Токбаева Дана Муаедовна
Проект в подготовительной группе «Богатырское прошлое нартов»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : Приобщение к истокам народной культуры, развитие толерантности и
позновательно-речевой сферы детей через ознакокомление с эпосом
Приобщение к истокам народной культуры, развитие толерантности и
позновательно-речевой сферы детей через ознакомление с народными сказками нартского эпоса.
Образовательные:
1. Учить различать литературные жанры, понимать произведения и правильно оценивать поступки героев.
2. Развивать у детей культуру речи через знакомство с национальной литературой.
Публикация «Проект в подготовительной группе „Богатырское прошлое нартов“» размещена в разделах
3. Формирование и развитие у детей дошкольного возраста первоначальных умении и навыков владения родным языком в устной форме через художественную литературу, фольклор.
Развивающие:
1. Развивать художественный вкус, познавательные интересы.
2. Обогащать ребенка духовно.
3. Развивать речь детей через народный фольклор.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к родному языку, используя правила адыгского этикета, воспитывать у детей положительное отношение к труду, дружбе между детьми разных национальностей, уважать старших,
2. Воспитывать моральные качества личности детей.
3. Воспитывать патриотические чувства подвигами богатырей и стремление им подражать.
Возраст детей: 6 – 7 лет. Подготовительная группа
Продолжительность проекта : Кратковременный 1 месяц.
Знают и называют по имени нартских богатырей.
Развиты патриотические чувства.
Знают поговорки и пословицы о богатырях.
Хорошо разговаривают на родном кабардинском языке.
Развиты нравственные качества.
Проявляют уважение к старшим.
Участники проекта :
• Преподаватель кабардинского языка,
• воспитатели,
• дети подготовительной группы,
• их родители.
Актуальность темы
Сказания о нартах отличается художественным совершенством и своеобразием изобразительных средств, что немаловажно для развития у детей родного языка. Устойчивая черта адыгского эпоса - это сочетание стихов и прозы. В стихотворно-песенных текстах описываются главным образом героические действия богатырей и моменты борьбы с противником. Положительным героям адыгской волшебной сказки и их помощникам, олицетворяющим доброе начало, противостоят носители зла.
Магическими свойствами обладают в первую очередь наиболее древние образы нартских богатырей, важнейшее место среди которых принадлежит центральному герою эпоса - нарту Сосоруко. Подобными качествами наделены такие герои адыгских сказаний, Патерез, Ашамез, Шабатыныко и так далее.
Шабатыныко - рыцарь без страха и упрека на первом плане у него выполнение долга, верность слову.
Патерез - отважный наездник, богатырь, обладающий большой физической силой, а так же высокими нравственными качествами. Ему принадлежат огромные заслуги перед нартским обществом. В народном эпосе память о героях - хранится в виде малых фольклорных жанров: пословицах, попевках. Дети разного возраста проявляют интерес не только былинному эпосу, но к народным играм.
В народных играх дети на собственном опыте убеждаются в необходимости по-честному и по-доброму ладить с товарищами, стремится к соблюдению правил играть честно, не обманывать товарищей.
В процессе бесед, чтение художественной и познавательной литературы у детей развиваются патриотические чувства. Восхищение подвигами богатырей вызывает стремление им подражать. Как правило, они посвящены историческим датам, людям, прославившим страну, т. е. аналогично нашему проекту способствует пробуждению патриотических чувств у молодого поколения.
Можно ли стать сильным и крепким как «Нарт» если хорошо знать сказания, научиться подражать поступкам нартских богатырей
Если подражать поступкам богатырей, то можно стать сильным, справедливым, смелым, научиться приносит пользу людям.
Принципы организации работы по проекту :
- учет возрастных особенностей детей при отборе содержания работы;
- обеспечение эмоционально – психологического комфорта детей, через организацию практически и познавательно значимой для них деятельности по проекту; личностно – ориентированного взаимодействия;
- обеспечение логической последовательности в решении поставленных проблем через комплексный, интегрированный, развивающий и воспитывающий характер деятельности.
Этапы работы по проекту
Этапы Время проведения Содержание деятельности Задачи на каждом этапе
Подготовительный I неделя 1. Изучение преподавателем методической литературы, получение консультации у специалистов.
2. Введение игровой проблемной ситуации для создания мотивации детей к проектной деятельности.
3. Проведение бесед с родителями по подбору видеотеки. Изучение и выявление потребностей, сбор необходимых материалов в соответствии с их потребностями, формирование проблемы проекта (совместно с детьми и родителями).
Основной II – III неделя Реализация намеченных по перспективному плану видов деятельности по решению проблемы проекта. Помочь детям через освоение позиции субъекта в речевых, познавательных играх, изобразительной деятельности выразить свое эмоциональное отношение к героям, освоить нравственные уроки нартского эпоса. Получить удовольствие от познаний нартских сказаний
Заключительный IV неделя Подготовка и проведение презентации проекта. Открытое занятие. Дать детям возможность проявить свое отношение к негативным поступкам сказочных героев, помочь персонажам, попавшим в трудное положение, решить проблемы. Закрепить представления о положительных образцах поведения человека, о том, что добро всегда должно побеждать зло.
Перспективный план реализации проекта
Время Содержание деятельности Задачи на данном этапе
I неделя 1. Введение в проблему.
2. Выдвижение гипотезы.
3. Чтение сказания о Сосуруко.
4. Беседа о нартских богатырях. Познакомить детей с нартскими богатырями через художественную литературу и фольклор.
II неделя 1. Заучивание пословиц и поговорок о нартах.
2. Слушание сказаний о нарте Бадыноко и Ашемезе. Воспитывать любовь к родному языку, используя пословицы, поговорки и сказания о нартах.
III неделя 1. Закрепление знания поговорок и пословиц.
2. Оформление уголка нартского эпоса в кабинете кабардинского языка.
3. Слушание героических песен и сказок о подвигах нартских богатырей на магнитофоне.
4. П/игра «Сосуруко къызэ рихьыжар».
5. Сюжетная лепка «Сосуруко борется с Ем….» Продолжить знакомство с народным фольклором. Воспитывать интерес к фольклорным произведениям, народным играм.
IV неделя 1. Открытое занятие «Нарты».
2. Оформление уголка «Нартский эпос».
3. Презентация проекта. Формировать и развивать у детей дошкольного возраста первоначальные умения и навыки, владение родным языком.
Продукт проектной деятельности
открытое занятие
оформление уголка «Нартский эпос»
презентация проекта.