Алеся Самохина
Познавательно-исследовательский проект «Безопасное лето»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
1. Общие сведения:
1.1. Тема проекта : «Безопасное лето»
1.2 Тип проекта : Познавательно-исследовательский, коллективный, долгосрочный.
1. 3 Авторы: Самохина А. Н.
Актуальность проекта :
Вот и наступило долгожданное лето! Дети все больше времени проводят на улице, на даче с родителями, выезжают на отдых в лес и на водоемы.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Безопасное лето“» размещена в разделах
- Безопасное лето для детей
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Лето
- Лето. Проекты летние
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Лето характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.
Предупреждение детского травматизма – одна из самых актуальных проблем нашего времени. За жизнь и здоровье детей отвечают взрослые, и в первую очередь именно родители должны создать безопасные условия жизнедеятельности детей в летний период, сформировать у них навыки безопасного поведения и умения предвидеть последствия опасных ситуаций.
Главное, что должны помнить родители – ни при каких обстоятельствах не оставлять ребенка без присмотра. Защитить себя и своих детей от многих проблем, которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.
Многие меры по обеспечению безопасности детей, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.
Необходимо выделить некоторые правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Безопасность поведения на воде
Главное условие безопасности – купаться в сопровождении кого-то из взрослых. Необходимо объяснить ребенку, почему не следует купаться в незнакомом месте, особенно там, где нет других отдыхающих. Дно водоема может таить немало опасностей: затопленная коряга, острые осколки, холодные ключи и глубокие ямы.
Прежде чем заходить в воду, нужно понаблюдать, как она выглядит. Если цвет и запах воды не такие, как обычно, лучше воздержаться от купания.
Безопасное поведение в лесу
Прогулка в лес – это очень хороший отдых, который
укрепляет здоровье, знакомит ребенка с родной природой. Но есть некоторые правила, с которыми взрослые должны обязательно ознакомить ребенка, так как лес может таить в себе опасность. Расскажите ребенку о ядовитых грибах и растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах. Объясните, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды травинки). Для закрепления знаний полезно использовать настольные игры-классификации, соответствующий наглядный материал, а в летний сезон во время прогулки в лес показать ядовитые растения и грибы «в живую». Необходимо развивать у детей потребность в общении с родителями, умение побороть застенчивость во время обращения к взрослым при появлении симптомов отравления.
Напоминайте ребенку, что ему ни в коем случае нельзя ходить по лесу одному, нужно держаться всегда рядом с родителями. Но что делать, если он чем-то увлекся и не заметил, как заблудился? Объясните ребенку, что не нужно поддаваться панике и бежать, куда глаза глядят. Как только потерял родителей, следует кричать громче, чтобы можно было найти друг друга по голосу, и оставаться на месте. Малыш должен твердо знать, что его обязательно будут искать.
Опасная высота
Следует помнить, что именно на взрослых природой возложена миссия защиты своего ребенка. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм. Особую опасность представляют открытые окна и балконы. Малыши не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон, играть там, в подвижные игры, прыгать. Есть определенная категория детей, которые боятся высоты, но есть дети, у которых инстинкт самосохранения как бы притуплен, и они способны на некоторые необдуманные поступки. Для ребенка постарше должно быть абсолютным законом, что выглядывая в окно или с балкона. Нельзя подставлять под ноги стул или иное приспособление. Очень важно, чтобы ребенок осознавал возможные последствия своего поведения и в этом ему можете помочь вы, родители.
Открытые окна
Несмотря на то, что тема безопасности окон не раз поднималась в прессе, на телевидении, на интернет-площадках и в разговорах многие родители считают, что с их ребенком такого просто не может случиться. Твердая уверенность, что для защиты ребенка достаточно строгого запрета, принесла немало горя. Однако именно запреты продолжают быть одним из самых распространенных способов «защиты» малыша. А между тем, в городские больницы каждое лето доставляются десятки детей, упавших из окна, чей возраст варьируется от полутора до десяти лет. То есть, большая часть пострадавших детей понимает опасность, которая им грозит, но все равно нарушают родительские запреты. Поскольку на сознательность ребенка рассчитывать не стоит, родителям необходимо предпринять дополнительные шаги для детской безопасности.
