Ольга Долгих
Проект «Безопасность детей через ознакомление с правилами дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
"Безопасность детей через ознакомление с правилами дорожного движения"
Автор:
Долгих Ольга Александровна, воспитатель
г. Майкоп
Актуальность: Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится все актуальнее. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное не знание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Публикация «Проект „Безопасность детей через ознакомление с правилами дорожного движения“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты
- Темочки
С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения: ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Поэтому, изучение Правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями была организована проектная деятельность по теме: «Безопасность детей через ознакомление с правилами дорожного движения».
Во многом безопасность пешеходов зависит от соблюдения ими правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры по ПДД.
Вид проекта: долгосрочный, практико - ориентированный, групповой.
Цель: создание условий, направленных на усвоение и закрепление знаний детей о правилах дорожного движения.
Задачи:
1. Обобщать, расширять и систематизировать знания детей о правилах дорожного движения.
2. Прививать детям практические навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги.
3. Создать предметно-развивающую среду (игры, пособия, наглядный материал) по данному направлению.
4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
5. Оптимизировать работу с родителями детей по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
Участники проекта:
• воспитанники
• воспитатель
• родители воспитанников;
• специалисты: Государственный инспектор, и работники ДОУ № 22.
Этапы реализации проект
Подготовительный этап:
• подбор материала по Правилам дорожного движения;
• рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях;
• просмотр видеоматериала;
• знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», «Продуктовая машина», О. Бедарев «Если бы…», Н. Носов «Автомобиль», В. Головко «Правила движения» и т. д. ;
• изготовление дидактических игр по ПДД;
• использование игр: «Подумай – отгадай», «Красный – зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери машину», «Угадай-ка», «Отгадай-ка», «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» и т. д.
Основной этап работы:
• проведение занятий по правилам дорожного движения;
• обыгрывание дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр по ПДД;
• решение игровых ситуаций.
Заключительный этап:
• посвящение в пешеходы;
• создание презентации «Из опыта работы».
Основные направления работы с детьми:
• определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице;
• организованные формы обучения на занятиях;
• занятия в кружке «Светофорик»;
• совместная деятельность взрослого и ребенка;
• самостоятельная деятельность ребенка;
• экскурсии и наблюдения;
• игра;
• досуги и развлечения.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы:
• анкетирование;
• памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
• консультационный материал “Дошкольник и дорога”;
• папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения как детьми, так и взрослыми;
• родительские собрания (“Ребенок и дорога”, “Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов”);
• встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);
• конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок “Дорожного движения” в групповом помещении.
2. Наглядный материал:
• транспорт различного функционального назначения;
• настольно-печатные игры;
• дидактические игры по ПДД;
• плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
• видеоматериалы по ПДД;
• атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
• дорожные знаки;
• макет по ПДД.
3. Методический инструментарий.
Все это позволяет комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
Роль родителей в реализации проекта:
• сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления уголка ПДД в группе;
• консультации «Родителям – о безопасности дородного движения», «Три «закона» безопасности пешехода на дороге»;
• создание в группе «Уголка безопасности»;
• изготовление реквизитов для проведения сюжетно-ролевых по ПДД.
Ожидаемый результат:
• расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
• сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
• умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их;
• повышение активности родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения.
В результате работы над проектом мы предполагаем решение всех поставленных задач.
Перспективный план работы по проекту в средней группе
Сентябрь
Занятия
«Наш друг - светофор»
Цель: закреплять знания о светофоре и назначении его цветов. Продолжать работу по ознакомлению детей правилам поведения на проезжей части и на тротуаре.
Лепка «Разноцветный светофорчик»
Цель: развивать воображение, творчество. Закреплять приёмы лепки, умение аккуратно использовать материал.
«Улица»
Цель: закрепить понятия «улица», «дорога», «транспорт»; познакомить с понятиями «пешеход», «перекрёсток».
Рисование «Машины на дорогах»
Цель: закреплять умение пользоваться трафаретом, аккуратно закрашивать цветными карандашами или цветными восковыми мелками.
Наблюдение за работой машины, которая привозит хлеб в детский сад.
Цель: знакомство с разными видами транспорта, их особенностями. Формировать знание о труде водителя.
Конструирование из кубиков и кирпичиков «Машины на нашей улице»
Цель: дать представление о разных видах транспорта, о том, что их строение зависит от функционального назначения. Упражнять в анализе конструкций в планировании деятельности. Развивать конструкторские навыки.
