Татьяна иванова
Проект «Чудесная сказочная тестопластика в творчестве детей»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Тема проекта : «Чудесная сказочная тестопластика в творчестве детей».
2. Тип проекта : Познавательно - исследовательский - творческий
3. Участники проекта : воспитатели: Иванова Т. В., Старостина Г. Ю.
дети и родители группы, при участии художественного руководителя фольклорной студии «Радость» Стрельцовой Н. С., инструктора по физкультуре Федосовой В. А.
Тип проекта : долгосрочный.
Срок реализации проекта : Октябрь 2018г – апрель 2019г
Возрастная группа: дети 6- 7 лет
Публикация «Проект „Чудесная сказочная тестопластика в творчестве детей“» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты
- Проекты творческие
- Сказка. Проекты по сказкам
- Тестопластика. Проекты, планы
- Темочки
Количество занятий в год:
Периодичность занятий: 1раз в неделю
Форма организации: подгрупповая
Место проведения: групповая комната
Условия реализации проекта :
1. Материально – техническая база (мука, соль, вода, стеки, штампы, гуашь, паркетный лак, кисти, фартуки, чеснокодовилка, пластиковая салфетка, трафареты)
2. Дидактическое обеспечение (наглядное пособие, фотоматериалы, готовые изделия)
3. Методическое обеспечение (методическая и техническая литература, специальная литература по прикладному искусству)
Техника безопасности.
1. Не употреблять соленое тесто и готовые изделия в пищу;
2. Следует быть крайне осторожными при работе с острыми предметами;
3. Тщательно вымыть руки после завершения работы.
Формы реализации проекта :
1. Организованная образовательная деятельность;
2. Беседы;
3. Оснащение предметно-пространственной среды;
4. Работа с родителями.
5. Развивающие, дидактические игры.
Гипотеза: Работа с соленым тестом вызывает интерес к народному творчеству, национальным художественным промыслам. Успокаивая и умиротворяя, лепка оказывает позитивное влияние на психическое и физическое здоровье, что является хорошей арттерапией, способствует развитию воображение, фантазии, развитию мелкой моторики рук.
Цель : Содействовать развитию творческих способностей в художественно – эстетическом и познавательном развитии дошкольников через нетрадиционные способы лепки из теста.
Задачи в работе с детьми тестопластике :
Коррекционные: развитие и коррекция всех высших психических функций, а так же сглаживание нежелательных форм поведения, психических реакций.
Обучающие :
приобщать детей к народному творчеству – лепке из теста;
обучать владению различными материалами и инструментами;
учить работать с целым куском теста, с отдельными его частями;
учить создавать образ;
формировать знания о построении композиции, использовании цветовой гаммы, работе с гуашью.
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук;
синхронизировать работу обеих рук;
развивать память, внимание, мышление, речь, словарный запас;
развивать духовные, эстетические и творческие способности;
развивать интерес к изучению народных промыслов.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое до конца;
воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.
Социальные:
создавать благоприятную атмосферу для общения;
формировать умения и навыки в сотворчестве с ребёнком;
создавать условия для эффективного освоения детьми методов работы с тестом, с учетом индивидуальных особенностей и интересов дошкольников, с особыми образовательными потребностями.
Принципы построения программы:
-от простого к сложному;
-связь знаний, умений с жизнью, с практикой
-научность
-доступность
-системность знаний
-воспитывающая и развивающая направленность
-всесторонность, гармоничность в содержание знаний, умений, навыков
-активность и самостоятельность
-учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Актуальность проекта.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Влияние занятий декоративной лепкой на развитие ребенка очень широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребенка, его познавательной сферы и деятельности. Формируются такие качества, как усидчивость, целеустремленность, настойчивость, терпение. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить и о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников. Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.
Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной.
1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
2. Легко отмывается и не оставляет следов.
3. Безопасно при попадании в рот.
4. Не липнет к рукам при лепке.
5. Можно сушить на воздухе.
6. Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
7. Если покрыть лаком - сохранится на века.
8. С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.
9. Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.
Задачи проекта :
Для педагогов:
1. Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности.
