Ольга Васецкая
Проект «Математический Знайка. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги» старший дошкольный возраст
Актуальность темы:
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых, он усваивает самые простейшие представления об ориентировке в пространстве: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Публикация «Проект „Математический Знайка, Ориентировка в пространстве и на листе бумаги“ старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Ориентировка в пространстве
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Тип: информационно-практический
Вид детской деятельности: познавательно-исследовательский, игровой, художественно - эстетический, коммуникативный.
Продолжительность проекта: долгосрочный октябрь - май
Возраст участников проекта: старшей группы
Партнёры: воспитатели, родители, дети
Характер контакта: взаимодействие в рамках одной группы.
Форма работы: групповая, фронтальная
Цель : создание условий для развития полноценных пространственных представлений и навыков ориентировки в пространстве и на листе бумаги.
Задачи проекта:
Образовательные:
- учить различать и называть пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди (перёд, сзади, за, между, рядом; на, над, под. Упражнять детей в определении расположения предметов
- упражнять детей в определении правой руки и правой стороны, левой руки и левой стороны;
-формировать умение ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине); познакомить детей с листом бумаги в клетку
- научить детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету;
- научить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со стрелками - указателями маршрутов;
- научить определять своё местонахождения среди окружающих людей и предметов.
Развивающие:
- развивать зрительно пространственную ориентировку у детей;
-развивать речь детей, образное мышление, логическое мышление, сообразительность.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, умение внимательно слушать;
-воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Интеграция областей: «Познание», «Социализация»,
«Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»
Ожидаемый результат:
Для детей:
- уверенно выделяет ведущую руку;
- обозначает словом своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому;
- ориентируется на листе бумаги;
- имеет представление об ориентировке на листе бумаги, умеет ориентироваться на листе бумаги
-умеет переносить полученные знания и умения в другие виды деятельности.
Для родителей:
- смогут осознано формировать у детей навыки пространственного ориентирования дома
Для педагогов:
-обобщение педагогического опыта;
- повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение методам проекта в работе с детьми.
Продукт проекта:
-конспект занятий;
- игротека для детей;
- памятки для родителей с играми на развитие ориентирования в пространстве. Консультации
Роль родителей в реализации проекта:
- активные, заинтересованные в успехах своих детей участники проекта.
Участие специалистов в реализации проекта:
Воспитатель - создаёт условия для развития.
Инструктор по физическому воспитанию закрепляет навыки ориентировки в пространстве.
Педагог доп. образования ИЗО : закрепляет навыки ориентировки на листе бумаги
Этапы проведения проекта:
1 этап: Вводный.
Определение темы, цели, задач и содержания проекта, прогнозирование результата.
2 этап: Подготовительный.
Определение содержания деятельности всех участников проекта. Подбор методической литературы и необходимых материалов. Разработка конспектов, создание развивающей среды.
3 этап: Основной.
Выполнение проекта: проведение НОД, бесед, игровых ситуаций, дидактических игр, консультаций для родителей, творческие игры, совместная деятельность с детьми «Весёлые лабиринты».
4 этап: Заключительный.
Презентация продуктов проектной деятельности:
памятка для родителей с играми на ориентировку в пространстве;
игротека для детей;
проведение итогового занятия: «Удивительное путешествие». «Поиск клада»
План реализации проекта.
Октябрь
Тема: Вводная часть. Ориентировка от себя
Цель: учить различать и называть пространственные представления Упражнять детей в определении расположения предметов развивать логическое и пространственное мышление, наблюдательность и внимание, усидчивость и целеустремленность.
Работа с детьми Беседа: «Что такое пространство?»
Дидактическая игра: «Весёлый круг»
Беседа по картинке «Расскажи, где что (кто) находиться»
Дидактическая игра: «Солнышко»
Совместная деятельность: «Весёлые лабиринты»
Работа с детьми
НОД Тема: «Высоко, низко, далеко, близко». Цель: Познакомить со значением слов далеко – близко, высоко низко
Беседа по картинке «Бабушка в деревне»
Д/и: Найди игрушки
Д/и: «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»
Д/и «Добавь слово»
Сотрудничество с родителями Предложить провести дома игру «Добавь слово»
Консультация для родителей: «Как важно научить ребёнка ориентироваться в пространстве
Ноябрь
Тема: Ориентировка от себя. Правая и левая
Цель: учить различать и называть пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди (перёд, сзади, за, между, рядом; на, над, под. Упражнять детей в определении расположения предметов. Упражнять детей в определении правой руки и правой стороны, левой руки и левой стороны;
Работа с детьми
Беседа Правая и левая
Тема: «Вперёд, назад, спереди, сзади».
