Власова Лариса
Проект «Быть здоровыми все могут — спорт и отдых нам помогут» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Быть здоровыми все могут — спорт и отдых нам помогут» (старший возраст)
Девиз проекта :
«Будь здоров, обойдись без докторов»
Тема проекта : формирование основ культуры здоровья.
Возраст детей :5-6 лет (старшая группа)
Срок реализации:
Продолжительность:
Публикация «Проект „Быть здоровыми все могут — спорт и отдых нам помогут“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Продукт деятельности: журналы, рисунки, иллюстрации, фотографии, презентации.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель: формировать основу культуры здоровья, приобщение детей к здоровому образу через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ при активной поддержке родителей.
Проблема:
Высокая заболеваемость детей дошкольного возраста, а также низкая активность родителей в вопросах здоровьесбережения, воспитания и обучения детей. Дошкольники наиболее подвержены риску заражения распространёнными простудными заболеваниями. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности. Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска).
Задачи:
для детей:
1) укреплять и охранять здоровье детей;
2) формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
3) дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
4) формировать представления детей, о правилах поведения за столом во время еды, необходимость соблюдения этих правил, как проявление уровня культуры человека
для педагогов:
1) помочь установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
2) создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки - друг друга;
для родителей:
1) провести блиц-опрос «Насколько вы здоровы?» (приложение № 15)
2) дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пище, о соблюдении навыков гигиены и т. д. ;
3) способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
4)провести анкетирование родителей, что они знают о ЗОЖ. (приложение № 14)
5) заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Предполагаемые результаты:
для детей:
1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
2. Сформированность гигиенической культуры;
3. Улучшение соматических показателей здоровья;
4. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
для родителей:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей;
2. Педагогическая, психологическая помощь;
3. Повышение уровня комфортности.
для педагогов:
1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
3. Моральное удовлетворение
Актуальность:
В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей в контексте с ФГОС и ещё важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Перед образовательными учреждениями стоит сегодня сложная, но очень важная задача – не только повысить качество образования, но и осуществить это без потерь в здоровье, а также улучшить физическую подготовленность подрастающего поколения. В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей представление о здоровом образе жизни, в частности о важности сна и необходимости заниматься спортом.
Условия реализации проекта :
- взаимодействие детского сада и семьи;
- соблюдение требований санитарных норм;
- рациональное использование режима дня;
- комплексность и системность в проведении мероприятий;
- материально-техническое обеспечение.
Формы работы с детьми:
Организация образовательной деятельности познавательного цикла, чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, театр кукол, просмотр презентаций по теме, провести опрос о том что дети знают о ЗОЖ (приложение №13);
Организация образовательной деятельности продуктивной деятельности: конструирование, аппликация, лепка, рисование;
Игровая деятельность: подвижные, дидактические игры, игровые ситуации, созданные воспитателем проблемные ситуации.
Итоговое мероприятие: Непосредственно образовательная деятельность «Быть здоровыми хотим» (см. Приложение 1); Спортивное развлечение «В здоровом теле – здоровый дух», создание макета «Семицветик» (Приложение№ 12). Игра - путешествие «Всем известно и понятно, что здоровым быть приятно». (Приложение №2,проводится по окончанию проекта). Провести занятие НОД по валеологии «Смех и улыбка — залог здоровья. Эмоциональный комфорт».(Приложение №3.) Провести викторина «В Здоровом теле здоровый дух» (приложение №16).
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Физкультурный уголок в группе;
2. Спортивный зал;
3. Спортивный участок на территории ДОУ.
4. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
5. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, занятий, сценарий спортивного развлечения и т. д.)
Виды здоровьесберегающих технологий :
Самомассаж.
Пальчиковая и дыхательная гимнастика.
Психогимнастика.
Игры-тренинги.
Игры-упражнения на расслабление мышц:
«Улыбка» : Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).
«Солнечный зайчик» : Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить2-3раза)
«Пчелка» : Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).
Содержание проектной деятельности :
Этапы реализации:
1 этап: подготовительный;
2 этап: Основной этап;
3 этап: заключительный;
подготовительный
- Разработка плана работы;
- Подготовка цикла тематических мероприятий
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап.
1. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников.
