Татьяна Сергеева
Исследовательский проект дошкольника «Что такое ухват?» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию одну из форм работы с дошкольниками - исследовательский проект. Продолжая работу с детьми по приобщению к родной культуре, к расширению познавательного интереса к быту русского народа, а также по формированию у детей исследовательских навыков, умению самостоятельно добывать информацию и представлять её перед взрослыми и сверстниками мы с интересом взялись за использование этой формы работы с дошкольниками.
1. Название проекта: «Что такое ухват?»
2. Тематическое поле: Предметный мир
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
3. Актуальность проекта: необходимость развития самостоятельности детей в познавательно-исследовательской деятельности - формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.
4. Технология – Метод проектов (старший дошкольный возраст)
5. Цель проекта:
5.1. Цель проекта дошкольников: Узнать, что такое ухват и как им пользоваться, поделиться своим знанием с другими детьми
5.2. Цель работы над проектом для воспитателя: Создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей, используя метод проектов.
6. Задачи:
6.1. Задачи работы над проектом для дошкольников:
1. собрать информацию по теме «Ухват», опросив родителей, друзей.
2. проверить достоверность информации
3. Оформить исследование в виде альбома с рисунками
4. Рассказать о своем исследовании детям в группе
6.2. Задачи работы над проектом для воспитателя:
1. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
2. Помочь ребенку в формулировании познавательной задачи.
3. Привлечь родителей к оказанию помощи ребенку в поиске информации.
4. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.
5. Помочь ребенку в составлении рассказа о своем проекте.
7. Описание продукта/результата
7.1. Описание продукта, полученного детьми в результате выполнения проекта:
1. Получение знаний о жизни первобытных людей.
2. Развитие навыка получения информации разными способами.
3. Развитие умения оформлять свои знания и информацию в виде альбома.
4. Развитие умения рассказывать о своей работе другим людям, делиться опытом.
7.2. Описание результата работы детей над проектом, полученного воспитателем:
1. Формирование устойчивого интереса к исследовательской деятельности.
2. Повышение познавательной активности ребенка.
3. Приобщение семьи к учебно-воспитательному процессу.
4. Формирование у ребенка умения выступать перед аудиторией
8. Тип проекта: информационно-исследовательский, краткосрочный, межпредметный.
9. Разделы программы, содержание которых включено в проект:
9.1. Основная образовательная область
Область: Познавательное развитие
Тема: Труд взрослых и рукотворный мир
9.2. Интеграция с другими областями и задачи:
ОО «Речевое развитие»
Задачи:
1. развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками.
2. Развитие монологической речи.
3. Развивать словарь за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
1. Воспитание доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам.
2. Развитие положительной самооценки, уверенности в себе.
3. Формировать представления детей о старинных предметах быта русской избы.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Задачи:
1. Совершенствовать изобразительную деятельность.
2. Развитие умения вырезания картинок по контуру, приклеивания в определенном месте.
10. Количество дошкольников, участвующих в проекте: 1 человек.
11. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
_ Книги-энциклопедии, например «Я познаю мир», «Обо всем на свете».
_ Интернет-ресурсы (картинки, с изображением ухвата).
_ Альбом для оформления проекта.
_ Изобразительный материал (альбом карандаши, фломастеры, клей-карандаш, салфетка).
12. Субъекты-участники проекта: воспитатели Сергеева Т. В., родители ребенка
13. Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная.
14. Планируемое время и деятельность детей и воспитателя на различных этапах проекта:
Поисковый этап:
Содержание деятельности ребенка на поисковом этапе проекта:
1. Вхождение в ситуацию.
2. Опрос родителей, друзей в группе по теме «Что такое ухват?».
3. Выражение своего собственного мнения.
4. Поиск правильного ответа в других информационных источниках (энциклопедии, просмотр телепередач познавательного характера, поиск в интернете, посещение музея).
Содержание деятельности воспитателя на поисковом этапе проекта:
1. Создание ситуации: организация беседы «Предметы старинного быта русской избы», «Как и чем достать горшок из печи».
2. Создание развивающей среды: поместить в книжный уголок тематический альбом «Утварь русской избы», книги с р. н. сказками, чтение сказки
Людмилы Колесовой «Сказка о забытых вещах»,
энциклопедию для детей «Я познаю мир», «Обо всем на свете».
3. Направление ребенка на поиск ответа, соответствующими вопросами
Ожидаемый результат: Ребенок проведет опрос окружающих, примет к сведению их ответы, сформулирует свой ответ.
Аналитический этап
Содержание деятельности ребенка на поисковом этапе проекта:
1. Сравнение ответов на вопрос по теме проекта: родителей, друзей, соседей, своего ответа.
2. Выбор правильного ответа.
Содержание деятельности воспитателя на поисковом этапе проекта:
1. Провести беседу с ребенком «Что он узнал от окружающих о том, что такое ухват и для чего он нужен».
2. Направить ребенка на поиск правильного ответа.
3. Познакомить родителей с целью проекта и важностью его для ребенка.
Ожидаемый результат: Ребенок может сформулировать ответы других людей и сравнить их. Найти и подтвердить правильный ответ.
Практический этап
Содержание деятельности ребенка на поисковом этапе проекта:
Оформление исследования в виде альбома (книги, журнала):
- написание главного вопроса;
-зарисовка или подбор картинок, соответствующих ответам опрошенных людей;
- зарисовка или выбор картинки, которая соответствует собственному ответу ребенка;
-отражение в рисунке, где можно найти правильный ответ (в каких источниках);
-рисунок с правильным ответом;
-рисунок, кому ребенок хотел бы показать свой проект;
-ребенок составляет рассказ по своему проекту.
Содержание деятельности воспитателя на поисковом этапе проекта:
-Привлечь родителей к оказанию помощи в поиске картинок в интернет - ресурсах по теме проекта совместно с ребенком.
-Организация помощи в оформлении проекта «Что такое ухват?»
-Подготовить ребенка к представлению своего проекта перед детьми группы: показать последовательность иллюстраций в соответствии с рассказом.
-Подбор сказок, загадок, стихов, художественной литературы, иллюстраций и оформление альбома «Утварь русской избы».
Ожидаемый результат:
-Оформленный проект.
-Подготовлен рассказ по иллюстрациям проекта
Презентационный этап
Содержание деятельности ребенка на поисковом этапе проекта:
Ребенок представляет свой проект перед детьми группы или родителями:
Последовательно показывает иллюстрации и поясняет их содержание.
Содержание деятельности воспитателя на поисковом этапе проекта:
Психологическая поддержка ребенка во время его выступления.
Ожидаемый результат:
Воспитание у ребенка устойчивого интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Вызвать интерес к проектной деятельности у других детей группы.
15. Организационные формы работы дошкольников над проектом:
Беседа.
Консультация с родителями.
Чтение художественных произведений. Самостоятельная деятельность детей
16. Форма проведения презентации:
- устное представление проекта
-презентация странички альбома «Утварь русской избы. Что такое ухват?» в книжном уголке.
Фотоотчет
«Исследовательская деятельность дошкольника»
«Что такое ухват?»
Посещение музея «Займище»
Оформление проекта
Представление проекта (презентация)
Спасибо за внимание!