Любовь Кирякова
Краткосрочный проект «Что за прелесть эти сказки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 23 «Ромашка»
Тутаевского муниципального района
Творческий проект
«Что за прелесть эти сказки!»
Тутаев, 2017
Информационная карта проекта
Разработчики Воспитатель,
Кирякова Любовь Юрьевна
высшая квалификационная категория
Воспитатель
Смирнова Евгения Романовна
первая квалификационная категория
Длительность Краткосрочный – 1 неделя
Публикация «Краткосрочный проект „Что за прелесть эти сказки!“» размещена в разделах
Участники Дети 6 – 7 лет, их родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, руководитель музея русского быта «Горенка»
Цель проекта : Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А. С. Пушкина.
Задачи:
обучающие:
Познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина
Прививать любовь к родному языку
Закреплять умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально – эстетически воспринимать произведения русской классической литературы
развивающие:
Развивать речь детей,внимание, память, мышление, воображение
Расширять словарный запас
Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности
воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе
Актуальность
Современные дети очень много времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Следствием этого стало заметное снижение интереса к чтениюу детей; резко сокращена доля чтения в структуре свободного детского времени. Кроме того, происходит упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия, в том числе и язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть в репертуаре чтения детей и подростков.
Ввиду особой значимости духовной основы для развития личность в детские годы взрослые должны стараться воспитывать в ребёнке грамотного читателя, приобщить к русской литературе, воспитывать высококультурного и творческого человека. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является А. С. Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.
Основополагающий вопрос
Для чего нам нужны сказки А. С. Пушкина?
Проблемные вопросы
- Кто такой А. С. Пушкин?
- Что он писал? - Какие сказки?
- О чём?
-На кого из героев сказок А. С. Пушкина ты хотел бы быть похож и почему?
-Чему я научусь у А. С. Пушкина?
Планируемый результат
Для детей:
• Проявляют интерес к творчеству А. С. Пушкина.
• Развита у детей познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки.
• Обладают выразительной и связной речью.
• Владеют эмоциональной отзывчивостью.
Для родителей:
• Представление и систематизация информации.
• Активный участник и партнер воспитательно - образовательного процесса.
• Пополнение знаний по теме проекта
Для педагогов:
• Формирование информационной культуры, совершенствование профессионального мастерства (создание мини – музея).
• Опыт работы в проектах, взаимодействие со специалистами детского сада по теме проекта.
Для детского сада:
• Проектирование развивающей предметно - просранственной среды.
• Участие в конкурсах детей, родителей и педагогов.
• Выставка детского творчества.
Ресурсы проекта
Научно - методические А. С. Пушкин. «Стихи и сказки». Изд. Детская литература, М. ,1974г
И. Токмакова. Поговорим с тобой о А. С. Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999Г.
Светлова. А. С. Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.
К. Степанов. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.
Журналы «Дошкольное воспитание» № 6-97 г., № 6-98 г., № 6-99 г., № 2, №6-2000г.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»; Издательский дом «Цветной мир».
Материально - технические
Компьютерная и копировальная техника
Канцелярские товары
Музыкальный центр и музыкальные диски
Кадровые Воспитатели – реализация проекта на всех этапах
Старший воспитатель – сопровождение проекта
Руководитель музея «Горенка» - экскурсия:
«Быт ХIХ века»
Музыкальный руководитель – подбор и музыкальное сопровождение
Родители – участие в проекте
Финансовые
Изготовление детских фотографий
Канцелярские товары (книжки –раскраски, альбомы, краси, карандаши, пластелин)
Этапы проекта
Этапы проекта
Задачи на каждом этапе Деятельность педагогов Деятельность детей
1
Подготовительный
Определить тему, выяснить возможности и средства для реализации проекта.
Формирует проблему; вводит игровую ситуацию; мотивирует
детей.
Вхождение в тему;
погружение в игровую ситуацию.
2
Основной Разработать модель взаимодействия всех участников по теме проекта
Организовать совместную деятельность по реализации проекта. Организует и планирует совместную и самостоятельную
деятельность детей и родителей
Активизирует познавательную активность детей
Объединяются в мини - группы; осуществляют выбор деятельности в соответствии с центрами активности.
Взаимодействуют с организованной РППС.
3
Заключительный
Подвести итог работы; составить прогноз на будущее.
Подготовка и проведение презентации проекта.
Создают продукт деятельности по теме.
