Таушева Клариса Сагабетдиновна
Проект «Будущий первоклассник»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Будущий первоклассник!»
в подготовительной к школе группе
Актуальность.
Происходящие изменения в системе начального образования, требуют изменений и в системе дошкольного образования, так как согласно закону РФ «Об образовании», должна обеспечиваться преемственность дошкольного и начального образования. Соответственно, система дошкольного образования должна подготавливать детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в начальной школе.
Темочки:
Успешность обучения детей в начальной школе во многом зависит от их готовности, поэтому большое внимание стало уделяться подготовке детей к школе. Готовность к обучению – это сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе.
Отношение ребёнка к обучению в школе наряду с другими психологическими признаками готовности составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребёнок учиться в школе. Для того, чтобы вызывать у ребенка желание к учебной деятельности, необходимо формировать мотивацию детей старшего дошкольного возраста к обучению. На сегодняшний день существует большое количество методов, приемов, способов формирования мотивации у детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, при этом существует проблема выбора методов с учетом возрастных особенностей, уровня развития старших дошкольников. Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника», в случае несформированности мотивов к учению ребенок трудно привыкает к новым условиям, что приводит к дезадаптации. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться.
Гипотеза: Если в процессе целенаправленной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению использовать разнообразные методы, то повысится уровень ее развития и повысится интерес к школе.
Цель проекта :
Повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению, повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Задачи проекта :
- Расширить представления у детей старшего дошкольного возраста о школе
- Формирование у детей правильного представления о школе;
- Формирование личностной готовности детей к школе.
- Сформировать знания, умения, навыки необходимые при поступлении в школу.
-Познакомить со школьными правилами и обязанностями учеников.
-Развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической) ;
-Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;
-Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
Принципы реализации проекта :
• Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
• Сочетание разных видов деятельности;
• Единство содержания форм и методов работы;
• Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей старшего дошкольного возраста;
• Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процессе «дети – родители – сотрудники»;
• Принцип доступности;
• Принцип системности и последовательности.
Участники проекта :
Дети подготовительной группы, воспитатель, педагог-психолог, родители.
Вид проекта : Долгосрочный.
Тип проекта : Познавательный
Срок реализации проекта : 02.11.2015 – 22.05.2016 учебный год.
Этапы реализации проекта :
1. этап: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
1. Диагностическое исследование детей в начале учебного года.
«Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе» (Педагог –психолог, воспитатель группы).
2. Родительское собрание «Готовность детей к обучению в школе»
3. Проведение анкетного опроса родителей: «Скоро в школу».
4. Подбор материала для реализации проекта :
Консультации для родителей, беседы с родителями, с детьми, наглядный материал, игры, демонстрационный материал, подготовка конспектов НОД.
5. Составление перспективного плана реализации проекта.
2. этап: ОСНОВНОЙ
1. Проведение бесед с детьми.
2. Проведение НОД в рамках проекта.
3. Проведение сюжетно –ролевых, дидактических игр с детьми.
4. Экскурсии в СОШ №5
5. Экскурсия в школьную библиотеку.
6. Экскурсия в спортивный зал СОШ.
7. Консультации, беседы, рекомендации для родителей.
8. Совместные мероприятия с родителями и детьми.
3. этап: ОБОБЩАЮЩИЙ
1. Диагностическое исследование детей.
2. Родительское собрание «На пороге школы»
3. Выпускной бал «До свиданья детский сад!»
4. Результат проекта.
Методическое обеспечение:
Для организации НОД:
• Методические разработки конспектов занятий;
• Методическая и художественная литература;
• Фотоматериалы, видео - и аудиокассеты, презентации;
• Настольные и дидактические игры;
• Иллюстрации и картинки;
• Дидактический материал: демонстрационный и раздаточный;
• Перспективное планирование;
Предполагаемый результат проекта :
• Наличие у детей правильных и четких представлений о школе;
• Сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности, эмоционально положительное отношение к школе;
• Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
• Благоприятное течение адаптационного школьного периода;
Значимость проекта :
Этот проект значим для всех его участников:
Для детей: Получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения деятельности.
Для педагога: Эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Для родителей: Повышение компетентности родителей в вопросах успешной адаптации детей к школе, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.
Формы реализации:
- НОД по познавательной деятельности;
-Беседы с детьми и родителями;
Консультации с родителями.
-Экскурсии;
-Игровая деятельность;
-Выполнение работ по изобразительной деятельности;
-Выставка детского творчества.
План реализации проекта
Период Содержание работы с детьми Работа с родителями
1. этап: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Ноябрь 1. Диагностическое исследование детей в начале учебного года. «Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе» (Педагог –психолог, воспитатель группы).
Экскурсия в школу. Цель: Расширить представления детей старшего дошкольного возраста о школе.
Задачи: Познакомить с правилами школьной жизни, познакомить с обязанностями школьников, развить навыки письма. Родительское собрание «Готовность детей к обучению в школе»
Проведение анкетного опроса родителей: «Скоро в школу».
2. этап: ОСНОВНОЙ
Декабрь Чтение произведения Э. Мошковской «Мы играем в школу»
Беседа о школе.
Цель: Сформировать представления детей старшего дошкольного возраста о школе.
Задачи: Составить образ школы, развить навыки самоконтроля, научить рассуждать детей в группе.
