Елена Чаус
Проект «Семья, что может быть дороже» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка проблемы и ее актуальность
Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Помочь им должен детский сад. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего нашей страны. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Публикация «Проект „Семья, что может быть дороже“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, расширения знаний детей о своей семье появилась идея создания проекта «Семья, что может быть дороже».
Цель проекта : расширить и углубить представления детей о семье (ее членах, родственных отношениях, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи проекта :
• конкретизировать представления детей о семье, родственниках, родственных отношениях;
• воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, чувство гордости, учить проявлять заботу о родных людях;
• активизировать развитие познавательно-речевых способностей воспитанников через реализацию методов проекта;
• развивать коммуникативные навыки детей;
• обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
• активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта;
• повысить педагогическую культуру родителей;
• развивать партнерские отношения между семьями воспитанников и детским садом.
Сроки реализации: 1 год (2018-2019 уч. г.).
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный, творческий, групповой, долгосрочный.
Участники проекта : дети (5-6 лет, воспитатели, родители.
Автор проекта : воспитатель – Чаус Е. В.
Руководители проекта : воспитатели: Чаус Е. В., Скворцова Е. А.
Планируемые результаты:
В ходе проведения проекта :
• у детей формируются семейная принадлежность, знание о своих правах и обязанностях, понимание значимости семьи в жизни каждого человека;
• проявляются любовь, забота и уважения ко всем членам семьи;
• развивается речь, активизируется словарь детей;
• формируются творческие детско-родительские отношения;
• повышается педагогическая компетентность родителей;
• устанавливаются доверительные партнерские отношения между родителями и педагогами.
План работы по реализации деятельности. Мероприятия. Формы работы:
1. Подготовительный этап
• Изучение методической литературы.
• Разработка плана проектной деятельности на тему «Семья, что может быть дороже».
• Подбор иллюстративного материала по теме «Семья».
• Чтение пословиц и поговорок о семье; рассказов: К. Д. Ушинский «Лекарство», «Петушок с семьей», «Косточка», Е. А. Пермяк «Для чего руки нужны»; стихотворений: С. Черный «Когда никого нет дома», А. Майков «Внучка», Е. Благинина «Посидим в тишине», «Бабушкина забота», А. Барто «Купание», «Младший брат», «Как Вовка бабушек вылечил»; сказок: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кукушка».
• Беседы по картинкам, тематические беседы «Моя семья», «Как я помогаю дома», «Мое имя, имена моих родных», «Мой домашний любимец», «Как проходят мои выходные».
• Дидактические игры: «Назови ласково», «Поможем маме», «Чьи детки?».
• Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», «Магазин», «День рождения», «Больница».
• Обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2. Основной этап
Работа с детьми:
Сентябрь:
- беседы о членах семьи, их обязанностях, родственных отношениях;
- дидактические игры: «Мамины и папины дела», «Кто где живет», «Где твой дом»;
- сюжетно-ролевые игры: «Кукла Катя обедает», «Семья», «В гости к друзьям»;
- разучивание стихотворений о маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брате;
- выставка детско-родительских рисунков «Мы за безопасное движение»;
- фотовыставка «Моя семья»;
- Фестиваль семейного творчества – участие (уровень ДОУ).
Октябрь:
- беседы с детьми об осени, природных материалах, поделках из природных материалов; о родителях, совместных с детьми делах, отдыхе;
- дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Времена года», «Разрезные картинки (наш дом)», «Что изменилось? (тема «Семья»)»;
- сюжетно-ролевые игры: «День рождения», «Я помогаю дома», «Кафе»;
- детско-родительское творчество – изготовление поделок из природных материалов «Природа вокруг нас»;
- детско-родительское творчество – оформление странички в «Семейном альбоме»;
- «Семейный альбом».
Ноябрь:
- беседы об истории семьи, родственниках, домашнем адресе;
- дидактические игры: «Переезжаем на новую квартиру», «Кто где живет», «Где твой дом», «Назови правильно (домашний адрес)»;
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гости к друзьям», «Соседи»;
- рассматривание семейных альбомов (совместно с родителями);
- мастер-класс «Подарок для мамы» (25 ноября – День матери);
- информирование и консультирование родителей о выставке рисунков и поделок «Мой город, моя страна»;
- выставка «Мой город, моя страна» (к 80-летию со Дня города).
Декабрь:
- беседы о родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, семейном отдыхе, прогулках по городу вместе с родителями (что запомнилось);
- дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Что лишнее», «Что изменилось», «Что мы видели – не скажем, а что делали – покажем»;
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Мамина помощница», «Дочки-матери», «В гости к другу»;
- детско-родительское творчество – изготовление новогодней игрушки-гиганта;
- вернисаж «Новогодняя сказка»;
- детско-родительское творчество – оформление странички в альбоме «Эмблема моей семьи»;
- альбом «Эмблема моей семьи».
