Наталья Петровна Дрожина
Проект «Будь здоров, малыш!»
▼ Скачать + Заказать документы
2013
Здоровье свыше нам дано,
учись, малыш, беречь его.
«В человеке все должно быть прекрасно…» образованный и интеллигентный человек не может себя считать вполне культурным, если не управляет своим здоровьем, не заботиться о физическом развитии, закаливании своего тела.
Изменения, происходящие в обществе, новые подходы к проблеме воспитания здорового ребенка требуют обновления целей, задач. «Обновленное» направление должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамического развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, профессиональной и бытовой культурой.
Публикация «Проект „Будь здоров, малыш!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Важно с самого раннего возраста формировать и совершенствовать одновременно с физическими и психические, нравственные качества: сознание, мышление, волю, внимание, воображение, трудолюбие, уважение к окружающему миру, заботу о своем здоровье и др. Поэтому всю свою работу в ДОУ я стремлюсь вести под девизом: «Здоровье - это гарантия жизни, гарантия успеха и счастья».
Главным условием правильной организации в этом направлении является оздоровительный режим, когда мы имеем дело с детьми, этот вопрос требует огромного внимания. Актуальность темы не вызывает сомнений, потребность в современных подходах к оздоровлению, переориентация системы ценностей в современных условиях включают изменения в содержании воспитания, наборе механизмов развития, инновационных подходах к ее организации. Поэтому я выбрала для себя тему: «Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ».
Вид проекта : исследовательская деятельность.
Продолжительность проекта : долгосрочный (2 года).
Участники проекта : дети старшей, подготовительной групп, педагоги, специалисты, родители воспитанников.
Образовательная область: физическое развитие и оздоровление.
Актуальность темы. Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности.
Отсюда вытекает важная проблема: как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь.
Главная цель осуществления успешной работы по оздоровлению детей – формирование здорового образа жизни дошкольников, через экспериментирование.
Объект исследования – здоровье детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия успешного оздоровления детей дошкольного возраста.
Гипотеза – оздоровление детей дошкольного возраста в ДОУ будет успешным если:
- будет осуществляться изучение индивидуальных особенностей здоровья детей;
- будет осуществляться медико-психологическое, физкультурно-педагогическое сопровождение оздоровления детей дошкольного возраста, включающее организацию предметно-пространственной среды группы, организацию режима дня, создание эмоционально-благоприятной среды в группе;
- будет проводиться профилактическая работа по оздоровлению.
Задачи проекта :
• Формировать добрые взаимоотношения в детском коллективе;
• Формировать связи между домом, школой, родителями, педагогами, всеми компонентами микросоциума;
• Улучшать окружающую среду, экологию в группе, ДОУ, участке, селе;
• Рационально и своевременно организовывать двигательную активность, вырабатывать правильную осанку, побуждать к самостоятельному выполнению всех гигиенических процедур;
• Обучать навыкам безопасного поведения в быту и обществе;
• Осуществлять мониторинг физического, психоэмоционального, социального, интеллектуального, личностного и духовно-нравственного компонентов здоровья.
В процессе достижения поставленных задач, использую следующие принципы:
Интеграция физического воспитания с коррекционной работой;
Индивидуализация физических нагрузок;
Включение специальных упражнений, развивающих крупную и мелкую моторику;
Выполнение упражнений в постели, после пробуждения;
Организация целевых прогулок (сбор лекарственного сырья, закаливающих процедур, оздоровительных игр;
Развитие всех органов чувств, для усиления восприимчивости детей, через пробуждение сенсорной активности;
Системность оздоровительного процесса, заключающаяся в единстве целей, технологий, форм, методов.
Предварительная работа:
1. Педагог – прошла дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Московского Педагогического университета «Первое сентября» им. М. В. Ломоносова по образовательной программе «Современные подходы к оздоровлению детей в детском саду»; «Детское исследование, как метод обучения старших дошкольников; разработала оздоровительную программу ДОУ.
2. Рассматривание с детьми рисунков и фотографий в анатомических атласах.
3. Знакомство с литературными произведениями, в которых отражены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечения людей.
4. Использование дидактических игр: «Что было бы, если бы…», «Полезная и вредная еда», «Подбери пару» и прочее.
5. Разучивание точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики.
