Оксана Диброва
Проект «Обучение нетрадиционной техники рисования через чтение» старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
т образования города Москвы Троицкий и Новомосковский административные округа
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение город Москва "Школа № 1391" Дошкольная образовательная площадка № 5
Проект
Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста
«Обучение нетрадиционной техники рисования через чтение»
Разработали воспитатели:
Диброва Оксана Ивановна
электронный адрес: oksanadibrova@yandex.ru
Публикация «Проект „Обучение нетрадиционной техники рисования через чтение“ старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
мобильный телефон: 8-916-452-06-63
Мишина Анна Анатольевна
электронный адрес: aniuta.anatoljevna@mail.ru
мобильный телефон: 8-965-442-45-88
ГБУ город Москва "Школа № 1391" Д/О №5
г. Москва, 2018г.
Введение.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. В ребёнке заложено стремление узнавать и создавать. Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность. Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности, подготовка руки к письму.
Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие разнообразных материалов и способов рисования поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней.
А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить трудные методы и техники рисования :
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• рисование по мятой бумаге;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• пуантилизм;
• пластилинография;
• фротаж;
• маслинная пастель + акварель;
• рисование солью;
• метод штриховки.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития. Именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве и им очень помогает чтение.
Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию, в этом помогают сказки, так как сказки многообразны и красочны.
Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.
Изобразительная деятельность приносит маленькому ребёнку большую радость, а рисовать героев любимых сказок одно удовольствие.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей и приближают к сказке.
В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Каждая из существующих нетрадиционных техник – это маленькая сказочная игра.
Актуальность.
Актуальность данной разработки в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования через чтение является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Книга остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств.
Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей.
Данная разработка воплощает новый подход к художественно - творческому развитию дошкольников через чтение произведений и обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий через чтение является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому, более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.
Цель проекта :
- Продолжать знакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками. Прививать интерес к изобразительной деятельности.
- Способствовать развитию эстетического восприятия, художественного вкуса, творческих способностей.
- Расширение представлений детей о сказках.
- Развивать устойчивый интерес к произведениям (детским сказкам).
- Способствовать формированию читательского интереса и раскрытию творческого потенциала дошкольников.
- Формировать многоаспектный опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.
Задачи:
- Развивать воображение детей, поддерживая проявление их фантазии, смелости и изложении собственных замыслов;
- Овладение различными видами нетрадиционной художественной деятельности;
- Развивать чувство композиции, цветовосприятия, зрительно-двигательную координацию;
- Развитие способности к эстетической оценке;
- Развивать чувство слова, чувство юмора, творческую фантазию.
- Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
- Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка.
- Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе произведений, полученных в результате чтения.
- Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения.
- Повысить мотивацию дошкольников к чтению.
- Создавать условия для свободного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.
Перспективное планирование
Данная методическая разработка посвящена сказкам, как русским народным, так и авторским. Рассчитана на три месяца обучения (для детей с 5 до 6 лет, содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования через книгу.
При планировании работы по обучению детей рисованию по нетрадиционной технике учитывалось, что ребёнок должен развивать интерес к литературе, формировать навыки устной речи, слушать и понимать произведения, приобретать опыт художественной деятельности, знакомиться с новыми техниками рисования, развивать ручную умелость, воспитывать интерес к книге и желание читать.
Участники проекта
Дети, воспитатели.
Сроки проекта : 3 месяца
Формы и методы реализации проекта
Методы работы:
Индивидуальный.
Групповой.
Наглядный.
Формы работы:
Беседы, работа с наглядным материалом.
Чтение художественной литературы.
Рассматривание репродукций картин.
План мероприятий по реализации проекта
1 Подготовительный этап
1. Изучить и создать информационную базу по проекту.
2. Составить план проекта.
2 Основной этап
1. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
2. Создать развивающую среду по данной тематике.
3 Заключительный этап
1. Подвести итоги проекта.
2. Проанализировать полученные результаты.
3. Определить перспективу на будущее.
План проекта
Время проведения Тема
(техника) Содержание деятельности
Октябрь
Ноябрь
«Лиса и заяц»
(рисование методом тычка)
«Зайкина и лисья избушка»
(рисование с элементами обрывной аппликации)
«Снегурочка»
(печать по трафарету)
«Солнышко»
(кляксография)
«Золотая рыбка»
(маслинная постель + акварель)
«Петушок золотой гребешок»
(рисование вилкой)
«Два жадных медвежонка»
(монотипия, отпечатки)
«Серая шейка»
(пуантилизм, тычкование)
«Жар-птица»
(совместная деятельность педагога с детьми)
«Гуси-лебеди»
(рисование с использованием заготовки)
«Заяц»
(метод штриховки)
«Бабочка»
(рисование мыльными пузырями)
1. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».
