ольга мигунова
Паспорт проекта «Хотим быть любознательными» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Направление: познавательно – творческий
По количеству: групповой
По контингенту участников: дети 6-7 лет, воспитатели.
По продолжительности: краткосрочный (2 месяца)
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие - Познавательное развитие-
Социально-коммуникативное развитие- Художественно-эстетическое развитие.
«Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно»
Альберту Эйнштейну
Публикация «Паспорт проекта „Хотим быть любознательными“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
В условиях реализации в образовательном процессе ФГОС ДО особое место занимает выбор эффективных технологии, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой характеристики достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одной из характеристик старшего дошкольника является то, что «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».
Любознательным можно считать только того, кто хочет и может задавать вопросы. После этого можно учить ребенка способам поиска ответа на них.
Для любого исследователя важно уметь задавать вопросы. Дети очень любят это делать, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высокого уровня в этом искусстве. Для того чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей исследовательских способностей, необходимо научить ребенка. В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса. Термины: «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация», обозначают нетождественные, но тесно связанные между собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, в то время как гипотеза – это способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду, а это одно из составляющих успешного обучения в школе.
1 этап «Проблема»
Формулировка вопросов - обязательное направление осознанной познавательной деятельности. Разные типы вопросов позволяют ребенку не только обогатить речь, но и направить свою поисково - исследовательскую деятельность на поиски ответов.
Что имеем? Интерес детей к познавательной деятельности.
Что хотим? Научит детей задавать различные типы вопросов для развития исследовательской деятельности.
Что мешает? Многие дети затрудняются или не умеют задавать вопросы.
Цель: способствовать формированию умения задавать различные типы вопросов к объектам или процессам в процессе разных видах деятельности.
Задачи:
• Познакомить детей с различными видами вопросов, их обозначениями и способами формулировки.
• Расширить и активизировать словарный запас в процессе коммуникативной деятельности.
• Развивать умение работать в малых группах, в паре и коллективно.
• Развивать коммуникативные навыки.
• Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
• Способствовать самовыражению дошкольников.
• Разработать дидактические игры и пособия по теме проекта.
2этап «Копилка»
На этапе была проведена следующая работа:
1) Сбор и обработка информации.
2) Беседы:
«Профессии, где нужно задавать вопросы», «Любят ли родители, когда я задаю вопросы», «Нужно ли задавать вопросы», «Возраст почемучек».
3) Чтение сказок «Сказка о почемучке»; анализ литературного произведения с использованием методов и приемов РТВ-ТРИЗ технологии; рассматривание иллюстраций и картин, умение составлять вопросительные предложения.
4) Игры «Кто яшка?», «Угадай, что загадали», «Да-нетка»,
«Волшебные домики», «Я дарю тебе вопрос», «Ромашка вопросов», «Задай вопрос волшебному герою», работа с кругами Лулия и д. р.
5) Рисование «Письмо- картинками», «Зашифруй свой вопрос», «Прочитай вопрос по рисунку».
3этап «Картотека»
Все вопросы мы разделили на группы.
Знания об объекте или явлении по признакам. (Восполняющие, описательные)
Уточнение информации по предмету и явлению.
(уточняющие)
Установление взаимосвязь между предметами и явлениями.
(почемучкины)
Развитие воображения детей.
(воображаемые)
Оценивание предмета и явления с точки зрения ребенка.
(оценочные)
Практическое использование предмета и явления.
(субъективные)
4 этап «Модель»
Модель «Знания об объекте или явлении по признакам»
В этой модели могут использоваться все карточки-признаки, даже те которые не подходят для объекта и явления. Вопросы могут быть смешные и парадоксальные.
Значок вопроса Картинка
(объект, явление) признак?
Какая?
Н: Какая машина по материалу?
Далее меняем положение и получаем другой вариант.
Н: Машина, какая ты по материалу. Из какого материала сделана ты машина?
Тем самым мы формируем вариативность и разнообразие русского языка.
Далее уже можно использовать общую модель вопросов.
5этап «Продукт»
Картотека дидактических игр по формированию умения задавать разные типы вопросов.
Дидактическое пособие «Волшебные домики»
Разработка настольной игры для детей «Хотим быть любознательными»
6 этап «Презентация»
Презентация проекта для воспитателей и родителей.
7 Этап «Новая проблема».
Хотим освоить новую профессию - журналист. И научится брать интервью у интересных людей.