Людмила Антипова
Проект «Сказочная гжель»
▼ Скачать +Заказ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ТЫРНОВСКАЯ СОШ им. Л, А, ЗАГОСКИНА»
ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Информационно-творческий проект
«С
«Сказочная гжель»
Авторы проекта :
Антипова Людмила Анатольевна – воспитатель
Чиняева Елена Владимировна - воспитатель
Февраль 2019 год
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Сказочная гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
В современном образовании большую роль играет патриотическое воспитание, приобщение детей к народной культуре. Эту задачу педагог решает через беседы и рассказы о Родине, а также через знакомство с народно - прикладным искусством. Реализуя программу «От рождения до школы», в рамках знакомства с художественными промыслами Подмосковья, был реализован проект «Сказочная Гжель».
Проектная деятельность активизирует детей к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа. Знакомит с разнообразием форм и методов работы народных, гжельских мастеров. Народные художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем эта красота находила отражение в узорах декоративной росписи.
Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна. Она помогает развивать не только творческую личность, но и любовь к родному дому, к своей стране.
Информационная карта проекта
Вид проекта :
Групповой
Краткосрочный
Тип проекта : информационно - творческий
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Место реализации: дошкольные группы МОУ «Тырновская СОШ им. Л. А. Загоскина»
Срок реализации: февраль 2019 год
Актуальность проекта.
Дошкольный возраст - то время, когда возможно подлинное погружение в истоки национальной культуры. Неотъемлемой частью народной культуры является декоративно-прикладное искусство.
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.
Знакомство с народным искусством в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.
Цель проекта :
Создать условия для приобщения детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народным промыслом «Гжель»
Задачи проекта :
Для детей:
Познакомить детей с русским декоративным искусством "Гжель"
Формировать умение различать особенности цвета, узора гжельской росписи
Развивать умение составлять декоративные композиции, используя элементы гжельской росписи
Воспитывать чувство гордости за творческое наследие своего народа.
Для педагогов:
Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями
Для родителей:
Принять активное участие в проекте
Ожидаемые результаты:
дети познакомятся с искусством Гжели;
научатся передавать простейшие элементы узора (розу, листики, завитки, волнистые линии, решетку, точки, спираль);
научатся самостоятельно выбирать цвет, материал;
повысится интерес к декоративно – прикладному виду деятельности;
появится желание использовать гжельскую роспись в свободном рисовании, раскроются творческие способности;
появится чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим участвовать в творчестве.
Продукты проекта :
- Мини-музей в группе «Голубая гжель»
- Выставки творческих работ
Форма проведения итогового мероприятия проекта : развлечение «Сказочно-голубое чудо».
Методы и приемы:
словесный метод – чтение стихотворений, прием в форме вопросов и ответов;
наглядный метод - рассматривание гжельской посуды;
практический метод – роспись детьми моделей гжельской посуды.
Этапы реализации проекта :
1-й этап: Подготовительный
- разработка плана реализации проекта;
- беседа с родителями о важности совместной деятельности с детьми. Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта;
- подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования;
- создать условия для реализации проекта ««Сказочная Гжель».
2-й этап: Основной (практический)
- образовательная деятельность по данной теме;
- сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, дидактические игры; ситуативные беседы; пальчиковые игры, подвижные игры;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций с изображением гжельской росписи;
- экспериментальная деятельность.
3-й этап: Заключительный
- оценивание проделанной работы;
- итоговое занятие – развлечение;
- выставка творческих работ;
- презентация проекта
План мероприятий
Образовательная область Виды детской
деятельности Осуществляемая совместная деятельность
Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно –эстетическое развитие
Физическое развитие Чтение
художественной литературы
Экспериментальная
Игровая
Продуктивная
Музыкальная
Двигательная Чтение стихов "Сине - белая посуда" С. Вахрушева, "Взял мастер в руки кисть"
Н. Савченко, "Незатейливый узор" Н. Радченко.
Н. Сурьянинова «Синие цветы Гжели»
Сказка "Небесная лазурь Гжели", М. Боброва.
С. Ледкова «Гжель»
НОД: «Сказочная гжель»
Беседы: «О гончарном промысле», «Синее чудо - гжельская керамика»
Презентации: «Народные промыслы России. Сказочная гжель», «Русские мастера»
Смешивание красок, для получения нужного оттенка
Рассматривание иллюстраций, образцов гжельского орнамента
Дидактические игры: «Собери узор», «Расскажи про свой узор», «Разрезные картинки», «Узнай по описанию», «Что лишнее»
Рисование элементов гжельской росписи. Роспись на круге.
Роспись одноразовой тарелки и кружки.
Лепка «Гжельская посуда».
Раскраски по теме «Гжель»
Прослушивание песни в исполнении Надежды Филатовой «Незабудковая гжель»
«Сказочная Гжель» Музыка В. Темнова Стихи О. Левицкого
Разучивание танца.
Народные подвижные игры:
«Платок», «Горелки», «Жмурки».
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями по теме проекта.
2. Консультация для родителей «Роль декоративно-прикладного творчества в развитии детей».
3. Помощь родителей в создании мини-музея в группе и в оформлении выставки.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
уголок ИЗО творчества;
дидактические игры;
настольно – печатные игры;
мультимедийное оборудование; фотоаппарат;
библиотека методической и художественной литературы;
наглядно-дидактические пособия;
наглядно-демонстрационные материалы;
медиатека;
атрибуты для сюжетно – ролевых и подвижных игр;
методические разработки для родителей, детей, педагогов.
Нормативно – правовые ресурсы:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013года №1155 «Об утверждении ФГОС ДО».
УСТАВ ДОУ.
САНПИН 2.4.1.3049 -13 Постановление от 15 мая 2013 года №26.
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено).
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 года №273 – ФЗ, вступивший в силу с 01.09.2013 г
Риски и пути преодоления рисков
Риски:
Отсутствие интереса у детей к теме проекта.
Пути преодоления риска:
Заинтересовать детей через разные виды деятельности. Применяя различные средства, методы и приёмы.
Риски:
Малая активность родителей в участии совместных мероприятий в ходе реализации проекта.
Пути преодоления риска:
Провести с родителями беседу и попросить их принять активное участие в данных мероприятиях, так как только в тандеме «родители + педагоги» можно достичь положительного результата в проекте.
В ходе реализации проекта «Сказочная гжель»
были получены следующие результаты:
дети познакомились с искусством Гжели;
научились передавать простейшие элементы узора (розу, листики, завитки, волнистые линии, решетку, точки, спираль);
научились самостоятельно выбирать цвет, материал;
повысился интерес к декоративно – прикладному виду деятельности;
появилось желание использовать гжельскую роспись в свободном рисовании;
появилось чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим участвовать в творчестве.
Вывод
Изучение и сохранение народных промыслов России – одна из задач в воспитании патриотических чувств ребенка. Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.
В ходе реализации проекта дети узнали, откуда к нам пришла синеокая сказочная Гжель, познакомились с произведениями народных мастеров, а также научились самостоятельно выполнять элементы гжельской росписи.
Литература:
Алексахин Н. Н. «Голубая сказка» Москва «Народное образование» 1996г.
Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с. ;
Вохринцева С. Н. Гжель : познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н. Вохринцева/ - Е. : Издательство Страна фантазий, 2005. - 8 с. ;
Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
Лыкова И. А. Небесная гжель : альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова. - М. : Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с. ;
Интернет ресурсы.