Петрович Светлана Александровна
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Брянский лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 п. Навля комбинированного вида»
Проект
«Животные и растения Брянского леса»
для детей старшего дошкольного возраста
“Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.
Павол Орсаг - Гвездослав
Актуальность:
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Брянский лес“» размещена в разделах
- Брянская область, Брянск
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы; в школьные годы – способствовать пониманию целостной картины мира; в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости
личного участия в экологической деятельности.
Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Гипотеза:
Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Различные ситуации общения с животными пробуждают интерес и любознательность ребёнка, развивают познавательный интерес к природе, мышление, связную речь, способствуют обогащению словарного запаса. Восприятие животного мира помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, внимательное отношение ко всему живому.
В течение первых семи лет жизни происходит становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире и вычленять его ценности.
Осознанно-правильное отношение детей к окружающему миру строится на чувственном его восприятии, эмоциональном отношении к этому миру и не последнюю роль в этом играет общение с животными наблюдение за ними. Такое общение развивает наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому, а также развивает эстетическую сферу ребёнка.
Ребёнок усваивает разнообразные законы жизни животных и растений, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком. Правильно организованные наблюдения учат не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. У ребёнка формируется привычка замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном он учится находить интересное. Наблюдая за животными и растениями, у детей пробуждается живой интерес и любознательность, что способствует развитию их эмоциональной сферы, познавательных способностей и мышления.
Таким образом, непосредственное наблюдение в природе имеет огромное значение для ребенка и является важным условием накопления разнообразных представлений о животном мире.
Цель проекта :
Уточнить и расширить, имеющиеся представления детей о Брянском лесе и его обитателях. Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; формировать представление об условиях среды, к которым приспособились животные и растения. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей; а также память, связную речь, умение делать выводы, воспитать эстетический вкус, бережное отношение к природе.
Задачи проекта :
1. Дать представление о многообразии животного и растительного мира Брянского леса.
2. Познакомить ребёнка с характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания, образа жизни животных и растений.
3. Обогащение словарного запаса именами существительными (егерь, берлога, спячка, зубр и др.); прилагательными (лисьи, заячьи, медвежьи, волчьи и подобные); глаголами (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
4. Знакомство с редкими исчезающими видами животных и растений, с научным понятием «Красная Книга».
5. Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
6. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных и растениях.
7. Развивать творческую активность, внимание, воображение, память.
8. Стимулировать стремление ребёнка отражать полученные знания в своей художественно-продуктивной деятельности (рисунки животных и растений, изготовление поделок).
9. Развивать любознательность и стремление изучать природу и окружающий мир.
Предполагаемые результаты:
- Осознанное правильное отношение детей к природе.
- Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного и растительного мира.
- Развитие познавательной активности детей.
- Интеллектуально – личностное развитие детей.
- Усвоение детьми необходимых знаний о жизни животных и растений в дикой природе.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
Сроки и этапы реализации проекта : проект долгосрочный (сентябрь-май)
Организационный этап:
-определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;
- предварительная работа по сбору информации;
Основной этап:
- познакомить детей с многообразием животного и растительного мира Брянского леса, с редкими исчезающими видами животных и растений, с научным понятием «Красная Книга».
- познавательная, исследовательская, продуктивная деятельность
Заключительный этап:
- анализ проведенной деятельности, издание книжки-малышки «Моё любимое дикое животное», «Растение Брянского леса», макета «Брянский лес».
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители, работники социума.
Тип проекта : по доминирующему методу (информационно - ориентированный, творческий, по количеству участников (групповой, продолжительности (долгосрочный).
Реализация основного этапа проекта :
1 этап – «Этот удивительный мир животных»
Тема Сроки проведения: сентябрь - ноябрь
Лесные жители Брянского леса :
- Накапливать конкретные представления о диких животных Брянской области.
- Систематизировать и обобщать знания о животных.
- Формировать представление о зверях (это животные, имеющие четыре ноги, тело которых покрыто кожей, шерстью или иголками, есть пасть с зубами; звери рождают детенышей).
- Формировать представления о существенных признаках животных: (питаются, передвигаются, дышат, растут). Основные потребности всех животных в воде, пище, воздухе, тепле, жилище.
- Расширять знания детей об особенностях поведения животных в конкретной среде обитания, удовлетворение основных потребностей в связи с сезонными
изменениями (питание, способы
передвижения, защита от врагов, устройство жилища, размножение).
- Развивать интерес к жизни животных, бережное отношение к ним.
- Развивать познавательное отношение к живым существам, связную речь при описании
животных.
- Воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания
произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
- Во время продуктивных занятий развивать у детей определенные навыки рисования и лепки.
- Развивать творчество и воображение.
- Учить детей отражать результаты
наблюдений за животными в рисунках и
лепке.
Беседы:
- «Дикие животные Брянского леса».
- «Хищники – травоядные»
- «Волк и лиса - лесные хищники».
- «Бурый медведь».
- «Заяц - беляк».
- «Ёжик».
- «Лиса».
- «Барсук»».
- «Лось» и другие.