Календарный план реализации проекта с детьми
Дни
недели 1 –я половина
дня 2 –я половина
дня
понедельник ООД по ознакомлению с окружающим на тему: «Что за чудо эти сказки»
Рисование на тему: «Царевна –Лебедь»
Слушанье музыки: «Попрыгунья» С. Свиридов (первое чудо «Белочка»,
Римский-Корсаков (второе чудо «Тридцать три богатыря»,
Ф. Лист (третье чудо «Превращение Царевны Лебеди»)
Словесная игра: «Доскажи словечко»
Конструирование из лего конструктора: «Построим дом»
Дидактическая игра: «Собери
картинку»
вторник Беседа на тему: «Творчество А. С. Пушкина»
Подвижная игра «Золотые ворота»
Лепка: «Золотая рыбка»(пластелинография) Чтение А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане»
Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина
СРИ: «Книжный магазин»
среда Беседа: «У лукоморья дуб зелёный»
Рисование: «У лукоморья»
Составление творческих рассказов : «Мой любимый сказочный герой в сказках А. С. Пушкина»
Чтение А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке»
Дидактическая игра: «Узнай сказку по иллюстрации»
четверг ООД по развитию речи: «Сказки А. С. Пушкина»
Лепка: «У лукоморья дуб зелёный»
Просмотр мультфильма по сказке А. С. Пушкина: «Сказка о попе и работнике его Балде»
Раскраски по сказкам А. С. Пушкина
Словесная игра «Узнай из какой сказки»
пятница ФЭМП «Путешествие по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»
Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина
Изготовление книги по сказкам А. С Пушкина
Прослушивание сказки А. С. Пушкина: «О мёртвой царевне и о семи богатырях» на диске
Выставка работ по сказкам А. С. Пушкина
1 этап
Подготовительный
(информационный)
• Изучение интереса детей для определения целей проекта. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей. Подключение специалистов к теме проекта.
Отбор впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему.
1. Введение в тему
Чтобы ввести детей в проект, вызвать у них интерес, способствовать повышению инициативы мы организовали:
1.1. Экскурсию в музей «Быт ХIХвека». Дети познакомились с бытом и образом жизни горожан ХIХвека.
Экскурсия способствовала погружению детей в тему, произвела большое впечатление. У детей появилось желание узнать, какие известные люди жили в этом веке.
1.2. Во время утренней беседы по теме, «Творчество А. С. Пушкина».
Выявили:
- у детей не достаточно сформированы представления о представления о творчестве А. С. Пушкина,
- о сказках, которые он написал,
- о том, для чего нужны сказки А. С. Пушкина.
1.3. Организация РППС.
Все материалы и оборудование группы организованы по центрам активности, что помогает игру детей и их работу сделать более организованной.
Изменения в развивающей среде группы:
2. Изменения в резвивающей среде группы:
• Внесение в литературный центр книг А. С. Пушкина: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Скакзке о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о залотой рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; сборник сказок А. С. Пушкина и др.
Портрета А. С. Пушкина.
• Оформление стенда «Наше творчество» рисунками детей «Царевна - лебедь», «По страницам сказок Пушкина».
Лепка (пластелинография) «Золотая рыбка», «Улукоморья дуб зелёный».
• Внесение в манипулятивный центр дидактической игры «Разрезные картинки», кубики по сказкам А. С. Пушкина.
• Организация мини – музея: «Творчество А. С. Пушкина».
3. Взаимодействие с родителями:
Важным условием данного проекта является привлечение родителей к его реализации. Прикосновение к истории своего народа вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет внимательно относиться к памяти прошлого, уважительно к профессиям людей., к истокам русской мировой литературы. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует сохранению семейных связей.
В раздевальной комнате вывешен информационный листок – приглашение для родителей.
Подборка родителями материалов к проекту (книг, игр, иллюстраций, фото автобиографии поэта).
Анкетирование родителей по теме : «Сказка А. С. Пушкина в жизни вашего ребёнка»; родительская компетентность составила 50%. (Приложение 1)
2 этап
Основной
(практический)
1. Деятельность в центрах активности:
Основной (практический)этап включает в себя все виды детской деятельности практической направленности, связанные с реализацией проекта. Для этого были созданы центры активности.
№ Центр Цели Содержание
1 Литературный центр
Дать представление о творчестве А. С
Развивать мышление, память и связаную речь.
Воспитывать любовь к сказке и красоте языка.
Чтение скозки А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане»
(Приложение 9)
Учить понимать и оценивать характер героев.
Продолжать учить высказывать предположения.
Расширять словарный запас.
Формировать представление о доброте.
Воспитывать отрицательное отношение к жадности. Чтение сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»
(Приложение13)
Продолжать учить детей составлять творческий рассказ, опираясь на зрительные образы и схемы.
Совершенствовать умение составлять рассказ.
Развивать связную речь и творческие способности. Составление творческих рассказов на тему : «Мой любимый сказочный герой в сказках А. С. Пушкина»
Продолжать знакомить детей со сказками А. С. Пушкина. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина
Воспитывать интерес к жизни и
творчеству А. С. Пушкина. Беседа «Творчество
А. С. Пушкина». (Приложение 6)
Углублять и расширять знания детей о жизни и творчестве А. С. Пушкина.
Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок А. С. Пушкина.
Учить детей узнавать сказку по прочитанному отрывку и по обложке книги.
Форрмировати интерес к творчеству А. С. Пушкина. Конспект ООД по ознакомлению с окружающим «Что за чудо - эти сказки».
