Алена Бабушкина
Проект «Чудо деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Чудо деревья».
Выполнила; Бабушкина. А. В.
воспитатель
Город Вятские Поляны
МКДОУ №2 «Светлячок»
Проект «Чудо деревья»
Вид проекта :
групповой, познавательно - исследовательский с заданным результатом для детей 3-4 лет
Участники:
воспитатели МКДОУ «Детский сад Светлячок» г. Вятские Поляны
Бабушкина Алена Владимировна
Дети младшей группы «Радуга»
Публикация «Проект „Чудо деревья“» размещена в разделах
Родители младшей группы
Реализация проекта :
сентябрь, октябрь, ноябрь
Продолжительность проекта :
Среднесрочный (3месяца)
Актуальность проблемы:
Во время прогулки дети увидели на берёзе зелёные и жёлтые листья, и стали высказывать свои рассуждения. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей о деревьях очень скудные.
Проблема: Таким образом, возникла проблема «Почему на деревьях листья разные? Что происходит с ними?». Участие детей в проекте позволит сформировать представления о деревьях в разное время года; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта :
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Чудо деревья»
Задачи проекта :
- познакомить детей с 3 деревьями : берёза, клён и рябина, обратить внимание детей на форму листьев и окраску в разное время года, а также учить различать деревья по коре;
- учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы;
- формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе;
- развивать логическое мышление, речь, кругозор;
- воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края;
Гипотеза:
Если в течение трех месяцев следовать четко намеченному плану, то можно реализовать все поставленные задачи.
Предмет исследования:
Процесс включения семьи и детей при ознакомлении детей с деревьями, как средство воспитания любви к природе.
Объяснительная записка:
Реализуя данный проект, можно добиться того, что у детей останется много разнообразных впечатлений и знаний о деревьях. Решению поставленных задач будут способствовать разнообразные формы работы с детьми: беседы, наблюдения, дид. игры, экскурсии в скверы и парки, чтение соответствующей тематике литературы, сбор гербарий.
Предполагаемый результат:
- сформирование знаний о деревьях в разное время года;
- различение деревьев по листьям, плодам и коре;
- самоутверждение личности ребё нка: снятие зажима, скованности;
- развитие у ребёнка фантазии, спонтанности, эмоциональности; активизация словарного запаса;
- получение удовольствия от выполненной работы в коллективе детей
Предварительная работа:
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Деревья»;
- рассматривание деревьев на прогулке.
- чтение стихов, произведений, рассматривание иллюстраций.
Сотрудничество с семьей:
- консультация с родителями о проекте, «Какие разные деревья»
- создание папки-передвижки для родителей «Красота осени»»
- сбор листьев для гербария
- экскурсии в осенний лес, рассматривание листьев на деревьях, сравнивание друг с другом, похожи или нет
- подбор книг, иллюстраций по теме
- праздник «Золотая осень»
Этапы проекта :
1. Организационный
а) подбор и изучение литературы:
б) постановка цели, и разработка содержания учебно-воспитательного процесса
в) группировка материала, составление плана
2. Практический
а) наблюдения
б) беседы
в) дидактические игры
г) экскурсии и целевые прогулки
д) развивающие, дидактические игры
е) трудовая деятельность
и) продуктивная художественная деятельность
- рассматривание репродукций, картин, открыток
- рисование
- аппликация
- лепка
ж) опытно-исследовательская работа
з) чтение художественной литературы и прослушивание музыкальных произведении
3. Заключительный
- итоговая диагностика познавательных процессов
- распространение опыта в детском саду.
- презентация проекта
Список использованной литературы
1. Лесная энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. Г. И. Воробьев. Ред. кол. : Н. А. Анучин, В. Г. Атрохин, В. Н. Виноградов и др - М. : Сов. энциклопедия, 1985.-Т. 1
2. Пономарёв Н. А. Берёзы СССР — М. : Гослестехиздат, 1932. — 247 с.
3. Вохринцева С. Окружающий мир «Деревья и листья» - Страна фантазий, 2003.
4. Мини – энциклопедия в картинках «Деревья» - Махаон, 2001.
5. Степанов В. Учебник для малышей «Родная природа» - ООО Фламинго, 2007.
