Инна Викторовна Гаин
Проект «Богатыри земли русской. Былины»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: информационный, практико – познавательный, групповой.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Актуальность проекта
Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Публикация «Проект „Богатыри земли русской, Былины“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Цель проекта: развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.
Задачи:
• формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях;
• оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче, Святогоре;
• развивать детское творчество в продуктивных видах деятельности;
• познакомить с произведениями живописи русских художников: В. М. Васнецова, К. Н. Васильева;
• вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях;
• обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны;
• воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
• привлечь семьи воспитанников к воспитательно-образовательному процессу ДОУ.
Охватываемые образовательные области:
• физическое развитие
• социально - коммуникативное развитие
• познавательное развитие
• художественно - эстетическое развитие
• речевое развитие
Предполагаемый результат:
• оформление выставки детских рисунков «Богатыри земли русской»;
• викторина «Не перевелись богатыри на земле русской»;
• детские рассказы о былинных богатырях;
• альбомы детских работ на темы: «Кони богатырские», «Змей Горыныч», «Шлемы богатыря», «Щиты богатыря»;
• спортивное развлечение «Богатыри земли русской».
Этапы реализации проекта:
• подготовительный: формирование проблемы, выбор темы, формулирование цели и задач проекта, изучение литературы по теме проекта, изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, анализ предметной среды группы.
• планирование: «Модель трёх вопросов»:
Что вы знаете о былинных богатырях?
- Были богатыри.
- Они воевали с врагами
Что бы вы хотели узнать?
- Подвиги русских богатырей?
- В какое время они жили?
- С кем они сражались?
- Кого защищали?
- Какое оружие у них было?
- Как стать богатырем?
- Как называлась одежда и доспехи русских богатырей?
- Чем отличаются богатыри от военнослужащих?
Где мы можем узнать ответы на наши вопросы?
- Обсуждение вариантов поиска информации (спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочитать в энциклопедии и других книгах, посмотреть по телевизору, посмотреть в интернете).
• практический: этап реализации проекта (организация образовательной и самостоятельной деятельности детей).
• итоговый: завершение проекта: итоговые мероприятия: выставка детских работ, викторина «Не перевелись богатыри на земле русской», спортивное развлечение «Богатыри земли русской».
Формы работы:
• Беседы
• Чтение и прослушивание литературных произведений
• Игры
• Соревновательная деятельность
• Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями.
• Применение ИКТ во всех видах деятельности
Работа с родителями:
• Консультация для родителей «Былины»;
• Совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре: изготовление доспехов и оружия;
• Поиск информации вместе с детьми, в том числе и Интернете;
• Изготовление богатырского костюма на куклу.
План реализации проекта:
Чтение русских былин и сказок:
«Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей»,
«Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка»,
«Про прекрасную Василису Микулишну» и др.
Цель: Познакомить с литературными произведениями и устным народным творчеством, связанными с темой проекта; приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
Дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали родную землю от врагов).
Рассматривание репродукций картин:
В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Побоище», «Баян».
К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту»,
И. Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»
Цель: Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.
Познакомить с героями былин, их подвигами; дать представление об оружии, о снаряжении и их использовании.
Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта.
Учить детей рассуждать и высказывать свое мнение.
Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.
Слушание фрагментов произведений:
А. Бородин «Богатырская симфония»,
М. П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов;
песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»
Цель: Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве со старинными народными инструментами, познакомить детей с народными героическими песнями и произведениями русских композиторов по данной теме.
Беседы:
«Как наши предки защищали Русь от врагов», «Былинные богатыри - славные защитники родной земли», «Богатырские доспехи», «Оружие богатырей», «Подвиги русских богатырей».
Цель: Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.
Дидактические игры:
• «IV лишний»
• «Что нужно богатырю»
• «Угадай, о ком говорю»
• «Узнай по описанию»
• «Было, не было»
Цель: Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги, названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук). Воспитывать интерес к истории России.
Художественное творчество:
Рисование:
• «Богатыри земли русской»
• «Змей Горыныч»
• Раскраски по теме
Лепка:
• «Богатырский конь»
• «Змей Горыныч»
Аппликация:
• «Сторожевая башня»
• «Портрет богатыря»
Конструирование:
• «Старинный город»
• «Крепость»
Цель: Учить рисовать русского богатыря в доспехах.
Продолжать учить детей передавать несложные движения человек.
Учить изображать характерные особенности костюма – шлем, кольчуга.
Продолжать развивать продуктивную деятельность детей.
Активизировать детей на работу по созданию мини-музея (работы по рисованию, аппликации, лепке).
Оформление «Мини-Музея»:
•Одежда богатырей, щиты, мечи, шлемы;
• панно «Русские богатыри»;
•рисунки детей, аппликации.
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Итоговое мероприятие: выставка детских работ, викторина «Не перевелись богатыри на земле русской», спортивное развлечение «Богатыри земли русской».