Тема: Правила поведения на уроке. Цель: Повышение мотивации к обучению в школе, закрепление знаний о правилах поведения.
Задачи: Вспомнить правила поведения на уроке, закрепить их.
Д/и «Предметы помощники в учебе?» Привлечь родителей к созданию предметно-развивающей среды и сбору необходимого материала в ходе проекта.
Консультация:
Домашнее задание по подготовке руки к письму, развить навык письма.
Беседа:
Наглядная информация:
Январь НОД: «Игры в школе»
Чтение стихотворения А. Александровой «В школу»
НОД ФЭМП. Тема: Развитие произвольности движений. Цель: Развить произвольность движений рук.
Задачи: Определить насколько родители приниали участие в выполнении домашнего задания
Беседа Тема: Правила поведения в школе, научить детей действовать правильно в различных школьных ситуациях.
Задачи: Развить навыки правильного поведения в школе.
Консультация: «Режим дня будущего первоклассника»
Февраль Чтение сказки М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи».
НОД Тема: Составление фигур по образцу.
Задачи: развить процессы памяти, развить способность соблюдать правила и выполнять задания по образцу.
Прослушивание и разучивание песен о школе.
Проблемные ситуации: «Жадность».
Беседа Тема: Правила поведения в школе.
Цель: познакомить с правилами поведения в школе.
С\И «Школа» Консультация: «Скоро в школу!».
Информация в родительский уголок: «10 советов родителям будущих первоклассников».
Март НОД по Познавательному развитию. Тема: НОД «Школьные правила».
Чтение стихов: А. Барто «В первый класс», М. Бородецкого «Первоклассник»,
Посещение школьной библиотеки
Беседа-игра Тема: «Чем я буду заниматься в школе», «Мой учитель». Цель: формирование положительного отношения к школе.
Задачи: сформировать положительное отношение к школе, повысить интерес школе.
С\ И «Лесная школа»
Экскурсия на урок физкультуры в МОУ СОШ № 5 Цель: Расширить представления детей о занятиях в школе.
Д/и «Собери портфель» Рекомендации родителям будущих первоклассников : «Готовим руку к письму», «Развиваем ум и смекалку»,
Консультация: «Готовим детей к школе»
Апрель НОД по ФЭМП «Задача для лисенка».
НОД по ИЗО (Рисование) «Букет для учителя»
М. Садовского «Первое сентября», Загадки, пословицы и поговорки школьной тематики
Беседа. Тема: «Правила поведения на уроке»,, Цель: повышение мотивации к обучению в школе, закрепление знаний о правилах поведения.
Задачи: вспомнить правила поведения на уроке, закрепить их.
Просмотр м/ ф: «В стране невыученных уроков»
Экскурсия в школу. Цель: Расширить представления детей о школе.
С\И «Первоклассник»
Игра «Что лишнее?» (школьные принадлежности и другие предметы)
Д/и «Школа наоборот» Информация в родительский уголок: «Что нельзя говорить школьнику».
Анкетный опрос родителей:
«Как вы готовите ребёнка к школе».
Родительское собрание «На пороге школы»
3. этап: ОБОБЩАЮЩИЙ
Май Чтение умных сказок М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Игры в школе»
Беседа о школе. Цель: закрепить положительную мотивацию к школе.
Задачи: уточнить и расширить знания о школе.
Диагностическое исследование детей.
Выпускной бал «До свиданья детский сад!»
Результат проекта, демонстрация презентации. Информация в родительский уголок: «Правила для родителей первоклассников (профилактика школьных неврозов и дезадаптации)»
- Расширить представления у детей старшего дошкольного возраста о школе
- Формирование у детей правильного представления о школе;
- Формирование личностной готовности детей к школе.
- Сформировать знания, умения, навыки необходимые при поступлении в школу.
-Познакомить со школьными правилами и обязанностями учеников.
-Развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической) ;
-Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой;
-Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
Литература
1. Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г. Как подготовить ребенка к школе. – Тула: Арктоус, - 2007. – 100 с.
2. Будницкая И. Г. Ребёнок идет в школу/Библиотека для родителей. – Волгоград, 2008. – 124c.
3. Букатов,В. Школа и детский сад [Текст] / В. Букатов // Дошкольное
воспитание. -2002.-№7-8.-С. 3-7.
4. Венгер Л. А., Вегнер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. Восросы психологии учебной деятельности младших школьников. / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М., 2012. – 149 с.
5. Вьюнова Н. И. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. / М. : 2013.- 121 с.
6. Гордиец, А. В. Готовность ребёнка к школе [Текст] : учеб, пособие / А. В. Гордиец. -Р-на-Д. : Феникс, 2006.-243 с.
7. Кувашова Н. Г., Нестерова Е. В. Методика подготовки детей к школе. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009 – 40 с.
8. Луньков А. И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома. - М. : Социс, 2005. – 119 с.
9. Маханева, М. Проблема преемственности между детским садом и школой [Текст] / М. Маханева // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9.- С. 15-23.
10. Свиридов Б. Г. Ваш ребенок готовится к школе. – Ростов н/ Дону: Феникс, 2009. – 148 с.
11. Петроченко Г. Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка к к школе. – Минск, 2012. – 121 с.