Целевая прогулка
Прогулка к близлежащей улице
Цель: закрепить знания о транспорте, дорожных знаках, светофоре.
Беседа
«Безопасная улица»
Цель: закрепить правила перехода улицы при двустороннем движении, назначение дорожных знаков «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», о назначении светофора.
Дидактические игры
«Это я, это я – это все мои друзья»
Цель: закрепить правила поведения на улице и в транспорте.
«Светофор и пешеходы»
Цель: закрепить знания цветов светофора, умение правильно реагировать на сигналы.
Сюжетно-ролевые игры
«Я - шофёр»
Цель: формировать знания о труде водителя. Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, обогащать словарь, развивать речь.
Чтение художественной литературы
В. Кожевникова «Светофор»
Н. Носов «Автомобиль»
Двигательная активность
Подвижная игра «Цветные автомобили»
Цель: развивать двигательную активность детей, внимание, ловкость, уважительное отношение к другим детям.
Работа с родителями
Консультация: «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения»
Октябрь
Зантяия
«Путешествие по городу»
Цель: закреплять знания о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, троллейбусе, маршрутном такси; закреплять правила поведения в общественном транспорте.
Конструирование из бумаги «Автобус»
Цель: развивать навык складывания листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Развивать глазомер, художественный вкус. Учить срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими.
«Помощники на дороге»
Цель: закреплять знания о работе светофора. Расширять представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!».
Конструирование «Гараж для своей машины»
Цель: упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями, развивать конструкторские навыки, фантазию, умение самостоятельно выполнять последовательность действий.
Рисование «зебры» (пешеходного перехода)
Цель: расширять представление о назначении дорожного знака «Пешеходный переход».
Беседы
«Мчатся по улице автомобили»
Цель: закрепить знания о видах общественного транспорта, расширить представление о правилах поведения в нём. Дать представление о таком специальном транспорте как экскаватор, подъёмный кран, бульдозер, бетономешалка.
Чтение художественной литературы
Рассказ И. Серякова «Улица, где все спешат»
С. Михалков «Светофор»
Дидактичекие игры
Дидактическая игра «Транспорт»
Цель: продолжать работу по расширению представлений о
различных видах транспорта.
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы и водители»
Цель: продолжать работу по формированию знаний о поведении пешеходов на дороге. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.
Игровая ситуация
«Улица» - дорожное движение с четырёхсторонним перекрёстком и светофором.
Двигательная активность
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Цель: развивать двигательную активность детей, умение слушать ведущего.
Другие формы работы
Просмотр видеофильма «Загадки улицы»
Работа с родителями
Рекомендации:
* При переходе проезжей части обращайте внимание детей на стоящий транспорт и скрытую опасность
* Держите ребёнка за руку
Ноябрь
Занятия
Ситуация общения «Кто самый грамотный пешеход»
Цель: продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге.
Аппликация «Грузовичок»
Цель: учить создавать знакомые предметы, срезая углы у прямоугольника и квадрата, закрепить знание геометрических фигур.
Ситуация общения «Что такое перекрёсток»
Цель: дать представление о том, что место пересечения улиц называется перекрёстком. Знакомить с особенностями движения транспорта на перекрёстке.
Чтение стихов про перекрёсток
Цель: закреплять знание детей о перекрёстке, развивать речь, интерес к художественной литературе.
Конструирование «Дорога для машин»
Цель: закрепить умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их.
Беседы
«Правила пешехода»
Цель: расширять знания о правилах пешехода на дороге, тротуаре, закрепить знания о понятиях «островок безопасности», «переход». Познакомить с запрещающими знаками: «Пешеходное движение запрещено» «Велосипедное движение запрещено»
Дидактические игры
Дидактическая игра «Правила поведения»
Цель: продолжать работу по обучению правилам поведения пешеходов на дороге и тротуаре.
Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра «Автобус»
Цель: формировать знания о труде водителя. Расширять представления о правилах поведения в общественном транспорте.
Другие формы работы
Просмотр видеофильма «Новые приключения Хрюши и его друзей»
Чтение художественной литературы
Б. Житков «Светофор».
А. Северный «Три чудесных цвета»
Двигательная активность
П/игра «Светофор»
Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу светофора.
Работа с родителями
Консультация: «Родителям дошкольников о правилах дорожного движения»
Рекомендации:
* При ходьбе по тротуару учите ребёнка идти спокойно, рядом со взрослым, с противоположной стороны от проезжей части дороги стороны
Декабрь
Занятия
«Бегут машины в ряд»
Цель:познакомить детей с 2-х сторонним и односторонним движением. Познакомить с некоторыми дорожными знаками. Закрепить у детей названия городского транспорта (автобус, троллей-бус, легковой автомобиль).