2. Изучение научно – методической литературы по проблеме.
3. Внедрение новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей.
4. Выявление проблемы, анализ имеющихся педагогических ресурсов, определение направлений деятельности.
Работа с детьми: предварительные беседы, подбор иллюстраций, книг, видео- и аудиозаписей, настольно печатных и дидактических игр по теме проекта.
Задачи:
-изучить и выявить проблемы в представлениях детей о способах охраны здоровья, необходимости соблюдения режима дня, значение спорта в жизни человека;
-спланировать деятельность во время проекта;
-подобрать материалы для работы над проектом.
Работа с родителями: ознакомление с темой проекта, консультирование родителей по теме проекта, обсуждение и выбор формы реализации проекта, привлечение родителей к обогащению предметно – развивающей среды в группе.
Задачи:
-развивать педагогическую инициативу родителей;
-повышать компетентность родителей в сфере здоровья;
-развивать интерес к жизни детей в детском саду;
-привлечь родителей к совместному созданию макета «Семицветик».
Основной этап.
- Проведение цикла тематических мероприятий;
- Организация целенаправленной просветительской консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей познавательных способностей
Основные направления работы с детьми:
1. Комплексная диагностика культуры здоровья детей;
2. Разработать и внедрить физкультурно-оздоровительную работу и образовательную деятельность:
3. занятия по физической культуре (традиционные, тренировочные, занятия-соревнования, интегрированные, спортивные праздники).
4. система закаливающих процедур: закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», прогулки, соблюдение режима дня, утренняя гимнастика, физкультминутки;
5. Оздоровительные технологии (точечный массаж, гимнастики: пальчиковая, пробуждения, дыхательная.)
6. Консультативно - информационная работа: индивидуальные устные консультации, папки передвижки, уголок здоровья.
7. Цикл бесед о здоровье, человеке и его поступках, привычках, правильном питании.
Работа с детьми:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Дидактические игры: «Найди десять отличий», «Собери картинку», «Виды спорта», «Отгадай загадку по картинке», «Опасно – неопасно» (приложение №5, «Можно — нельзя», «Главные помощники»
Пазлы «Летние виды спорта»
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Доктор. Оказание спортсмену первой помощи при ушибе»
Просмотр видеосюжетов о пользе спорта и сна.
Обсуждение ситуаций «Если вы остались дома один», «Оказание первой помощи при ушибе, растяжении во время занятий спортом», «Правила безопасности на льду и на воде (в бассейне).
Знакомство с профессией спортсмена и трудом людей, работающим в сфере спорта.
Формирование умений заправлять кровать после сна, поддерживать порядок в спальной комнате, привычки быть опрятным, соблюдать культуру гигиены. Развивать желание помогать друг другу, совершенствовать умение одеваться после сна и раздеваться перед сном, не отвлекаясь.
НОД:
«Путешествие в королевство чистоты», «Спортсмены». Психогимнастика: «Я – человек семья», «Пища», «Электроприборы»,
«Воздушные шары» Цель: Снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Поликлиника», «Транспорт», «Аптека». Беседы: «Гигиенические процедуры перед и после сна и их польза для здоровья», «Для чего нужен сон» (Приложение№ 4, «Правила здорового носа», «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»(приложение №6, «В стране болячек».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Знакомство с организмом человека, его потребностями в отдыхе, сне и движении.
Знакомство с различными видами спорта (зимними и летними; одиночном и командном спорте, их особенностями. Знакомство с пятигранником (рисунком на футбольном мяче).
Беседы с детьми о правилах и видах гигиены, об основах здорового питания.
Д / и: «Кому -что нужно для работы», «Овощи, фрукты», рассматривание иллюстраций с изображением человека, «Первая помощь», тематический словарь в картинках «Гигиена здоровья», «Азбука здоровья», «Путешествие в мир эмоций», «Основы безопасности», «Что такое хорошо, что такое плохо?».
Исследовательская деятельность: «Опыт по очистке воды» (Приложение №7, «Необходимость воздуха для жизни».
Просмотр и обсуждение мультфильмов «Смешарики» - «Ёжик и здоровье» : «Уроки тетушки Совы» - «Уроки осторожности: микробы».