6. Степанов В. Учебник для малышей «Уроки чтения» - ООО Фламинго, 2008.
7. Сутеев В. Весна – ООО Астраль, 2001.
8. Прогулка в лесу (кроссворд-раскраска) – ООО Хатбер. М., 2005.
9. Популярное пособие для родителей и педагогов. 100 загадок – Я. :Академия холдинг, 2004.
10. Ерофеева И. Времена года – ООО Линг-книга, 2008.
Приложение
- виды совместной деятельности
- реализация проекта
- уровень знаний детей
- перспективный план наблюдений за деревьями (берёза, клён, рябина) во 2 младшей группе
Виды совместной деятельности
Коммуникация
- Беседы
- Свободное общение
Познание
- Рассказ воспитателя
- Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций
- Исследовательская деятельность:
наблюдение за листопадом
обследование и рассматривание листьев:
определять форму: круглые, овальные, резные
окраску: оттенки зелёного, жёлтого и красного цвета, неоднородность цвета (пятнистость, полосатость) ;
величину – использовать в определении более точные градации: мелкие, крупные, средние листья;
поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;
- Дидактические, познавательно-речевые, пальчиковые игры
ФЭМП
- Счёт
- Раскладывание в возрастающей и убывающей последовательности
- По цвету, форме
Чтение художественной литературы
- Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме
- Загадывание загадок
- Рассматривание картин, открыток, иллюстраций
Социально-личностное развитие
- Социализация
- Экскурсии: по участку детского сада и в осенний парк
- Наблюдения
- Труд
- Безопасность
беседа с детьми:
- «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»
- «Почему опасно бегать с палками?»
- Художественно-эстетическое развитие
- Продуктивная деятельность
- Музыка
По плану музыкального руководителя
Физическое развитие
- Физкультура, здоровье
подвижные игры:
Физкультминутка
- Здоровье
свободное общение «Могут ли деревья лечить?», «О пользе деревьев и кустарников»
создание условий для самостоятельной деятельности детей
Центр продуктивной деятельности
- Подборка материалов для изготовления гербария, конструирования
Перспективный план наблюдений за деревьями (берёза, клён, рябина) в младшей группе.
Осень.
1. «Какие разные деревья»
Цель: обратить внимание детей на деревья (берёзу, клён и рябину) и спросить одинаковые или нет. Чем отличаются? Рассмотреть каждое в отдельности – выявить сходство (есть ствол, листья, ветки) и различия (форма листьев, строение ствола, на рябине есть ягоды)
2. «Стройная берёзка»
Цель: показать, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные.
3. «Красивый клён»
Цель: найти у клёна ствол и ветки, сравнить с берёзой. Рассмотреть листья у клёна, обратить внимание, что листья резные, очень красивые: желтые, зелёные, оранжевые, красные. Обратить внимание, что клён очень красивое дерево. Предложить детям подойти к клёну, потрогать его ствол, показать ветви, обойти его кругом, полюбоваться его красотой.
4. «Рябинка»
Цель: найти у рябины ствол и ветки, сравнить с берёзой и клё ном: отметить, чем похожи и чем отличаются. Отметить, что листья рябины отличаются от других. Их на веточке много, листики овальной формы и симметрично расположены напротив друг друга. Бывают зелёные, красные, оранжевые, бордовые. Отметить, что у рябины есть ягоды, которыми питаются птицы зимой. Спросить, какое дерево им нравится больше, почему. Обойти вокруг рябинки, полюбоваться её красотой
5. «Кора»
Цель: продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и её назначении: защищает от мороза, солнца и ветра. Сравнить кору на деревьях : берёза, клён, рябина и отметить различия. Учить детей определять дерево по коре.
6. «Падают-падают листья…»
Цель: обратить внимание детей на лежащие под деревьями листья - опали; опавшие листья: разноцветные, разной формы. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья; сравнить листья по цвету, размеру и определить с какого дерева. Отобрать с детьми самые красивые листья, спросить, почему они нравятся детям. Предложить детям походить по листьям послушать, как шуршат; сделать
вывод: листьев становится все меньше, опавшие листья делаются темными, сухими.