Январь:
- беседы с детьми о зиме, зимних играх, забавах и развлечениях, поделках из бросового и природного материала, новогодних игрушках;
- дидактические игры: «Времена года», «Угадай сказку», «Мой любимый детский сад», «Как зовут членов семьи», «Хорошо-плохо», «Дочка заболела»;
- сюжетно-ролевые игры: «На бал к Золушке (ряжение)», «Новый год в детском саду», «Путешествие», «Цирк»;
- рисование портрета семьи (совместно с родителями или старшими братьями и сестрами);
- альбом «Портрет моей семьи».
Февраль:
- беседы: «Профессия – военный», «Как стать храбрым солдатом», «Памятники защитникам Отечества», «Как чтят память героев», «Кто из вашей семьи служил в армии», «Мой папа и дедушка – защитники Отечества»;
- дидактические игры: «Запомни картинки», «На суше, в воздухе, в воде», «Кому что нужно для работы», «Отвечай быстро»;
- сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики», «Пограничники», «Мы – солдаты», «Солдаты на ученьях», «Спасатели (МЧС)», «Строим дом»;
- изготовление подарков для пап;
- детско-родительское творчество – оформление странички в «Альбоме Славы»;
- «Альбом Славы».
Март:
- беседы: «Выходной моей семьи», «Как я помогаю дома», «Я и моя семья», «Моя мама», «Бабушка родная»;
- дидактические игры: «Назови правильно» (животные и их детеныши, «Закончи предложение», «Скажи ласково», «Кто старше?», «Кто младше?», «Едем в гости к бабушке»;
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», «Маленькие помощники», «Магазин», «Игрушки у врача»;
- игры с конструктором «Дом для моей семьи»;
- составление рассказов «Моя мама», «Моя бабушка лучшая в мире»;
- изготовление подарков для мам.
Апрель:
- беседы: «Какие мы», «Мы разные», «Моя семья», «Профессии моих родителей»;
- разучивание песен, стихов, на семейную тематику;
- рассматривание фотографий членов семьи;
- дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Кто быстрее соберется», «Кем быть», «Отгадай», «В магазин за покупками»;
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Больница», «Магазин»;
- встречи с интересными людьми: «Рассказы родителей о своей профессии».
Май:
- беседы: «Моя семья – что может быть дороже», «Семейные традиции»;
- дидактические игры: «Мамины и папины дела», «Кто где живет», «Где твой дом», «Отгадай», «Кем быть», «Закончи предложение», «Скажи ласково», «Что изменилось»;
- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гости к друзьям», «Соседи», «Мамина помощница», «Дочки-матери», «Детский сад»;
- рисование по шаблону: «Моя рука – моя семья»;
- информирование и консультирование родителей о выставке рисунков и поделок, посвященных Дню Победы;
- выставка рисунков и поделок, посвященных Дню Победы.
Работа с родителями:
• Рекомендовать родителям:
- стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности, помогая взрослым: поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т. д. ;
- рассмотреть вместе с детьми семейные фотографии, альбомы;
- побеседовать с детьми на темы: «Что такое семья», «Члены моей семьи», «История моей семьи», «Обязанности членов семьи», «Мама, папа, я – счастливая семья», «Незабываемый выходной», «Как мы играем дома», «Семейные традиции», «Что такое армия», «Защитники Отечества из нашей семьи», «Памятники погибшим воинам», «Мамин день»;
- принять участие в выставках рисунков и поделок (в течение года).
• Провести цикл консультаций для родителей: «Как правильно общаться с ребенком», «Как приучить ребенка к труду», «Нравственное воспитание в семье», «Добрые мультики, которые помогают воспитывать», «Праздники в семье», «Как провести выходной день с детьми?», «История моей семьи».
• Предложить принять участие в создании «Семейного альбома», альбома «Портрет моей семьи», альбома «Эмблема моей семьи» и «Альбома Славы».
• Мастер-класс «Подарок для мамы».
• Мастер-класс «Народные игры в семейном кругу».
3. Заключительный этап
• Создание альбома «Портрет моей семьи», «Семейного альбома», альбома «Эмблема моей семьи», «Альбома Славы».
• Консультации для родителей «Как правильно общаться с ребенком», «Как приучить ребенка к труду», «Нравственное воспитание в семье», «Добрые мультики, которые помогают воспитывать», «Праздники в семье», «Как провести выходной день с детьми?», «История моей семьи».
• Мастер-класс «Подарок для мамы».
• Мастер-класс «Народные игры в семейном кругу».
Результаты работы. Выводы
• Повысился уровень представлений и знаний детей о семье, ее истории и традициях, своих правах и обязанностях, понимания значимости семьи в жизни каждого человека.
• Дети проявляют любовь и уважение к членам семьи, заботу о родных людях, гордятся ими.
• Развиваются познавательно-речевые способности и коммуникативные навыки детей.
• Реализована потребность детей в продуктивных видах деятельности.
• Улучшились детские взаимоотношения в коллективе.
• Сформированы и гармонично развиваются творческие детско-родительские отношения.
• Повысилась педагогическая культура родителей.
• Установились доверительные партнерские отношения между родителями и педагогами.