Для родителей:
Подготовить материал на тему «Русские народные традиции» (для создания альбома по проекту) :
• Русские народные игрушки (деревянные, глиняные игрушки, народные промыслы, тряпичные обрядовые куклы и т. п.,
• Русские народные праздники (Новый год, Рождество, Масленица, Пасха и т. д.)
• Быт (русская изба,
• Защитники Руси (богатыри, воины 1812 г., времён первой, второй мировой). пополнение развивающей среды в группе.
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
Участие в конкурсах и выставках проводимых в учреждении и вне его: - «Природа и фантазия» - «В объятьях снежной зимы» - организация выставки детского творчества, развлечение «Ярмарка народных промыслов»
Предполагаемый результат: дети должны иметь представление о свойствах муки, соли и воды, о приготовлении теста для лепки; развитие самостоятельности, инициативности, творческого самовыражения, овладение традиционной и нетрадиционной техникой лепки, применение знаний в свободной творческой деятельности, умение правильно активизировать движения пальцев рук, лепить с натуры, скульптурные формы из 2-3 предметов, коллективные композиции, добиваться выразительности образа; сформированность начальных знаний о народных промыслах;
Реализация проекта :
1. Предварительный этап (сентябрь).
Дети знакомятся с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, необходимыми для работы, простейшими приемами работы с тестом.
Творческие мастерские, начинаются с беседы об истории тестопластики с замешиванием теста вместе с дошкольниками.
Дети действуют с тестом : мнут, нюхают, катают колобки и т. д. Далее предлагается делать отпечатки на поверхности теста, с помощью стеки, пуговиц, пробок и другого. А как интересно его окрашивать и просто смешивать различные цвета.
Далее дети лепят предметы, используя трафареты и раскрашивая высушенные заготовки.
Чтение русских народных потешек, пестушек, русских народных сказок. Рассматривание матрёшки, дымковского коня. Освоение игры на детских музыкальных инструментах. Постановка проблемы, значимой для детей : в какие игрушки играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими, какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили? Принятие решения создать альбомы «Традиции русского народа», «Русская народная игрушка», сделать выставку детских работ по теме.
2. Основной этап (октябрь-апрель).
Задачи основного этапа: познакомить детей с техникой тестопластика (приемами лепки, учить создавать различные предметные и простые сюжетные композиции, развивать творческие способности.
Оформление развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с темой проекта : предметы старого русского быта, матрёшки, дымковские игрушки, филимоновская свистулька, куклы в национальных русских нарядах, книги с русскими народными сказками, русские народные музыкальные инструменты (детские).
Знакомство с фольклорной комнатой «Традиции русского быта». Обсуждение с детьми жизни наших бабушек и дедушек.
Прослушивание русских народных мелодий и песен. Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору.
Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору. Русские народные подвижные игры. Приобщение детей к игровому фольклору русского народа.
«Путешествие в город мастеров» Вводное (интерактивное) занятие
Презентация «Защитники Отечества – от древности до наших дней». Знакомство детей с традициями русского народа. Обсуждение жизни наших предков.
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Чей костюм», «Укрась дымковскою барышню», «Составь узор», «Собери пазлы», «Вышла курочка гулять» Подвижные народные игры: «Гуси-лебеди», «Горелки», «Заря-заряница», «Пятнашки», «Краски», «Колокольцы», «Пробеги под платком»
Игры-драматизации: по русским народным сказкам : «Колобок», «Репка», «Теремок», «Жили у бабуси два веселых гуся» и т. д.
Знакомство с художественной литературой:
знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);
чтение русских народных сказок
1. Заключительный этап (апрель).
Оформление альбома «Русская народная игрушка».
Форма презентации проекта : выставка детских работ и коллективных сюжетных композиций. Презентация проекта. Итоговый досуг «Ярмарка»
Сотрудничество с семьей:
- Пополнение развивающей среды
-Консультация для родителей» Приготовление солёного теста».
- Собрание на тему «Формирование речи у детей посредством тестопластики»
- Мастер-класс для родителей и детей по лепке из соленного теста «Жаворонушки»
- Консультация для родителей «Что такое тестопластика и для чего она нужна», заинтересовать детей и родителей темой проекта, сподвигнуть их к совместной деятельности; создание в группе условий для реализации проекта, подготовить материал для практической деятельности детей —создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
- Презентация проекта родителям.