- «Как звери зиму встречают».
- Просмотр презентации «Животные Брянского леса».
- Д/И «Разрезные картинки».
- Д/И «Отгадай мой домик».
- Д/И «Узнай по описанию».
- Д/И «Чья шубка».
- Д/И «По следам пойдёшь – животного найдёшь».
- Д/И «Хищники – травоядные».
- Д/И «Чей дом».
- П/И «У медведя во бору».
- П/И «Бездомный заяц».
- П/И «Хитрая лиса» и другие.
- Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк».
- Экологическая квест – игра «По неведомым дорожкам».
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение стихотворений и рассказов о животных.
- Заучивание стишков про животных.
- Отгадывание загадок по теме.
- Конкурс рисунков на асфальте «Моё любимое животное».
- Квест – прогулка «Загадки - природы волшебницы».
- Квест – прогулка «Путешествие в мир осени».
- Художественное творчество:
- Работа с флористической губкой «Ёжик».
- Аппликация нетрадиционным
способом (ватой) – «Зайчик – беляк)».
- Лепка «Медведь».
- Аппликация «Медведь».
- Аппликация природным материалом «Ёжь».
- Рисование «Встреча в лесу».
2 этап - «Какие тайны скрывают растения Брянского леса»
Тема Сроки проведения декабрь - февраль
Растения родного края
(цветы, деревья) :
- Накапливать представления детей о растениях Брянского леса.
- Учить различать и отмечать характерные признаки деревьев (корень, ствол, ветки, листья). Характерные признаки цветов (корень, стебель, цветок, листья).
- Сформировать у детей представление о приспособлении растений к среде обитания и сезону. - Закрепить представление детей о
том, что растениям необходимо тепло, свет, вода, земля.
- Закреплять умение различать и показывать части растений.
- Познакомить детей с лекарственными растениями Брянского леса, их пользой в природе и жизни человека.
- Развивать словарь и связную речь при ознакомлении с растениями.
- Учить детей вести доказательную беседу.
- Воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания
произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
Во время продуктивных занятий развивать у детей определенные навыки рисования и аппликации.
- Развивать творчество и воображение.
Беседы:
- «Растение, как живое существо».
- «Сравнение дерева и кустарника».
- «Люблю березку русскую».
- «Хвойные деревья Брянского леса».
- «Колокольчик», «Подснежник».
- «Кувшинка» и др.
- «Знакомство с лекарственными растениями Брянского леса».
- «Как растения готовятся к зиме».
- Зимнее квест – путешествие «Двенадцать месяцев».
- Просмотр презентации «Растения Брянского леса».
- Чтение стихотворений и рассказов, загадывание загадок по теме.
- Просмотр мультфильма «Дудочка и кувшинчик».
- Сбор листьев на участке для
составления гербария.
- Д/И «Найди лист, какой покажу».
- Д/И «Третий лишний».
- Д/И «От какого дерева лист».
- Д/И «Как узнать растение».
Художественное творчество:
- Аппликация «Ветка рябины»
- Рисование пластилином «Берёза».
- Рисование «Лесной букет».
- Экологическая квест – игра «Лесная аптечка».
3 этап «Стань природе другом»
Мероприятия Сроки проведения март - май
- Познакомить детей с государственным природным биосферным заповедником «Брянский лес».
- Сформировать у детей понятие юный эколог (ребенок, любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней).
- Знакомство с научным понятием «Красная книга».
- Перечислить основные причины
вымирания некоторых животных. Назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животных и растительный мир.
- Развивать способность детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее.
- На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению
к природе.
- Воспитывать любовь и бережное
отношение к природе.
- Активизировать и обогащать
словарь.
- Объяснить детям взаимосвязь человека и природы (человек – воздух, человек - вода, условия выживания человека.
Беседы:
- «Берегите родную природу».
- «Ценность леса».
- «Лес - кладовая природы».
- «Как вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям».
- «Защитник леса – егерь».
Животные и растения Брянского леса, занесё нные в Красную книгу:
- «Венерин башмачок».
- «Пыльцеголовник красный».
- «Зубр».
-«Русская выхухоль» и другие.
- Квест – путешествие «Красная книга Брянского леса».
- Оформление родительских уголков на экологические темы:
- «Значение природы в жизни людей».
- «Как прививать детям любовь к природе?».
- «Влияние окружающей природы на развитие детей».
- Оформление альбома «Правила поведения в природе».
- Консультация для родителей
«Учите детей любить природу».
- Беседа «Десять способов привить ребёнку любовь к природе».
- Родительское собрание «Воспитание детей через природу».
- Квест – игра для родителей «Мы природе не враги, ты природу береги».
- Принятие участия в областном конкурсе творческих работ «Заповедная Россия».
- Экологическая сказка «Разве озеро свалка?»
- Экологическая квест – игра «Оживи лес».
- Выставка рисунков «Природа родного края».
- Создание макета «Брянский лес».
- Издание книжки-малышки «Моё любимое дикое животное»,
«Растение Брянского леса».
- Интерактивная квест – прогулка «Лесное царство».