Беседа по картинке «Впереди кошки- мисочка с молоком, позади кошки- мышка, горшок и кувшин».
Д/и: «Кто где стоит?»
Игровое упражнение «Поможем Незнайке найти вещи»
Игровое упражнение «Идём по следам»
Игровое упражнение Левая и правая. За, под, над, слева справа
Чтение стихотворения В. Берестова «Стоял человек на развилки дорог».
Рассматривание картинки
Д/и: «Башмачки»
Игровое упражнение «Правильно пойдёшь, клад найдёшь»
Совместная деятельность «Весёлые лабиринты».
Игровое упражнение «Что где?»
Беседа по картинке «Расскажи, где что (кто) находится»
Дидактическая игра: «Угадай, кого загадали»
Подвижная игра "Жмурки с колокольчиком" Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.
Игра «Найди игрушку»
Задание по картинке «Расставь в комнате недостающие предметы»
Чтение: И. Токмакова Аист, аист длинноногий.
Сотрудничество с родителями Предложить родителям совместно с детьми сделать план комнаты ребёнка.
Буклет «Игры на ориентировку в пространстве»
Декабрь
Тема: Ориентировка на листе бумаги
цель: формировать умение ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине)
Работа с детьми
Игровое упражнение «Разложи снежинки правильно»
Игровое упражнение «Где лежит предмет?»
Д. Игра «Художник»
Дидактическая игра «Фигуры высшего пилотажа».
Д/ и «Футбол»
Д/ и «Я еду на машине»,
Д/ и «Космос»,
Д/ и «Снежинки»
Д/ и «Лесные жители»
Д/и: «Как пройти к зайке?»
Графический диктант «Горизонталь и вертикаль»
Сотрудничество с родителями Папка-передвижка «Домашняя математика».
Задание по картинке «Расставь в комнате недостающие предметы»
Февраль
Тема: Ориентировка на листе бумаги и в пространстве
цель: развивать зрительно пространственную ориентировку у детей; развивать речь детей, образное мышление, логическое мышление, сообразительность.
Работа с детьми Игровое упражнение «Найдём секрет по плану»
НОД
Тема: «Удивительное путешествие».
Д/и: «Найди место»
Д/и: «Кто правильно назовёт?»
Игротека для детей.
Работа в тетради Повтори узор, повтори рисунок
Сотрудничество с родителями Памятка для родителей с играми на развитие ориентировки на листе бумаги.
Аппликация с детьми «Красивый ковёр»
Март
Тема: Ориентировка на листе бумаги в клетку
Цель: формировать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку
Работа с детьми:
«Волшебные клеточки»
Игровое упражнение «Найди и обведи»
Графический диктант: «продолжи ряд»
Графический диктант «Повтори рисунок»
«Повтори рисунок»
Сотрудничество с родителями Консультация «развитие моторики рук при работе на листе бумаги в клетку»
Апрель:
Тема: Закрепление
Итоговое занятие.
Развлечение ««Удивительное путешествие»»
Сотрудничество с родителями: фото коллаж Ориентировка в пространстве. Презентация
Май:
Тема: Закрепление
Развлечение ««Поиск клада»»
Сотрудничество с родителями: Семейные презентации «Мы и ориентировка в пространстве»
1. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. Под ред. З. Л. Венковой, Н. В. Казанцевой. Пермь. 2007
2. Т. И. Ерофеева. Знакомство с математикой. М., 2007.
3. Е. С. Евдокимова. Технология проектирования. М. 2008
4. Учимся ориентироваться в пространстве. Материал для развития пространственного восприятия у дошкольников. Т. А. Шорыгина. М. 2004.
5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа. Автор-составитель Н. В. Лободина. Волгоград: Учитель,2012.
6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. М. : Просвещение, 1989
7. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. И. А. Помораева, В. А. Позина. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Коморовой. М. : Мозаика-Синтез, 2005.
9. Дидактический материал в картинках. Учусь ориентироваться в пространстве. Книга для занятий с детьми 5-7 лет. М. : Школьная Пресса, 2010.
10. Методические рекомендации к пособию «Учусь ориентироваться в пространстве». М. : школьная Пресса, 2010.
11. 5+ Ориентирование в пространстве Граш Н. Е.
Издательство Эксмо ООО, 2012
12. Ориентация в пространстве и на плоскости. К. В. Шевелев Издательство: Ювента, 2015 г.