Учебно-тематический план.
осень
Сентябрь
1Вводное занятие по русскому народному творчеству.
2Экскурсия в фольклорную комнату.
3 «Путешествие в город мастеров» Вводное (интерактивное) занятие, проект по русскому народному творчеству «Знакомство с солёным тестом» Способы приготовления теста. Инструменты нужные для работы с тестом и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях.
Октябрь
4 «Осень в гости к нам пришла» «Осенние листья»
5 «Чудо краски» (раскрашивание изделия из соленого теста красками)
6 «Пластилиновая сказка» (природный материал, пластилин) «На лесной грибной полянке»
7 Знакомство с русской Матрешкой. Лепка из теста с помощью трафарета «Румяные матрешки»
8 Декоративное рисование на объемной форме «Нарядные матрешки» Раскрашивание поделки
Ноябрь
9 В гостях у дымковских мастеров. «На деревенском подворье лошадки» (тестопластика).
10Декоративное рисование на объемной форме «Нарядные лошадки» Раскрашивание поделки.
11 Знакомство с Богородской игрушкой. Лепка скульптурным способом «Мишка Топтышка»
12 Раскрашивание поделки «Богородской Мишка».
зима Декабрь
13Знакомство с Филимоновской игрушкой. Лепка скульптурным способом – из целого куска.
14 «Мастерская Деда Мороза» (тестопластика : игрушки на елку)
15 «Мастерская Деда Мороза» «Чудо варежка» лека из цветного теста с помощью формочек методом печать.
16 «Барыни франтихи, водоноски вокруг елки водят хоровод»
Январь
17 Каникулы.
18 «Пришла коляда — отворяй ворота» Рассказ о рождественских праздниках и колядовании.
19 В гостях у мастеров. «Золотая Хохлома». Приемы лепки из целого куска.
20 Раскрашивание поделки из соленого теста красками по мотивам хохломской росписи. «Тканый половичок» (тестопластика)
Февраль
21 Досуг «Мы на ярмарке гуляли и товары продавали песни пели, танцевали» С привлечением родителей.
22 «Блюдо под блины в подарок Масленице» Изготовления блюда под блины из папье-маше.
23 Подарок папе «Расписной солдат» закладка для книг.
24 Раскрашивание блюда под блины из папье-маше элементами хохломской росписи.
весна Март
25Подарок маме: «Корзинка цветами» Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
26 Путешествие в город мастеров «Чайный сервиз» изготовление посуды из теста конструктивным способом.
27 Раскрашивание посуды по мотивам Гжельской росписи.
28 «Пасхальное яйцо». Лепка из теста, используя различные приёмы лепки.
Апрель
29Лепка заготовок для космического коллажа ко дню космонавтики, используя различные техники лепки из теста (ракеты, звезды, планеты)
30 Раскрашивание заготовок, составление сюжетной композиции «Космический коллаж».
31Завершение проекта по народному творчеству досуг «Ярмарка» с оформлением выставки детских работ в течение года.
3 Подарки ветеранам (тестопластика)
Май
34 «Бабочки красавицы» (тестопластика, лепка с использованием формочек)
35 Раскрашивание заготовок, составление сюжетной композиции «На лесной полянке»
Мероприятия проводимые в период реализации проекта :
1. Экскурсия в фольклорную комнату.
2. Открытое занятие в кружке для иностранных гостей лепка из теста с помощью трафарета «Румяные матрешки»
3. Новогодний праздник с включением фольклорного персонажа 25.12.18г.
4. Открытый фольклорный досуг для детей
дошкольников и младших школьников «В гостях у бабушки Забавушки. Рождественские посиделки» Дата проведения: 15.01.2019г.
5. Спортивно – музыкальный праздник «Русские богатыри» (ко День защитника Отечества) 25.02.19г
6. Спортивно – музыкальный праздник «Мы мороза не боимся» с включением фольклорных персонажей.
7. Фольклорный праздник масленичные гуляния «Встреча весны - Масленница» 06.03.19г.