Роль родителей в реализации проекта.
• Семейные старты. Спортивное соревнование «Путешествие в страну Спорта и Здоровья».
• Консультации: «Здоровье детей», «Ребенок растет», «Проблема детского ожирения», «Утренняя гимнастика», «Оздоровительный бег», «О пользе велосипеда», консультации: «Игры, которые лечат», «Игрушки, которые лечат»- интерпретация выраженных, отрицательные эмоций», дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
• Сбор народных рецептов в сундучок «Бабушкины рецепты».
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта.
• Занятия по ИЗО.
• Компьютерно-игровые занятия «Пятачок сдает экзамен по анатомии».
Работа с педагогами.
• Консультации.
• Спортивные и оздоравливающие мероприятия : «Волшебная страна», «День здоровья», «Пейте, дети, молоко, будете здоровы», «Поход по Стране здоровья».
• Познавательные занятия: «Я расту», «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны», «Да здравствует мыло душистое», «Сердце и его работа».
Продукт проектной деятельности.
Анатомический фартук, дидактические игры, наглядный материал точечного массажа носа, пальчиковая гимнастика, фотографии занятий, рисунки детей: «Болезнь-здоровье», сундучок «Бабушкины рецепты», модели занятий.
Предполагаемый результат:
• Дети должны получить первичные представления о некоторых внутренних органах, коже, желудке, кишечнике, крови, мозге, их местонахождении, значении и знать их основную функцию (анатомический фартук).
• Различать понятия «часть тела» и «орган».
• Показывать на анатомическом фартуке проекции некоторых внутренних органов.
• Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
Формирование здоровой личности ребенка возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически развитой социальной среде, способствующей самоуправлению, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности ребенка. Для этого в группе организованы: спортивная зона, зона приватности, зона игровой деятельности. Основой построения комплекса оздоровительных мероприятий является ориентирование на индивидуальные физические возможности каждого ребенка.
В рамках оздоровительной работы проведен блок занятий с Айболитом, Мойдодыром, «Здоровье и болезнь», эксперименты (с пластмассовыми зубами (челюстями, которые вместе с нами «пили» и «ели», но за одними ухаживали, а за другими нет). Рассматривание в зеркало, а затем лепка «своих» зубов из пластилина, «Лепим умелую, уверенную руку». Цель которых - осознание детьми ценности здоровья.
Особое место в режиме дня отводится специальным упражнениям по методике В. А. Ковалева, - «Маршруты для глаз»- направленным на профилактику зрительного утомления.
Педагог - это не тот, кто воспитывает детей, а тот, кто создает условия и для развития родителей, согласно которых психическое и личностное развитие ребенка происходит в особой развивающей среде. Многое из окружающей среды он воспринимает и оценивает через семью и с помощью семьи, а целенаправленная систематическая работа с ней становится очевидной. Взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, позволили добиться максимальной пользы для физического, психического, нравственного и творческого благополучия ребенка. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий, если ребенок растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий и взрослые понимают и учитывают психологические и индивидуальные особенности ребенка, как и важнейшие стороны психического развития.
С родителями в системе проводятся спортивные развлечения: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Сильные, ловкие, смелые», «Мои родители – спортсмены», «Шашечный турнир» и др. Поэтому двигательная среда в группе насыщена различным оборудованием, способствующим развитию игры, двигательных заданий. Наряду с заводскими тренажерами, используется нетрадиционное оборудование, выполненное из бросового и природного материала: массажеры из «киндер – сюрпризов», дорожка из крышек от пластмассовых бутылок прикрепленных к доске, тренажер «Ловушка»- из верхней части бутылки (забросить капсулу, лыжи из пластиковых бутылок, «груша» для бокса, бутылка наполненная песком, ножные массажеры из бухгалтерских счет для профилактики плоскостопия, пуговицы, шишки, камушки и т. д. Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к профилактическим упражнениям.
Походы, экскурсии, целевые прогулки – одна из форм оздоравливающих мероприятий детей, помогающая сохранить и укрепить их здоровье. Этому способствует общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.
Каждый выход за пределы участка ДОУ имеет свои образовательно-воспитательные задачи, соответствующие экологическому воспитанию (в лес, к пруду, к реке, на поляну и т. д.). Их главная цель- оздоровление.