Айгуль Булатова
Проект о жизни и творчестве С. Т. Аксакова
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Подпроект «Известные люди города Уфы»
Булатова Айгуль Лутфулловна
Подпроект «Известные люди города Уфы»
Карта подпроекта «Известные люди города Уфы»
Название проекта «Известные люди города Уфы»
Автор проекта : Булатова А. Л.
Руководитель проекта : Садыкова Э. Ш.
Кадры: Юсупова Г. Ф. – заведующая МБДОУ №291,
Булатова А. Л. -воспитатель, Садыкова Э. Ш. – старший воспитатель.
Вид, тип проекта : групповой, познавательный, краткосрочный.
Публикация «Проект о жизни и творчестве С, Т, Аксакова» размещена в разделах
Направление развития: Познавательно-исследовательское
(в содержание проекта заложен принцип интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие)
Участники: дети подготовительной группы (6-7 лет, воспитатели, родители)
Место проведения: МБДОУ Детский сад №291.
Сроки проведения: март– май 2019г.
Формы реализации проекта :
Образовательный проект «Знаменитые люди города Уфы- С. Т. Аксаков»
Выполнила: Булатова А. Л.
Актуальность проекта : Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе --- одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным краем, с известными людьми, которые прославили свой край.
На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей является очень актуальной. Всем известно, любовь к Родине начинается с малого: своего села, города, знания своих корней.
Развитие социальных процессов, осуществляемое в рамках современного общества, усиливает интерес человечества к истории своего народа, прошлого и настоящего времени, в том числе к людям, прославившим свой родной край.
А каждая конкретная личность, которую прославляет народ, способствует воспитанию у дошкольников любви к родному краю, Отечеству (Л. А. Венгер, С. А. Козлова, В. И. Логинова, А. П. Усова и др.)
В связи с этим вопросы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с выдающимися людьми, их подвигами, творчеством, жизнью и вкладом в историю Башкортостана выступают на первый план.
Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, чувство гордости за свой народ через их подвиги, творческую и созидательную деятельность.
Новизна проекта : Новизна проекта заключается в том, что ознакомление со знаменитыми людьми башкирского края будет осуществляться через проектную деятельность. Это позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми по данному направлению.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста интереса к знаменитым людям, прославивших Башкортостан.
Задачи образовательные:
- приобщить детей, родителей, педагогов к истории и культуре родного края, к его духовным и материальным ценностям;
- познакомить с биографией и творчеством людей, прославивших Башкортостан;
- закрепить представления о знаменитых земляках;
- расширять кругозор детей.
Задачи развивающие:
- развивать познавательную активность детей в совместной деятельности с родителями, бабушками, дедушками.
- развивать коммуникативные навыки детей: диалогическую и связную речь.
- развивать воображение через ознакомление с творчеством писателя.
Задачи воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма;
- воспитывать чувство любви к родному краю, чувство гордости за своих земляков, чувство уважения к башкирскому народу.
Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы:
диагностический инструментарий (беседы с детьми);
методическая, энциклопедическая и художественная литература;
наглядно-демонстрационный материал;
ресурсы Интернет, использование ИКТ.
Социальное партнерство в рамках реализации проекта :
детская районная библиотека;
дом - музей С. Т. Аксакова в Уфе
Предполагаемый результат
Дети:
- активно принимают участие в проектной деятельности, совместно со взрослыми, коллективно и в подгруппе;
- проявляют интерес к жизни, подвигам, творчеству знаменитых людей Башкортостана;
- выбирают необходимые способы работы, в соответствии с поставленными задачами;
- используют полученные знания в разных видах деятельности.
Родители:
- активно участвуют в реализации проекта, знакомя детей с земляками, прославившими родной край.
- оказывают помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы (наглядные пособия, книги, энциклопедии, фотографии);
- принимают участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях и т. д.
Педагоги:
- повышают педагогическую компетентность по теме проекта;
- пополняют педагогическую копилку конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т. д.