Безопасность при общении с животными
Детям нужно прививать не только любовь к животным, но и уважение к их способу жизни. Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя допускать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Нельзя подходить к незнакомым собакам, беспокоить их во время сна, еды, ухода за щенками, отбирать то, во что играют собаки. Напоминайте детям, что и от кошек, и от собак передаются людям болезни – лишаи, чесотка, бешенство. После того, как погладил животное, обязательно нужно вымыть руки с мылом.
Если укусила собака или кошка, сразу же нужно сказать об этом родителям,
чтобы они немедленно отвели к врачу.
Также, детям необходимо дать знания о насекомых, и напоминать им о том, что даже полезные насекомые (пчелы, муравьи) могут причинить вред.
Перегрев (тепловой удар, солнечный удар, солнечные ожоги.
Еще одна опасность лета кроется в его главных плюсах: тепле и обилии солнца. В результате, именно летом часто случаются тепловые и солнечные удары, а так же солнечные ожоги. Тепловой удар - самый, пожалуй, коварный. В отличие от солнечного, он может случиться и в пасмурную, но жаркую погоду. Симптомы могут варьироваться от сильной головной боли и тошноты до слабости и сонливости, очень часто его принимают за начало какого-либо простудного заболевания или отравления.
Чтобы предотвратить тепловой удар, прежде всего, старайтесь в жаркую погоду избегать душных и жарких помещений, общественного транспорта. Самое жаркое время дня лучше провести дома, а гулять утром и вечером. Одевайте ребенка в легкую, светлую хлопчатобумажную одежду. Давайте как можно больше жидкости, отдавайте предпочтение жидкой пище. Всегда держите наготове бутылку с водой. При малейших признаках недомогания или жалобах на духоту - дайте ребенку напиться. Избегайте сладких напитков (газированной воды, соков и т. д.) - они не утоляют жажду должным образом.
Солнечный удар случается реже, только в яркую солнечную погоду. Но последствия его опаснее. Если тепловой удар является просто последствием перегрева, то солнечный удар — это нарушение работы центральной нервной системы из-за перегрева головы. Симптомы его более четкие и понятные, чем у теплового: общая слабость, головная боль, повышенная температура, тошнота, учащенный пульс, в отдельных случаях носовое кровотечение и обмороки.
йПредотвратить солнечный удар достаточно просто. Избегайте прогулок в самое жаркое и солнечное время суток (с 11 до 15 часов). Следите, чтобы в жаркую солнечную погоду ребенок всегда находился на улице только в головном уборе. Одевайте ребенка строго по погоде, избегайте синтетических тканей. Позаботьтесь, чтобы ребенок получал достаточно несладкого питья.
Если ребенок все-таки получил солнечный удар, меры первой помощи в этом случае должны быть такие же, как и при тепловом.
Солнечные ожоги. Детская кожа сильнее, чем кожа взрослого, подвержена воздействию солнечных лучей. Поэтому ребенок сильнее подвержен солнечным ожогам.
Чтобы предотвратить солнечный ожог, прежде всего, нужно постараться не подвергать кожу ребенка прямому воздействию солнечных лучей в самое жаркое время дня. Выходя на улицу, одевайте ребенка по погоде. На пляже обязательно пользуйтесь солнцезащитным средством с SPF не менее 20 единиц (для светлокожих детей и детей с чувствительной кожей - не менее 30 единиц). Обновляйте крем каждые 2-3 часа, пока у ребенка не появится собственный ровный загар. Старайтесь следить, чтобы ребенок после купания вытирался сразу, не бегал с мокрой кожей.