Образовательная область «Речевое развитие».
Беседы: «Виды спорта» (летние и зимние, «Как мы отдыхаем в выходные дни», "Что нужно для здорового сна?». «Чистота – залог здоровья», «Аптека в лесу», «Вода для хвори, беда», «Почему полезен солнечный свет для человека», «Гигиена Кожи»
Речевые игры: «Угадай по описанию», «Назови одним словом», «Назови как можно больше предметов»,
«Дополни предложение» Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Футболист. - …забил гол…. ударил по мячу,», - продолжают дети.
«Закончи пословицу или поговорку», «Совершенно верно», «Полезно – вредно».
Разгадывание кроссвордов на тему: «Спорт», «Витамины» (совместно с воспитателем).
Знакомство с русскими народными пословицами и поговорками: Сон- лучшее лекарство, выспишься-помолодеешь, сон лучше всякого богатства, в здоровом теле – здоровый дух, здоров-скачет, захворал плачет, боль врача ищет, чистота- лучшая краса, Будь аккуратен, забудь про лень чисти зубы каждый день, Чаще мойся воды не бойся и т. п.
Загадки про сон, спорт, гигиену (Приложение №9) : Что слаще сладкого?; Вроде нет, а вроде есть, слаще меда, а не счесть, Все упражненья - по порядку! Поможет вырасти….(зарядка, В том пруду не видно ни уток, ни гусей. Берега из кафеля, звать его….(бассейн).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Смотрите приложение № 10
Чтение: Знакомство с русским народным творчеством (колыбельные, скороговорки и т. п., разучивание слов песни «Колыбельная медведица», Г. Акимова "Сказка про дедушку Дрему», Л. Толстой "Заяц и ёж", "Сказки на ночь», М. Чистякова «Спи малыш», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», С. Проковьева «Лоскутик и облако», М. Пластова «Капля в море», Т. Попова «Мир вокруг нас», И. Ревю «Лук на грядке», Е. Пермяк «Для чего руки нужны», Алябьева «Весёлые человечки», Е. Благинина «Мы растём».
Пение у слушание музыки: «Капли дождя» П. Мория,«Тарантелла» В. Гаврилин,А. Леньков «Сборник русских народных сказок «Сказки дедушки Дрёмы»(аудиокнига, музыкотерапия (профилактика утомляемости, снятие раздражительности, тревожности, успокаивающая музыка, релаксация и саморегуляция, рекомендованная программой В. Коваленко «К здоровой семье через детский сад», слушание колыбельных песен П. Чайковского,исполнение детьми колыбельных песен «Баю-баюшки», «Ух ты, котенька…», Р. Паулс «Сон приходит», «Вальс цветов» П. Чайковского, «Семь нот здоровья» М. Лазарев, «Музыка покоя для детей»Г. Эванс, Увертюра А. Пертова из к/ф «Укрощение огня»
Продуктивная деятелтность: Рисование: «Олимпийский чебурашка», «Наши сны», «Как мы играли в подвижную игру», «Витамины на тарелке», рисование пластилином «Осеннее дерево», «Солнышко нарядись»; рисование вместе с родителями «Зимние забавы».
Аппликация: «Овощи и фрукты», «Веселый Петрушка», «Волшебное дерево», «Волшебный шар» (коллективная работа) Цель: гармонизация детского коллектива.
Конструирование: Кроватка для Мишки
Лепка: «Футбольный мяч», «Как я делаю зарядку», «Витамины на тарелке», «Фрукты», «Овощи».
Образовательная область «Физическое развитие».
Педагогические ресурсы: Пособие Т. Харченко «Утренняя гимнастика»(сборник упражнений, детское радио: «Утренняя гимнастика», игры в футбол, игры с элементами баскетбола - формирование у детей навыка ведения мяча одной рукой. Подвижные игры: «Совушка-сова», «День-ночь», «дрёма», «Жмурки», «Бездомный заяц», «Попади в цель», «Мячик кверху», «Найди и промолчи», игры на координацию движений, равновесия «Поза дерева», «Балансировка»
Упражнения на расслабление мышц рук: «Лимон», «Вибрация», массаж биологически активных зон «Зайка», «Снеговик».