- организуют образовательно - воспитательный процесс на основе интеграции всех видов детской деятельности;
- готовят итоговую презентацию по результатам проектной деятельности.
Продукт проектной деятельности :
- Создание альбома о С. Т. Аксакове.
- Создание «Книги памяти С. Т. Аксакова».
-Оформление родителями выставки «По мотивам произведения С. Т. Аксакова Аленький цветочек»
Реализация проекта по этапам :
Этапы и содержание деятельности
Подготовительный:
1. Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа.
2. Составление плана по реализации проекта.
3. Сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и др.
4. Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности.
5. Привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта.
6. Подбор методической литературы.
7. Организация работы с родителями (памятки, буклеты, консультации).
Практический
- Организация деятельности по реализации проекта (поэтапно, с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями)
Заключительный
- Обработка результатов, выводы по реализации проекта.
- Подготовка к презентации.
Презентационный
1. Презентация проекта на групповом родительском собрании
Психолого-педагогическое содержание проекта
Формы работы: Непосредственно образовательная деятельность
Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие
Продукт проектной деятельности :
- Создание альбома «Великий Аксаков»
- Создание «Книги памяти».
Реализация проекта по этапам :
Этапы и содержание деятельности
Подготовительный:
1. Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа.
2. Составление плана по реализации проекта.
3. Сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и др.
4. Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности.
5. Привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта.
6. Подбор методической литературы.
7. Организация работы с родителями (памятки, буклеты, консультации).
Практический
Организация деятельности по реализации проекта (поэтапно, с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями)
Заключительный
1. Обработка результатов, выводы по реализации проекта.
2. Подготовка к презентации.
Презентационный
1. Презентация проекта на групповом родительском собрании
Психолого-педагогическое содержание проекта
Формы работы: Содержание психолого-педагогической работы с детьми
Непосредственно образовательная деятельность
Познавательное развитие
«Наши предки» Уточнить знания о земляках, прославивших свой край в прошлом. Закрепить представления о знаменитых земляках. Рассказать, как чтят память людей, прославивших свой город, свое село, свою республику.
Познавательное развитие
«Великий писатель Башкортостана» Познакомить детей с творчеством и биографией великого поэта и писателя Башкортостана С. Т. Аксакова, воспитывать уважительное отношение к его творчеству.
Образовательная деятельность в режимных моментах
Беседы:
«Каких известных людей, прославивших нашу Уфу вы знаете?»
«Какие земляки – вам известны? Чем они прославились?»
«Какие памятники известным людям вы знаете в нашем городе?» Уточнить и обобщить
Рассматривание репродукций портретов знаменитых деятелей науки, искусства. Расширять представления детей о знаменитых соотечественниках, об их достижениях в науке, искусстве, литературе и др.
Сюжетно-ролевая игра
«Экскурсоводы» В город приехали дети из других стран. Экскурсоводы показывают им памятники известным людям, которые находятся в родном городе.
Сюжетно-ролевая игра
«Детское телевидение» Открылась новая программа на телевидении: дети снимают передачу об известных людях Башкортостана.
Самостоятельная деятельность детей
1. Самостоятельное рассматривание иллюстраций, картин, репродукций портретов известных людей.
2. Внесение воспитателем атрибутов для самостоятельной сюжетно-ролевой игры.
Работа с родителями:
№ Форма и тема Содержание
1 Экскурсия: «Дом Музеи Аксакова» Предложить родителям, совместно с детьми, совершить экскурсию в музеи города Уфы. Познакомить детей с творчеством С. Аксакова.
Экскурсия: «Памятник известного писателя города Уфы» Предложить родителям, совместно с детьми, совершить экскурсию к памятнику С. Т. Аксакова, составить рассказы об известном человеке, которому посвящен памятник.