Пожарная безопасность
Пожар может возникнуть в любом месте и в любое время. Поэтому к нему надо быть подготовленным. Главное, что нужно запомнить -спички и зажигалки служат для хозяйственных дел, но никак не для игры. Даже маленькая искра может привести к большой беде в любом месте, даже на улице. Закрепляйте с детьми правила пожарной безопасности!
Следите за своим ребенком
Дети, гуляющие вдали от вас или самостоятельно, подвержены риску потеряться или быть украденными. Объясните технику безопасности, когда они одни - правила поведения с незнакомцами. Если вы находитесь в лесу не отпускайте детей далеко от себя, они могут заиграться и заблудиться. Находясь в толпе всегда держите чадо возле себя, не оставляйте маленьких детей под присмотром чужих людей, даже если это «милая тётя». Злоумышленники вполне могут использовать такой образ для похищения.
Для снижения количества несчастных случаев надо ещё в дошкольном возрасте учитывать важность обучению навыкам безопасности. Ведь в дошкольном воспитании мы, взрослые, должны обеспечивать безопасность дошколят. Поэтому целенаправленно была выбрана тема «Безопасное лето». Работа нацелена на разъяснения навыков безопасности самого дошкольника, что приведёт к снижению количества несчастных случаев во время их летнего отдыха.
Цель проекта :
познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни;
формирование у дошкольников представлению о безопасности в летний период : с насекомыми, с огнём, отдыхе под солнцем, на дороге, а также в случаях, когда остаются дома одни;
формировать представление о здоровом образе жизни и правилах безопасности на улице и в группе;
повышение общей культуры родителей в вопросах организации летнего оздоровления детей.
Задачи проекта :
формировать понятие взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей;
знакомить с первоначальными правилами безопасного поведения;
знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды;
формировать у дошкольников ответственное и бережное отношение к природе, сочетая с ознакомлением с опасными растениями; развивать умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы;
формировать у дошкольников представление об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными и о правилах поведения при встрече с ними;
формировать потребность в двигательной активности по укреплению здоровья детей.
Этапы проекта :
1 этап подготовительный (3-16 июня)
Изучение методической литературы;
Составление перспективного планирования летней воспитательно-оздоровительной работы с детьми;
Подборка игр, бесед, наблюдений, стихов, песен, загадок и т. д. в соответствии с возрастом детей;
Создание условий для проведения летней оздоровительной работы в группе и на участках ДОУ.
2 этап основной (17 июня- 25 августа)
Организация педагогической работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста.
3 этап заключительный (26-31 августа)
Коллаж «Краски лета»
Оформление фотоальбома «Безопасное лето»
Выставка подделок и рисунков «Лето без опасностей»
Ожидаемые результаты:
обобщение знаний детей о лете, его признаках;
пополнение словарного запаса;
формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.
освоение детьми основных правил безопасности в соответствие с возрастом.
расширения представлений о правилах безопасного поведения на улице летом.