Учить работать тампоном. Развивать воображения и восприятия, а, следовательно, и познавательных способностей;
формировать эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
Учить оформлять композицию из разных объектов, объединенных единым содержанием.
2. Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Учить работать тампоном с использованием трафарета. Развивать аккуратность при работе с краской. Радоваться полученному результату.
Познакомить детей с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности; учить видеть необычное в обычном; развивать образное мышление, гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности;
3. Чтение А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Познакомить детей с техникой рисования масляными мелками и акварелью; развитие воображения, фантазии, творческого потенциала;
4. Чтение русской народной сказки «Петушок золотой гребешок».
Познакомить детей с новой техникой творческой деятельности: рисование вилкой.
Развитие творческого мышления и воображения при создании
рисунка нетрадиционным методом. Воспитание аккуратности, самостоятельности, внимательности при
работе с гуашью и вилкой.
5. Чтение русской народной сказки «Два жадных медвежонка».
Познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии, отпе-чатки). Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования с получением отпечатков.
6. Чтение сказки «Серая шейка» Дмитрий Мамин-Сибиряк.
Ознакомление детей с различными способами рисования в технике пуантилизм. Обучать созданию композиции в технике «пуантилизм». Развитие мелкой моторики руки.
7. Чтение русской народной сказки «Жар-птица».
Совершенствовать навыки и умения в раскрашивании предмета. Развивать эстетическое восприятие, образное представление, творчество; продолжить формирование положительного отношения к рисованию, к созданным работам;
8. Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Учить оформлять композицию из разных объектов, объединенных единым содержанием.
9. Чтение русской народной сказки «Заяц»
Познакомить с понятием штриховка и правилами ее выполнения. Учить устанавливать взаимосвязь между изображением
предмета и самим процессом рисования.
10. Чтение сказки Корнея Чуковского «Путаница».
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование мыльными пузырями. Воспитывать интерес к творчеству.
Способствовать развитию творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания;
Декабрь
«Ёлка»
(фроттаж)
«Царство снежной королевы»
(рисование солью)
«У Лукоморья дуб зелёный»
(рисование по мятой бумаге)
«Избушка на курьих ножках»
(пластилинография)
«Закат»
«Моя любимая сказка» 11. Чтение сказки В. Сутеева «Ёлка».
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования "Фроттаж". Воспитывать уверенность в освоении способов работы с новым материалом.
12. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»
Познакомить с нетрадиционным видом рисования – рисование солью, научить работать в новой технике, познакомить с практическими навыками нанесения соли на лист бумаги.
Развивать художественно – творческие способности детей, мелкую моторику рук, воображение, интерес к художественному творчеству, эстетические чувства к прекрасному, наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук.
13. Чтение отрывка из поэмы «Руслан и Людмила»
Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге; развивать мелкую моторику пальцев рук (сминание бумаги); закрепить знания и умения детей по смешиванию цветов и получению новых оттенков;
Обучать детей приёмам работы в технике «пластилинография».
Закреплять умение лепить отдельные детали - придавливать, примазывать, разглаживать. Учить создавать образ сказочного домика; передавать форму, строение части;
14. Чтение «Сказка о рассвете и закате» Владимира Щуревича.
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства - пейзаж.
Итоги проекта
С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Наш опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет ребятам истинную радость. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.
Дальнейшее развитие
Мы намерены и в дальнейшем использовать нетрадиционные изобразительные техники в своей деятельности.
Заключение.
Работа по данной методической разработке даёт положительную динамику в развитии у детей навыков рисования и интерес к художественному слову. Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями. Дети, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранные нетрадиционные методы и приёмы помогают решать поставленные нами задачи. А выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают развитию у дошкольников навыков рисования.
Самая большая радость, когда слышишь детский вопрос: «А что мы сегодня будем читать, и что будем рисовать? А мы ещё будем так рисовать?». Значит, ребёнку понравился процесс нетрадиционного рисования через сказки, и он хочет продолжения этой деятельности.
Мы хотим, чтобы дети рисовали смело, красиво, свободно и с удовольствием. В этом нам помогают занятия с использованием нетрадиционных методов и приёмов изобразительной деятельности через чтение художественной литературы.
Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.