Выставка работ по мотивам произведения «Аленький цветочек» Предложить родителям подготовить к групповой выставке рисунков и поделок
Презентация «Знаменитый писатель Башкортостана». Создать итоговую презентацию по реализации проекта
Перспективный план
№ п /п Содержание Сроки Участники Результат
НОД по познавательному развитию на тему «Наш поэт» март Воспитатель, дети. Дети знакомятся с писателем, прославившим башкирский край
Вечер вопросов и ответов. «Каких известных людей, прославивших нашу республику вы знаете?» март
Воспитатель, дети. Дети знакомятся с известными людьми родного края города Уфы
«Наш земляк – наша гордость» март Педагоги ДОУ
Заседание круглого стола
Пополнение уголка книги фотографиями, иллюстрациями произведений С. Т. Аксакова март Воспитатель Создание фотоальбома «Аленький цветочек»
Организация в детской библиотеке дней краеведения - «По памятным местам»;
- «Прославленные люди города Уфы»;
- «Мы помним, мы помним его имя» апрель-май Воспитатель
Работники библиотеки Экскурсии в детскую библиотеку.
Составление информационных буклетов: «Умеем ли мы предками гордиться?» март Воспитатель, дети
Родители Буклет «Умеем ли мы предками гордиться
Анкетирование «Знаешь ли ты своих земляков, прославивших Башкортостан? Чем они знамениты» апрель Воспитатель, родители, педагоги ДОУ Результаты анкетирования
Игры «Узнай и назови», «Детское телевидение», Экскурсоводы» март-май Воспитатель, дети Отражение детьми в играх свои представления и знания о проведении С. Т. Аксакова
Создание развивающей среды в детском саду по ознакомлению детей с известными людьми Уфы» Апрель Воспитатель Педагоги ДОУ Консультация для педагогов ДОУ
«Ознакомление дошкольников с известными людьми Уфы, как средство патриотического воспитания дошкольников» апрель Воспитатель Консультация для педагогов ДОУ
Просмотр сказки-мультфильма «Аленький цветочек». апрель дети, воспитатели
Проблемная ситуация «Как бы я поступил на месте героев сказки Аленький цветочек?» май Дети Выставка рисунков по мотивам сказки: «Аленький цветочек»
«Памятники известным людям Башкортостана?» май Воспитатель Викторина
Создание электронной базы данных «Знаменитые люди Уфы», которая будет содержать библиографическую и фактографическую информацию по данной теме май Воспитатель Презентация «Знаменитые люди Уфы»
«Патриотическое воспитание дошкольников путем их приобщения к историческим и культурным ценностям башкирского народа»
май Воспитатель Педагоги ДОУ Семинар практикум
«Мы помним, мы гордимся» май Воспитатель, работники библиотеки Творческая встреча
«Знаменитые люди Уфы» май Воспитатель, родители Составление фотоальбома
Ожидаемые результаты:
У детей:
- сформированы знания и представления о жизни, подвигах, творчестве знаменитых людей;
- расширился кругозор детей, проявился интерес к людям, прославляющих родной край;
- отмечается появление чувства гордости за свой народ, которые живут и работают в Башкортостане, которые прославили свой край в прошлом;
- проявляется осмысленная роль в судьбе страны, их места в жизни, сформирование собственного взгляда на жизнь.
Родители:
- оказали помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы (наглядные пособия, книги, энциклопедии, фотографии);
- принимали участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях и т. д.
- пополнили знания об известных людях Башкортостана, их подвигах и творчестве;
- проявили заинтересованность в сотрудничестве с детским садом по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Педагоги:
- приняли участие в преобразовании предметно-развивающей среды группы, ДОУ;
- повысили педагогическую компетентность по теме проекта;
- пополнили педагогическую копилку конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами и т. д.
- организуют воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех образовательных областей;
- подготовили итоговую презентацию «Знаменитая личность города Уфы /по результатам проектной деятельности.
- взаимодействуют с социумом: привлекают работников районной детской библиотеки к работе над проектом (экскурсии, беседы с применением мультимедийных средств; работников музеев
- разместили материал по проектной деятельности в сети Интернет.
Теоретическая значимость
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания и форм взаимодействия педагогов и воспитанников, которое предусматривает поэтапное познание великих людей родного края через различные виды деятельности.