7. «Как деревья готовятся к зиме?»
Цель: рассказать детям, что деревья, сбрасывая листья, готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.
8. «Из истории использования древесины»
Цель: рассказать детям, что из древесины делают бумагу. Значит, чем дольше будут служить человеку бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Что для этого можно сделать? Надо бережно относиться к книгам, старые аккуратно заклеить, подшить.
Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля и самоконтроля, анализа и рефлексии
весь материал был разделен на блоки: осень, зима, весна.
1 блок «Осень» - (сентябрь, октябрь, ноябрь)
беседы и наблюдения
- «Какие разные деревья»
- «Что есть у дерева» (ствол, ветки, листья)
- «Стройная берёзка» - рассмотреть листья, ствол
- «Красивый клён» - рассмотреть листья, ствол
- «Рябинка» - отметить, что есть у рябины
- «Падают, падают листья»
- «Как деревья готовятся к зиме»
вывод: листьев становится все меньше, опавшие листья делаются темными, сухими.
экскурсии и целевые прогулки
- Вокруг детского сада – обратить внимание на осенние деревья, находить знакомые деревья
дидактические игры
- «Узнай дерево по листьям»
- «Лист, с какого дерева»
- «Найди такой же листочек».
- «Сколько в руке листьев березы?»
- «Какого цвета лист»
- «Найди лист по цвету (размеру, форме, величине)»
- «Разложи листья (чередование)»
- «Соберем гирлянду из листьев»
- «Найди самый большой лист (самый красивый)»
- «Что сначала, что потом»
игры по развитию речи
-«Осенние листья» - пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с
большого)
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
листья рябины,
листики тополя,
листья осины,
листики дуба мы соберём, (загибают пальчики, начиная с большого)
маме осенний букет принесём (шагают по столу средним и указательным пальчиками)
подвижные игры
- «Принеси лист березы»
- «Поймай листок»,
- «Найди и принеси красный (жёлтый, зелёный) лист»,
трудовая деятельность
- Сгребание сухих листьев в определенное место
- Сбор разноцветных листьев.
- Сбор опавших листьев вокруг деревьев
- Уход за поломанными ветками.
- Сбор плодов деревьев
продуктивная деятельность
- «Мое любимое дерево»-коллективное рисование
- «Стройная берёза» - рисование
- "Осенние листочки" - раскрашивание
- «Осень» - аппликация (коллективная работа)
художественная литературы
Мы — листочки,
мы — листочки,
Мы — осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Дунул ветер — полетели.
Мы летали, мы летали —
Все листочки так устали.
Перестал дуть ветерок —
Все уселись в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом —
Чудеса увидишь в нем. (Лес.)
Дом открыт со всех сторон.
В доме — тысяча колонн.
Над колоннами — шатры,
Под колоннами — ковры.
Тут живут и на коврах,
И в колоннах, и в шатрах. (Лес.)
дидактические игры
- «Назови дерево : береза, клён, рябина»
- «Найди дерево по описанию»
- «Найди дерево по ветке».
- «Загадай, мы отгадаем»
- «Найди дерево по семенам»
- «Собери пирамидку из листьев (по возрастанию)»
- «Разложи листочки по цвету» (по убыванию, возрастанию
- «Деревья, плоды, ягоды»
- лото «Сложи картинку», «Деревья и листья
игры по развитию речи
- «Дождик» - на координацию речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе)
Капля два (Прыжок.)
Очень медленно сперва
(4 прыжка.)
А потом, потом, потом
(8 прыжков.)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли
(Руки развести в стороны.)
От дождя себя укрыли.
(Руки полукругом над головой)
подвижные игры
- «Листопад»
Листопад! Листопад! (действия выполняют дети с желтыми листьями)
Листья желтые летят!
Кружатся красивые желтые листочки!
Кружатся красивые красные листочки!
(действия выполняют дети с красными листьями)
Сели! (уселись и замерли, не шевелятся)
Прилетел легкий ветерок, подул (дуют)
Поднялись листья, разбежались. (разлетелись в разные стороны)
Закружились, закружились! (кружатся)
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Затих ветерок, и листочки медленно опускаются на землю
(садятся вначале жёлтые, затем красные листья)