Сон без маечек, босохождение по «тропе здоровья», обтирание, умывание холодной водой после сна, воздушные ванны.
Дыхательная гимнастика: «Остуды лапшу», «Осень».(см. приложение № 17)
Гимнастика для глаз: «Солнечный зайчик», «Муха»; «Отдыхалочка», «Лучик солнца», «Стрекоза», «Овощи».
Гимнастика пальчиковая: «Засолка капусты», «Весёлая зарядка», «Фрукты», «Цветы».
Игры которые лечат: «Платочек» Цель. Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие координации движений и равновесия,
Выкрутасы» Цель. Улучшение подвижности плечевых суставов (Игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата);
Игры при заболеваниях дыхательной системы: Пузырьки» Цель: Тренировка дыхательных мышц, обучение правильному ритмичному выдоху, улучшение носового дыхания (при заболеваниях верхних дыхательных путей).
«Полёты на облачке» Цель. Улучшение сна и процесса засыпания.
Физкультминутка: «Дует ветер с высоты», «Дети утром рано встали».
Динамическая пауза: «Зарядка», «Ванька-встанька».
Релаксация: «Волшебный сон», «Слушаем тишину».
Беседы: «Гигиенические процедуры перед и после сна и их польза для здоровья», «Полезный и вредный сон», «Правила здорового носа», «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», «В стране болячек».
Психологические игры: «Я могу!» Цель: способствовать чувству самоуважения детей; игра «Вырази чувство глазами!» Цель: способствовать чувству самовыражения детей.
Игры-упражнения на расслабление мыщц. «Минутки шалости» «Минутки тишины». «Гимнастика маленьких волшебников».
Работа с родителями.
Приложение № 11
1. Привлечь родителей в организации выставки «Быть здоровым все могут – спорт и отдых нам помогут!» : родители совместно с детьми создают семейную газету «Наш образ жизни» (выполнение газеты в свободном стиле).
2. Индивидуальные и групповые консультации: «Русские колыбельные», «Значение сна в жизни ребенка», «Ведем здоровый образ жизни», «Чтение книг перед сном».
3. Привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среды в группе, а также пополнению физкультурного уголка в группе нестандартним оборудованием.
4. Совместный просмотр дома с детьми спортивных передач, мультфильмов и совместное обсуждение просмотренного.
5. Чтение детям художественной литературы о спорте, здоровом образе жизни, культурно гигиенических навыках. Рекомендации по чтению художественной литературы перед сном и применению музыкотерапии.
6. Ограничить детей от гаджитов и компьютеров.
7. Беседа с родителями о посещении ДОУ без уважительных причин, также посещения детьми спортивных секций и кружков.
8. Организовать родителей в сборе информации по проекту : сбор фотографий, книг, журналов, создание кроссвордов по теме «Спорт, сон и отдых».
Памятка для родителей: «Профилактика плоскостопия», «Профилактика гриппа и ОРВИ».
Консультации для родителей: «Вред и польза компьютера и телевизора», «Правила личной гигиены детей», «Здоровый сон ребенка».
Папка – передвижка: «Как стать Неболейкой», «Витаминный календарь».
заключительный
Игра - путешествие «Всем известно и понятно, что здоровым быть приятно».
В заключении проекта провести опросник с детьми о знаниях ЗОЖ (Приложение №13)
Продукт проектной деятельности :
Тематический план недели здоровья;
Подборка дидактических игр;
Игра - путешествие «Всем известно и понятно, что здоровым быть приятно».
Консультация для родителей в родительском уголке «Здоровый образ жизни дошкольников»;
Подведение итогов проекта о достигнутых результатах.
Полученный результат реализации проекта :
-Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
-Получение детьми знаний о ЗОЖ.
-Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
-Сформированность гигиенической культуры у детей;
-Улучшение соматических показателей здоровья воспитанников;
-Моральное удовлетворение.
Вывод:
Таким образом, благодаря реализации данного проекта, через систему разнообразных мероприятий сформирована потребность в здоровом образе жизни, воспитанно чувство ответственности за своё здоровье. Повысился уровень знаний, умений и навыков у детей и родителей, снизился уровень заболеваемости детей, сформирован интерес к здоровому питанию в семьях. Таким образом, гипотеза подтвердилась.