Инна Капланова
Тренинг «Будущий первоклассник»
▼ Скачать + Заказать документы
В подготовительных группах проведен тренинг будущим первоклассникам.
Цель:
1. обеспечение психологической адаптации детей;
2. знакомство с основными школьными правилами;
3. привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
4. обучение элементарным приемам обратной связи;
5. развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
Сценарий занятия:
Упражнение «Вежливые слова».
Все встают в круг.
Публикация «Тренинг „Будущий первоклассник“» размещена в разделах
Психолог передает мяч стоящему справа от него ребенка, вежливо говорит что – нибудь, например: «С добрым утром, Витя!». Ребенок берет мяч и передает его соседу, произнося при этом любые «вежливые слова».
В ходе игры детям нужно вспомнить как можно больше вежливых слов или просто добрых слов.
Упражнение «Школьные правила».
Детям предлагается вспомнить как можно больше правил, которые приняты в школе.
Упражнение «Фигуры».
Материал: плакат со знаками и фигурами: плюс, овал, треугольник, точка, круг, звезда, прямоугольник, ромб, квадрат.
Задание 1. Психолог указывает на знаки и фигуры и просит детей назвать их. Дети отвечают хором.
Задание 2. Детям даются краткие указания, например: «Посмотрите на круг…на плюс…на треугольник… на квадрат… на ромб… на звезду…». Такие глазодвигательные упражнения способствуют концентрации внимания.
Задание 3. Детям необходимо ответить на вопросы:
- Что находится между звездой и точкой?
- А какая над квадратом?
- А между крестом и треугольником?
- Что справа от круга?
- Какая фигура справа от квадрата?
Упражнение «А в школе…».
Детям необходимо ответить на следующие вопросы:
- В детском саду – воспитательница, а в школе кто?
- В детском саду вас называют детьми, а в школе?
- В детском саду – группы, а в школе?
- В детском саду столы, а в школе?
- В детском столы главная заведующая, а в школе?
- В детском саду вы играете, а в школе, что будете делать?
Упражнение «Внимание рисуй».
- Я покажу картинку и медленно сосчитаю до трех. Пока я буду считать, внимательно смотрите на картинку. Когда я произнесу три, вы нарисуете ее у себя в тетради.
Детям показывается поочередно 6 картинок, затем они их запоминают и рисуют.
Упражнение «Разноцветные фигурки».
Психолог говорит:
- Нарисуйте простым карандашом ряд из трех кружков.
А теперь раскрасьте первый кружок слева желтым карандашом, второй - синим, а последний - красным.
Следующее задание: нарисуйте под этими кружками четыре квадратика. Закрасьте первый квадратик зеленым карандашом, следующий за ним - синим, последний - желтым, а оставшийся - красным.
И последнее задание: нарисуйте под этими квадратиками другие, но их должно быть на один меньше. Раскрасьте их так, чтобы первый был красным, а желтый находился между красным и синим. Какого цвета будет последний квадрат?
Упражнение: Числовой ряд.
Я задумала число оно стоит между 3 и 5. Какое это число. Оно больше 5, но меньше 7…
Я задумала букву. Она находится между У и Н. Я задумала слово, оно состоит из букв Т, О, К.
Упражнение «Угадай букву».
Детям предлагается картинки недорисованных букв, которые они должны отгадать.
Игра «Запретное слово».
Психолог объясняет:
Это слово - «ложка». Как только услышите слово «ложка», хлопните в ладоши. Начали!
Слова: Игра, заяц, буква, ложка, окно, пол, стол, ложка, ваза, ложка, стол, лржка и т. д.
Игра повторяется несколько раз с использованием разных «запретных» слов.
Упражнение «Кто кем был? Кто кем будет?»
Психолог, используя знаки «Говорит один» и «Говорим хором», задает детям вопросы:
- Кем была раньше курочка? (Цыпленком).
Кем была раньше лошадь? (Жеребенком).
Корова? (Теленком). Рыба? (Икринкой).
Лягушка? (Головастиком).
Чем был раньше хлеб? (Колоском).
Чем был раньше дуб? (Желудем).
Кем будет мальчик? (Дяденькой, папой).
Кем будет девочка? (Тетенькой, мамой).
Кем будет дошкольник? (Учеником).
Яйцо? (Курицей, петушком).
Икринка? (Рыбой).
Гусеница? (Бабочкой).
Чем будет ткань? (Юбкой, брюками.). И т. д.
Желательно как можно чаще использовать знак «Говорит один» с целью активизации мыслительной деятельности детей и соблюдения ими школьного правила «поднятой руки».
Игра «угадаем словечко»
Дети угадывают последнее слово рифмовки:
-Прыгал птенчик по дорожке
И клевал сухие … (крошки).
- В нашем доме на окошке
Сидят серенькие. (кошки).
- Михаил играл в футбол
- И забил в ворота. (гол).
- Сшил себе котенок тапки
Чтоб зимой не мерзли. (лапки).
Подведение итогов занятия: что понравилось, что было сложно.
(И. А. Арцишевская «Психологический тренинг для будущих первоклассников». ООО Издательство «Книголюб», 2008).