(Приложение 2)
Углублять и расширять знания детей о жизни и творчестве А. С. Пушкина.
Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки А. С. Пушкина и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение.
Развивать воображение, внимание.
Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина. Беседа на тему: «У лукоморья дуб зелёный» (Приложение11)
Закреплять умение подбирать слова -родственники.
Последовательно, без существенных пропусков перессказывать небольшие отрывки литературных произведений.
Уточнить создание сбюжета через сложно – подчинённые связи в предложении.
Подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.
ООД по развитию речи «Сказки А. С. Пушкина»
(Приложение 14)
Совершенсвовать навыки счёта в пределах 20.
Продолжать на наглядной основе решать простые задачи.
Учить детей работать с часами.
Воспитывать усидчивость, терпение, интерес к математике. ФЭМП «Путешествие по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»
(Приложение 17)
Открытая
площадка Выявить уровень знаний сказок А. С. Пушкина
Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина
(Приложение 18)
.
Расширять представления детей о быте русского народа времён жизни великого поэта. Экскурсия в музей детского сада.
Экспозиция «Быт ХIХвека».
Строительный центр Закрепить навыки конструирования по схеме и по замыслу. Продолжать учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение деталей.
Обеспечить условия для развития умений детей работать как в коллективе, так и по отдельности.
Конструирование из лего конструкора
«Построим дом».
(Приложение5)
Мунипулятивный центр Развивать у детей ловкость и быстроту реакции.
Подвижная игра «Золотые ворота».
(Приложение 7)
Закрепить знание у детей сказок А. С.
Пушкина.
Развивать образное мышление и речь.
Воспитывать любовь к художественной
литературе. Словесная игра «Доскажи словечко».
(Приложение 4)
Развивать у детей речь, внимание, память.
мышление, координацию движений рук.
Закреплять в игре знания о сказках А. С.
Пушкина.
Дидактическая игра «Собери картинку»
(Приложение 6)
Закрепить знание у детей сказок А. С. Пушкина.
Развивать образное мышление и речь.
Воспитывать любовь к художественной
литературе.
Словесная игра «Узнай из какой сказки».
(Приложение 16)
Продолжать учить детей брать роль в соответствии с сюжетом.
Способствовать творчески использовать в играх представление об окружающем.
Развивать речь и творческое воображение.
Воспитывать любовь, развивать интерес к творчеству А. С. Пушкина. Сюжетно ролевая игра «Книжный магазин».
(Приложение 10)
Прививать любовь к творчеству А. С. Пушкина.
Закреплять знание сказок.
Развивать связанную речь и выразительность.
Расширять и обогощать словарь.
Дети должны праильно назвать сказку и рассказать данный момент из сказки.
Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации».
Музыкальный центр Приобщать детей к творчеству А. С. Пушкина в процессе слушанье музыкальных произведений.
Развивать литературное мышление и восприятие. Слушанье музыки: «Попрыгунья» С. Свиридов (первое чудо «Белочка»,
Римский – Корсаков
(второе чудо «Тридцать три богатыря»,
Ф. Лист (третье чудо
«Превращение Царевны Лебедя»)
Формировать умене у детей понимать главную идею сказки, правильно оценивать поступки гароев. Прослушивание сказки А. С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях» на диске
Центр Искусство
Закреплять умение рисовать ладошкой, смешивать синию и белую краску.
Развивать творческие способности, фантазию и чувство композиции. Рисование «Царевна – лебедб»» (Приложение 3)
Продолжать знакомство с творчеством
А. С. Пушкина.
Учить иллюстрировать отрывок из стихотворения, передавая сюжет по образцу воспитателя.
Развивать умение создавать образ по описанию.
Воспитывать чувство прекрасного. Рисование
«У лукоморья» (Приложение 12)
Закреплять умение у детей создават коллективную композицию.
Развивать мышление, речь, воображение, мелкую моторику.
Воспитывать любовь к русской литературе, творчеству А. С. Пушкина. Лепка «У лукоморья дуб зелёный»
(Приложение 15)
Формировать умение изображать фигуры способом пластелинографии на плоскости, создавать изображение в полуобъёме.
Развивать аккуратность в работе пластелином.
Воспитывать интерес к произведениям А. С. Пушкина. Лепка «Золотая рыбка» (пластелинография)
(Приложение 8)
3 этап
Заключительный
Результат
-Изготовлена книга по сказкам А. С. Пушкина.
-Оформлена выставка работ по сказкам А. С. Пушкина.
Показатели результативности проекта :
• 82% родителей участвовали в реализации проекта;
• пополнена развивающая предметно – пространственная среда группы;
• повысилась познавательная и творческая активность детей, самостоятельность в принятии решений на 65%.
• у педагогов повысился интерес к проктной деятельности с детьми, как форме работы.
Последующая работа:
• Представление опыта работы по организации проекта по теме «Что за прелесть эти сказки!» для педагогов ДОО и ТМР.