначала детей обучают анализу природного материала как основы для получения разных образов способом «опредмечивания» (сучки, корни, ветки разной конфигурации, похожие на что-то) и 2 типа вопросов: На что будет похоже, если ту или другую часть убрать? (ненужное закрывалось). Что получится, если к этой фигуре что-то прибавить?
2 этап. Детям предлагались 2 типа задач с природным материалом: использовать его как часть в поделке (например, ракушки как уши). Использовать как основу для поделки (связан пучок соломки).
3 этап. Сюжетное конструирование.
Взаимосвязь игры и конструирования.
Детское конструирование и особенно техническое тесно взаимосвязано с игрой, однако это разные виды деятельности, имеющие свои особенности.
Если в деятельности детей преобладает игра (постройки, поделки мотивировались игровым замыслом, вытекали из ролевой, режиссерской, театрализованной игры, то конструирование здесь непродолжительно. Более значимо разыгрывание сюжета, а постройка или поделка – лишь одно из средств реализации игрового замысла, своего рода атрибут (символ, заместитель). Она отличается упрощенностью, передается лишь внешнее сходство. Дети вполне удовлетворяются примитивными поделками.
Если преобладает конструирование, первичным был замысел постройки, а игра возникла как обыгрывание самого процесса строительства, то небезразлично качество его постройки. Он совершенствует ее, перестраивает, украшает.
Таким образом хотя и в том, и в другом случае в деятельности детей конструирование было взаимосвязано с игрой, однако очевидно, что эти два вида деятельности разделялись, не были слиты воедино, вследствие чего современные ученые (Парамонова Л. А.) предлагают отказаться от термина «Строительные игры», поскольку таких игр просто не существует.
Педагог имеет дело либо с ролевой игрой, в которую включаются элементы конструирования для развития игрового сюжета. Либо с конструированием, в котором используются игрушки и элементы игры.
Руководство такой взаимосвязанной деятельностью определяется динамикой ее развития на протяжении всего дошкольного возраста:
• Ранний возраст – конструирование слито с игрой.
• Младший, средний возраст – конструирование начинает приобретать самостоятельное значение для ребенка, а игра начинает становиться стимулом к конструированию.
• Старший возраст – формируется полноценное конструирование и уже оно становится стимулом к развитию сюжетной игры и само иногда приобретает сюжетный характер (дети создают несколько конструкций и объединяют их единым сюжетом).
Очевидно, что предъявлять требования к качеству построек, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры, неоправданно, ведь это может разрушить игру. Но в том случае, когда в этой взаимосвязанной деятельности преобладает конструирование, начиная с младшего возраста, нельзя довольствоваться примитивными детскими постройками и поделками – необходимо формировать полноценное конструирование, иначе развитие ребенка будет существенно обедняться.
Субъектная позиция в деятельности – самостоятельность и творчество.
Особенности детского творчества.
Субъектная позиция в деятельности характеризуется самостоятельностью и творчеством. Творчество в широком понимании - создание чего-то нового, открытие.
Детское творчество в этом отношении имеет свои особенности:
1) Дети делают множество открытий, но это открытия "для себя": то новое, что создает ребенок - новое для него, но не для взрослых (детские открытия по большей части "открытия Америки", но это и есть творческое присвоение ребенком человеческой культуры).
2) В творчестве для ребенка важен процесс, а не результат. Творческая деятельность ребенка отличается высокой эмоциональностью, в поиске он многократно опробует разные решения и от этого получает больше удовольствия, чем от достижения конечного результата.
3) Для взрослого человека поиск решения проблемы мучителен, иногда доводит его до отчаяния и ему трудно приступить к решению. Ребенок в отличие от взрослого не испытывает таких трудностей, он с легкостью начинает практическую ориентировочную деятельность с материалом, не раздумывая долго, увлекается поиском и часто находит верное решение.
Основные творческие способности дошкольника.
К основным творческим способностям, которые развиваются у дошкольника ученые относят:
Умение "анализа через синтез" - умение в знакомом находить новое, открывать в известном новые знания, смотреть на объект с разных точек зрения;
Воображение - создание новых образов, которые становятся основой для практической творческой деятельности, ее замыслом. Для дошкольников характерны 2 способа решения задач на воображение: "опредмечивание" - когда в некоей незавершенной абстрактной форме ребенок видит определенный предмет и создает его "убирая лишнее" (например, из куска дерева, коряги); и "включение" - ребенок видит данную форму как часть образа и дополняет ее деталями, как бы включает в образ. Чем лучше развито воображение, тем выше творчество, а воображение зависит от раскрепощенной атмосферы.
"Интеллектуальная активность" - это способность самому ставить новые задачи (деятельность, порождающая новые цели, а не просто исполнительская, поиск ответа на задачу, поставленную кем-то. Уже у дошкольника проявляется активно, но должна быть востребована, иначе затухает.