Продукты реализации проекта :
Коллаж «Краски лета»
Оформление фотоальбома «Безопасное лето»
Выставка подделок и рисунков «Лето без опасностей»
Содержание проекта
Дата реализации Вид деятельности
17.06-30. 06 Работа с родителями:
«Безопасность детей в летний период»
«Лес – богатство нашей Родины»
«Осторожно, насекомые»
Беседа:
«Беседа о солнце»
«Как избежать солнечных ожогов, солнечных и тепловых ударов»
Наблюдения
За растениями цветника
Игровая деятельность
Подвижные игры
«Мы веселые ребята»
«Хитрая лиса»
«Мышеловка»
«Лягушки и цапля»
«Медведь и пчелы»
«Удочка»
«Море волнуется»
«Не попадись»
«Мой веселый звонкий мяч»
«Найди себе пару»
«Карусели»
«Ловишка, бери ленту»
«Третий лишний»
«Поменяйся местами»
«Охотники и утки»
Словесно-дидактические игры
«Назови цветок по описанию»
«Скажи наоборот»
«Летает – не летает»
«Бывает – не бывает»
«Хорошо-плохо»
«Так бывает или нет»
«Затейники»
«Угадай, чей голосок»
«Найди по описанию»
«День-ночь»
«Расскажи без слов»
«Собери цветок из геометрических фигур»
«Укрась цветочный ковёр»
«Посади луговые и садовые цветы»
«Назови лишний цветок»
«Ошибка художника»
Сюжетно-ролевые игры
«Семья на отдыхе»
«Путешествие на юг»
«Лечим кукол и зверей»
Чтение художественной литературы
О. В. Маринечева, Н. В. Ё лкина: «Одуванчик», «Пчёлка на разведках», «Подснежник», «Под кустом» - сказка, «Незабудка», «Первоцветы», «Май – Цветень»
В. Александров «В рощах секретных» - главы из повести «Мой хутор»
Продуктивная деятельность
Нетрадиционное рисование фруктов и овощей с помощью ладони
Коллективная аппликация «Божья коровка на летней поляне»
01.07-14.07
Работа с родителями:
«Гигиена сна»
«Первая помощь при ушибах, ранах, укусах насекомых»
Беседа:
«Что живет и растет у нас под ногами»
«Путешествие в мир насекомых»
Наблюдения
За красотой окружающей природы
Игровая деятельность
Подвижные игры
«Мы веселые ребята»
«Хитрая лиса»
«Мышеловка»
«Лягушки и цапля»
«Медведь и пчелы»
«Удочка»
«Море волнуется»
«Не попадись»
«Мой веселый звонкий мяч»
«Найди себе пару»
«Карусели»
«Ловишка, бери ленту»
«Третий лишний»
«Поменяйся местами»
«Охотники и утки»
Словесно-дидактические игры
«Назови цветок по описанию»
«Скажи наоборот»
«Летает – не летает»
«Бывает – не бывает»
«Хорошо-плохо»
«Так бывает или нет»
«Затейники»
«Угадай, чей голосок»
«Найди по описанию»
«День-ночь»
«Расскажи без слов»
«Собери цветок из геометрических фигур»
«Укрась цветочный ковёр»
«Посади луговые и садовые цветы»
«Назови лишний цветок»
«Ошибка художника»
Сюжетно-ролевые игры
«Семья на отдыхе»
«Путешествие на юг»
«Лечим кукол и зверей»
Чтение художественной литературы
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»
Русская народная сказка «Золотой венок»
Продуктивная деятельность
Аппликация «Вкусное мороженое»
Нетрадиционное рисование «Мой любимый одуванчик»
15.07-28.07
Работа с родителями:
«Закаливание, воздушные и солнечные ванны»
«Болезни грязных рук»
«Ядовитые грибы и растения»
Беседа:
«В природе нет ничего лишнего»
«Куда я летом не пойду, везде цветочек я найду»
Наблюдения
За насекомыми
Игровая деятельность
Подвижные игры
«Мы веселые ребята»
«Хитрая лиса»
«Мышеловка»
«Лягушки и цапля»
«Медведь и пчелы»
«Удочка»
«Море волнуется»
«Не попадись»
«Мой веселый звонкий мяч»
«Найди себе пару»
«Карусели»
«Ловишка, бери ленту»
«Третий лишний»