Практическая значимость
Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит знания родителей по воспитанию у детей любви к родному краю и своему народу.
А дети в свою очередь, узнают знаменитого писателя башкирского края, научатся ценить подвиги и творчество своего народа, относиться с уважением к ценностям, созданным этим народом. Проведенная работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, гордиться своим народом, его достижениями.
Все вышеперечисленное должно внести значительные изменения в воспитательно-образовательный процесс и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
Мероприятия, проведённые в детском саду, сплотили детей и родителей. У них появился интерес к творчеству, подвигам, созиданиям своего народа, желание побольше узнать об истории родного края.
Результаты по внедрению проекта могут быть использованы педагогами дошкольного образования в целях проектирования и реализации педагогического процесса по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, чувства уважения и гордости за народ, внесших вклад в развитие Башкортостана.
Познавательная значимость
Познавательная значимость состоит в том, что:
- в работе с детьми используются методы и приёмы развивающего характера (проблемные ситуации, творческие встречи, умозаключения детей и т. д.);
- применяется личностно - ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения познавательных занятий.
Познавательное значение проекта проявляется прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни конкретных людей и дает обширные знания об их творчестве и подвигах, а также представление о мировоззрении и психологии народа, а образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей.
Знакомство с известными людьми родного края для ребенка - это не просто рассказ о них, не только рассматривание фотографий и иллюстраций, не просто игра или экскурсия, это жизнь, это приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.
Знакомя детей с известными людьми, вводя детей в круг необыкновенных событий, творческих достижений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. В действиях и поступках известных людей противопоставляется добро - злу, храбрость - трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, творческих способностей является одной из составляющих успешности обучения детей в школе.
Используемая литература
1. С. Т. Аксаков и славянская культура: Тез. докл. юбилейной конф. 27-30 сент. 1991 г. /Гос. комитет РСФСР по делам науки и высш. шк., Башк. гос. ун-т. - Уфа,1991.- 140 с. – С. Т. А.
2. Аксаковские чтения : духовное и литературное наследие семьи Аксаковых : Материалы Междунар. науч. -практ. конф. (28-29 сент. 2001 г.) /М-во культуры и нац. политики РБ; М-во нар. образования РБ; Аксаковский фонд; Башк. ин-т развития образования; Отв. ред. Т. Н. Дорожкина. - Уфа,2001.- Ч. 1.- 133 с. – АЧ1.
3. Аксаковские чтения : духовное и литературное наследие семьи Аксаковых : Материалы Междунар. науч. -практ. конф. (28-29 сент. 2001 г.) /М-во культуры и нац. политики РБ; М-во образования РБ; Национальный музей РБ; Аксаковский фонд; Башк. ин-т развития образования; Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова; Аксаковская гимназия рус. нац. культуры №11 г. Уфы; Отв. ред. Т. Н. Дорожкина. - Уфа,2003.- Ч. 2.- 104 с. – АЧ2.
4. Аксаковские чтения (1996-1997 гг.) /Аксаковский фонд; Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова; Ред. -сост. Г. О. Иванова. - Уфа,1997.- 160 с. – АЧ.
5. Аксаковский сборник / Аксаковский фонд; Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова; Ред. -сост. Г. О. Иванова. - Уфа,1998.- Вып. 2.- 209 с. – АС2.
6. Аксаковский сборник /М-во культуры и нац. политики РБ; Нац. музей РБ; Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова в Уфе; Аксаковский фонд; Гл. ред. М. А. Чванов; Отв. ред. Г. О. Иванова. - Уфа,2001.- Вып. 3.- 247 с. – АС3.
7. Аксаковский сборник /М-во культуры и нац. политики РБ. Нац. музей РБ. Аксаковский музей РБ. Аксаковский фонд; Отв. ред. Г. О. Иванова. Гл. ред. М. А. Чванов. - Уфа,2005.- Вып. 4.- 232 с. – АС4.