Наиболее соответствует интеллектуальной активности детское экспериментирование, поисково-исследовательская деятельность с материалами, в процессе которой ребенок открывает их свойства (цвет, форму, размер, фактуру.) и, самое главное, открывает способы действий с этими материалами, находит собственный ответ на вопрос: "Что я могу с этим делать?". А когда один и тот же способ неоднократно используется в разных ситуациях, он становится обобщенным, общим способом действий с этим материалом - что и является одной из главных задач обучения в конструировании - научить обобщенным способам конструирования из разных материалов.
Развивающее обучение конструированию.
Многочисленные исследования детского творчества доказали, что оно базируется на повседневном опыте ребенка и развивается в специально организованном обучении. Такое обучение и называют развивающим или творческим. В основе его понятие "зоны ближайшего развития" - ребенка обучают тому, что он пока может делать с помощью взрослого, но в скором времени после обучения будет способен делать это самостоятельно.
Развивающее обучение и понимается как эффективная помощь взрослого ребенку, выстроенная с учетом его ближайших потенциальных возможностей в освоении культуры разных видов деятельности.
Развивающее обучение конструированию основывается на идее " формирования конструирования как универсальной способности к формированию разных оригинальных конструкций (построек, поделок - целостностей)" - научная школа Л. А. Парамоновой.
Эффективные приемы и алгоритм организации педпроцесса по конструированию.
Обучение выстраивается по принципу от общего к частному - сначала определенный общий способ работы с данным материалом, общее представление о создании определенных построек, а потом на этой основе дети учатся создавать множество конкретных разнообразных конструкций.
1. Начало обучения - организация целенаправленных наблюдений на улице, участке, в природе, а также рассматривание фотографий, картинок как основа для развития детских замыслов. При этом внимание детей обращается на назначение, структурные части и значимость каждой части для общей прочности, устойчивости и эстетичности конструкции. Наблюдения формируют у детей умения структурного анализа.
2. Обязательно экспериментирование с материалом до постановки конкретной задачи, чтобы дети сами открывали возможности материала и искали варианты воплощения своего замысла. Экспериментирование дает ребенку умения сенсорного анализа.
3. Дидактические игры закрепляют представления, полученные в ходе наблюдений и экспериментирования, в частности представления о сенсорных признаках и пространственном расположении.
4. Занятие выступает как опорная точка в формировании нового способа конструирования после предварительной работы. Занятия не преимущественны, число их сокращается до 2 в месяц. Они могут быть фронтальными и подгрупповыми, а также индивидуальными.
Обучение - это сотворчество, максимально возможные активность и самостоятельность детей. Строится на диалоге в отличие от традиционного монолога, когда воспитатель объясняет, показывает, а дети молча выполняют задание.
В диалоге педагог проявляет инициативу (предлагает задачу, которая увлечет, стимулирует детскую фантазию и активность, а далее дети делают самостоятельный выбор - должно быть обсуждение разных вариантов решения, это дает детям возможность самообучения друг друга и развивает умение слушать друг друга, признавать предложения другого, т. е. сотрудничать. Задача педагога: не спешить с показом, а помогать сделать правильный выбор для более полного самовыражения.
Одобряется и диалог ребенка с самим собой.
Эффективны для обучения в младшем возрасте игровые проблемные ситуации игровым персонажем, которого дети "учат": объясняют, доказывают ему правильный выбор материала и способа конструирования; При обучении по образцу детям дается вариативный образец и возможность выбора конкретного материала.
5. Занятие как опорная точка сопровождается игровыми заданиями к самостоятельному конструированию и свободной досуговой деятельностью - сочетание развлечения, отдыха и самообразования. Эффективные приемы организации свободного конструирования:
• Широко используются дидактические и занимательные игры, комбинаторные головоломки. Игры с шаблонами как разновидность плоскостного моделирования.
• В старшем возрасте досуги выстраиваются как деятельность "по интересам" с поддержкой зарождающихся половых предпочтений. Педагог выступает как "мастер своего дела", увлеченный им и этим увлекающий детей и передающий им основы мастерства.
• Конструирование включается в разные события жизни группы (к празднику, для театра, для игры). Это формирует потребность конструировать не только для себя, но и для других.
• К досуговой деятельности эффективной является игровая мотивация, в старшем возрасте через фантазийную или режиссерскую игру.
• Для свободного конструирования создается предметная среда с разнообразными материалами и стимуляцией к использованию их по своему усмотрению (поделки для игр, костюмы и декорации для театра, украшения для группы). Роль взрослого в среде выполняет наглядный материал в виде рисунков, схем, пооперационных карт. Среда строится с учетом автодидактизма – наполняется играми и игрушками, действуя с которыми ребенок сам, без помощи взрослого, открывает способы их использования.