«Бульвар дорожных знаков»
Цель: продолжить знакомить детей с дорожными знаками, с их назначением. Учить запоминать знаки.
«Торопыжка, не спеши»
Цель: познакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, дать понятия: пешеход, наземный, подземный переход, проезжая часть, тротуар. Учить детей обращать внимание на дорожные знаки. Учить правильно вести себя на улице.
«Светик - трёхцветик»
Цель: закрепить имеющиеся представления о светофоре, его назначении и принципе действия. Развивать интерес к ПДД. Познакомить детей с работой регулировщика на улице.
Опасные участки на пешеходной дороге
Цель: совершенствовать знания и умения по основам безопасного поведения в дорожных условиях. Познакомить с опасными участками на пешеходной дорожке, развивать внимание, мышление, формировать навыки поведения на дорогах.
Сюжетно-ролевые игры
«Улица»
Цель: повторить знания о движении транспорта и пешеходов, значении светофора.
Чтение художественной литературы
Чтение стихов о светофоре и о дорожных знаках.
Цель: закреплять умение ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения в различных практических ситуациях.
М. Пляцковский «Светофор»
Другие формы работы
Просмотр видеофильма «Загадки светофора»
Работа с родителями
Рекомендации:
* Учите детей уступать места пожилым, женщинам, девочкам в общественном транспорте.
* Приучайте вести себя в транспорте спокойно, не ходить по салону без надобности, соблюдать чистоту.
Январь
Занятия
Рисование «Знаки дорожного движения»
Цель: упражнять в рисовании разными изобразительными материалами, передавая форму и содержание знаков; закрепить знание знаков дорожного движения
Беседа
«Как правильно себя вести на дороге»
Цель: продолжать работу по расширению представлений о различных видах транспорта и особенностях их передвижения.
«Как надо вести себя в транспорте»
Цель: расширить представления о правилах поведения в общественном транспорте.
Дидактические игры
«Собери светофор»
Цель: закрепить знания о цветах светофора их значении, развивать дух соревнования
Сюжетно-ролевые игры
«Я - шофер»
Цель: формировать знания о труде водителя.
Чтение художественной литературы
А. Усачев «Дорожная песня».
Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…»
Другие формы работы
Просмотр видеофильма «Козёл и осёл»
Двигательная активность
Подвижная игра «Автомобили»
Цель: закрепить правила дорожного движения, умение действовать по сигналу.
Февраль
Занятия
Рисование: «Дорога и тротуар»
Цель: расширять знания о названии дорожных знаков.
Беседа: «Что такое перекресток»
Цель: знакомить с перекрестком.
Конструирование»: «Моя родная улица»
Цель: формировать представления о безопасном пути от дома к детскому саду.
Беседа
«Как я иду в детский сад»
Цель: учить ориентироваться на макете микрорайона.
«Как правильно кататься на велосипеде»
Цель: закрепить правила катания на велосипеде.
Дидактические игры
«Дорожные знаки»
Цель: расширить знания о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход» и «Осторожно, дети!».
Двигательная активность
Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»
Цель: учить действовать по сигналу, развивать двигательную активность
Сюжетно-ролевые игры
«Улица»
Цель: предложить объединить с играми «Семья», «Детский сад», «Магазин».
Игровая ситуация
«Кто самый лучший пешеход»
Цель: учить использовать свои знания правил дорожного движения на практике.
Игровая ситуация: «Правильно – не правильно» (иллюстрации)
Цель: продолжать работу по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения на улицах города.
Чтение художественной литературы
С. Маршак «Скверная история»
Я. Пишумов «Постовой», «Продуктовая машина»
Работа с родителями
Рекомендации:
* При выезде с детьми за пределы города обратите внимание на знаки дорожного движения (форму, цвет, назначение)
Март
Занятия
«Веселый жезл»
Цель: обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.
Досуг «Знакомство с правилами дорожного движения»
Цель: закреплять знания детей о правилах дорожного движения; систематизировать знания детей о различных видах транспорта; воспитывать культуру поведения на улице.
Рассматривание и рисование дорожных знаков
Цель: закрепить знания о дорожных знаках, умение их изображать на листе бумаги.
Беседа
Решение проблемных ситуаций с использованием иллюстраций.
Цель: закреплять знания детей о ПДД.
Дидактическая игра
«Путешествие на машинах»
Цель: совершенствовать умения пользовать правилами дорожного движения в различных практических ситуациях.