«Поменяйся местами»
«Охотники и утки»
Словесно-дидактические игры
«Назови цветок по описанию»
«Скажи наоборот»
«Летает – не летает»
«Бывает – не бывает»
«Хорошо-плохо»
«Так бывает или нет»
«Затейники»
«Угадай, чей голосок»
«Найди по описанию»
«День-ночь»
«Расскажи без слов»
«Собери цветок из геометрических фигур»
«Укрась цветочный ковёр»
«Посади луговые и садовые цветы»
«Назови лишний цветок»
«Ошибка художника»
Сюжетно-ролевые игры
«Семья на отдыхе»
«Путешествие на юг»
«Лечим кукол и зверей»
Чтение художественной литературы
А. Майкова «Пейзаж»
Т. Нуждина «Мать-и-мачеха»
Продуктивная деятельность
Коллетивная работа (рисование) «Ясно солнышко»
Коллетивная работа (рисование) «Пчёлы на лугу»
29.07-11.08
Работа с родителями:
«Закаляйся, если хочешь быть здоров»
«Наш друг – светофор»
«Одежда детей летом»
Беседа:
«Опасности вокруг нас»
«Правила дорожные – правила надежные»
Наблюдения
За птицами
Игровая деятельность
Подвижные игры
«Мы веселые ребята»
«Хитрая лиса»
«Мышеловка»
«Лягушки и цапля»
«Медведь и пчелы»
«Удочка»
«Море волнуется»
«Не попадись»
«Мой веселый звонкий мяч»
«Найди себе пару»
«Карусели»
«Ловишка, бери ленту»
«Третий лишний»
«Поменяйся местами»
«Охотники и утки»
«Собери цветок из геометрических фигур»
«Укрась цветочный ковёр»
«Посади луговые и садовые цветы»
«Назови лишний цветок»
«Ошибка художника»
Словесно-дидактические игры
«Назови цветок по описанию»
«Скажи наоборот»
«Летает – не летает»
«Бывает – не бывает»
«Хорошо-плохо»
«Так бывает или нет»
«Затейники»
«Угадай, чей голосок»
«Найди по описанию»
«День-ночь»
«Расскажи без слов»
Сюжетно-ролевые игры
«Семья на отдыхе»
«Путешествие на юг»
«Лечим кукол и зверей»
Чтение художественной литературы
В. Бахревский «Сокровенный цветок»
Алексей Толстой «Иван да Марья»
Продуктивная деятельность
Аппликация «Лесной гриб»
Рисование «Морские жители»
12.08-25.08
Работа с родителями:
«Профилактика кишечных заболеваний»
«О летнем отдыхе с ребенком»
«Витамины летом»
Беседа:
«Лето красное для здоровья время прекрасное»
«С закалкой дружить – никогда не тужить»
«Лекарственные растения»
«Ядовитые грибы и растения: что можно, что нельзя»
Наблюдения
За ветром, дождем, небом, облаками
Игровая деятельность
Подвижные игры
«Мы веселые ребята»
«Хитрая лиса»
«Мышеловка»
«Лягушки и цапля»
«Медведь и пчелы»
«Удочка»
«Море волнуется»
«Не попадись»
«Мой веселый звонкий мяч»
«Найди себе пару»
«Карусели»
«Ловишка, бери ленту»
«Третий лишний»
«Поменяйся местами»
«Охотники и утки»
Словесно-дидактические игры
«Назови цветок по описанию»
«Скажи наоборот»
«Летает – не летает»
«Бывает – не бывает»
«Хорошо-плохо»
«Так бывает или нет»
«Затейники»
«Угадай, чей голосок»
«Найди по описанию»
«День-ночь»
«Расскажи без слов»
«Собери цветок из геометрических фигур»
«Укрась цветочный ковёр»
«Посади луговые и садовые цветы»
«Назови лишний цветок»
«Ошибка художника»
Сюжетно-ролевые игры
«Семья на отдыхе»
«Путешествие на юг»
«Лечим кукол и зверей»
Чтение художественной литературы
Ф. Абрамов «На мартовском солнышке»
А. Шевченко «Весна мастерица»
В. Степанов «Летающий цветок»
Ф. Троицкий «От чего завял цветок»
В. Катаев «Цветик семицветик»
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Продуктивная деятельность
Аппликация «Мой веселый звонкий мяч»
Коллективная работа «Щедрые дары лета»