«Угадай транспорт»
Цель: закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Игровая ситуация
«В автобус вошла бабушка»
Цель: закрепить правила поведения в транспорте
Чтение художественной литературы
А. Усачев «Футбольный мяч»
О. Бедарев «Если бы…»
Работа с родителями
Рекомендации:
* Учите детей переходить проезжую часть улицы по дорожному знаку «Пешеходный переход», по «зебре»
* Приучайте детей переходить проезжую часть спокойно, по прямой, не бежать
Апрель
Занятия
«Научим Незнайку правилам»
Цель: сформировать у детей представление о правилах поведения в общественном транспорте.
Рассматривание картины Чернякова В. «Машинист»
Цель: познакомить детей с профессией машинист.
«Безопасный город»
Цель: представление о том, как важно правильно ходить и ездить дать по городу; закреплять знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения.
Решение проблемных ситуаций на макете города.
Цель: развивать логическое мышление, закреплять знания о правилах дорожного движения.
«Путешествие в страну Дорожной Азбуки»
Цель: уточнение знаний детей о правилах дорожного движения.
«Безопасный город»
Цель: дать представление о том, как важно правильно ходить и ездить по городу; закреплять знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения.
Целевая прогулка
К проезжей части улицы: показать, как тормозят машины в дождливую погоду и как это опасно для пешеходов
Беседа
Беседа о значении красного, зеленого, желтого цветов светофора для пешеходов
Цель: уточнить знания детей о светофоре.
Чтение художественной литературы
Д. Денисова «Как перейти улицу»
В. Головко «Правила движения»
Заучивание
Т. Шорыгина «Светофор»
Работа с родителями
Рекомендации:
* Продумайте и найдите наиболее безопасный путь от дома до детского сада
Май
Занятия
Рассматривание картины Чернякова В. «Машинист»
Цель: познакомить детей с профессией машинист.
«Поезда»
Цель: формировать умение складывать изображение из деталей конструктора, мозаики, комбинируя различные фигуры, изменяя их положение на плоскости стола.
Решение проблемных ситуаций с использованием иллюстраций
«Светофор»
Цель: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах; уточнить знания о видах светофора (транспортные, пешеходные).
Игровые ситуации:
«Знаю ли я правила дорожного движения»
Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения в игровых ситуациях на транспортной площадке.
«Пешеход на дороге»
Цель: закреплять умение ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения в различных практических ситуациях.
Дидактическая игра
«Дорожные знаки»
Цель: закрепить знания о дорожных знаках.
Двигательная активность
Езда на самокате
Цель: учить детей отталкиваться правой и левой ногой
Чтение художественной литературы
Н. Носов «Автомобиль»
Другие формы работы
Рассказ «История появления светофора»
Цель: познакомить с появлением светофора, закрепить знания о необходимости светофора для жизни людей, развивать интерес к прошлому предметов
Развлечение «Красный, желтый, зеленый»
Цель: закреплять правила поведения на дороге.
Работа с родителями
Тестовые задания для родителей
Литература:
1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В. Н. Кирьянова – М. : Издательский Дом Третий Рим, 2005.
2. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М. : ТЦ Сфера, 2002.
3. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Т. А. Панина, С. А. Уклонская; Составитель Т. Ф. Саулина. – М. : Просвещение, 1989.
4. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
5. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2005.
6. Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М. : Просвещение, 2001.
7. Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях. – Толстикова О. В., Гатченко Т. Г. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО».2011г. – 75 с.
8. Богуславекая З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславекая, Е. О. Смирнова. М. : Просвещение, 2003.
9. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 2001.
10. Дети и дорога: метод. комплект для воспитателей детских садов. - М., 1999.
11. Добрушин, А. Д. Как беречь детей / А. Д. Добрунин. Таллин: Валгус, 2001.
12. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М. : Детская литература, 2002.
13. Душнов, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. - М. : ДОСААФ, 2002.
14. Ерофеева, Т. И Математика для дошкольников: кн. для воспитателя детского сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М. : Просвещение, 2002.
15. Елжова Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий/ Н. В. Елжова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 173с. – (сердце отдаю детям) .
16. Кирилова, О. С. Красный - стой, зеленый - можно. Желтый светит - осторожно: для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С. Кирилова, Б. П. Гучков. - Волгоград: Семь ветров, 2005.
17. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. - М. : Просвещение, 2007.
18. Правила дорожного движения: обучение дошкольников / авт. -сост Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: учитель, 2011.-219с.
19. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с. : цв. вкл.
20. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. – 3-е изд., допол. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 64с.
21. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М. «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 80с.