Светлана Домарева
Проект для старшей группы «Бесценная и всем необходимая вода»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Бесценная и всем необходимая вода»
1 Этап. Подготовительный
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
• подбор художественной литературы по теме;
• подбор энциклопедий, карт, схем;
• составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
• составление картотеки опытов с водой;
• подготовка оборудования для опытов с водой.
3. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
4. Подготовить информацию для родителей по темам:
•
Публикация «Проект для старшей группы „Бесценная и всем необходимая вода“» размещена в разделах
• занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
• почему воду нужно беречь?
• провести презентацию «мир воды».
Участники.
Воспитатели, дети старшей группы ДОУ, родители, специалисты, педагоги специальных предметов, социальные партнёры.
Ведущая область.
Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей.
Развитие речи, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая.
Тип проекта. Познавательно-практический, творческий.
Срок реализации: Долгосрочный (12 месяцев).
Место проведения. Группы ДОО.
Проблема.
Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о необходимых мерах предотвращения загрязнения воды.
Актуальность.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Ухудшению здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди наряду с другими проблемами получают и плохую воду.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Цель.
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу.
Задачи.
1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
2. Расширить представление о разных агрегатных состояниях воды.
3. Активизировать природоведческий словарь ребёнка.
4. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности.
6. Развивать самостоятельность, любознательность детей.
7. Развивать способность планирования своей деятельности для получения желаемого результата и делать выводы на основе практического опыта.
Ожидаемые результаты.
В результате работы над проектом дети расширили свои знания о воде и её состояниях в природе, знают, что вода может быть не только жидкой, но и твёрдой и даже газообразной.
Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы.
Появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками.
Повысился интерес к познанию окружающего мира.
Проведённая работа способствовала саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.
2 Этап.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
1. Чтение художественной литературы о природе: Г. -Х. Андерсен «русалочка», сказка «день рождения Дельфиненка», «сказки и были о морях и океанах», стихи А. С. Пушкина «О море», Н. А. Рыжова «не просто сказки…экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр» и др.
2. Наблюдения за дождём, снегом, ручьями, облаками, лужицами, паром.
3. Рассматривание энциклопедии «жизнь в пресной воде», «водоемы».
4. Беседы на темы:
• Водоемы нашей планеты.
• Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?
• Какие свойства воды ты знаешь?
• Кому нужна вода?
• Что было бы, если бы с земли ушла вода?
5. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
6. Составление кроссвордов, ребусов.
7. Отгадывание загадок.
8. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т. д.).
9. Экскурсии.
10. Просмотр диафильмов о природе.
11. Игры – эксперименты, игры – опыты.
12. Подвижные игры: «караси и щука», «на болоте», «ручеек», «капельки», «море волнуется…».
13. Моделирование «круговорот воды в природе».
14. Составление памятки «правила поведения на воде».
15. Дидактические игры: «отвечай быстро», «четвертый лишний», «да – нет», «кто быстрее соберет», «подскажи словечко», «круги на воде», игры с водой, игры со снегом.
16. Разучивание песен по разным состояниям воды на занятиях по развитию музыкального восприятия.
17. Слушанье музыкальных произведений
А. Гречанинова «Море», А. Вивальди «времена года», П. И. Чайковский «12 картинок времени года»., а так же аудиозаписей со звуками журчания ручья, шума воды и т. д.
Совместная деятельность с родителями:
1. Создание альбома «мир воды».
2. Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о воде.
3. Создание коллажа «круговорот воды в природе»
4. Изготовление книжек – малышек о воде.
Сотрудничество с социальными партнё рами:
1. Выступление художественного театра: сказка «Путешествие капельки».
2. Рассказ медсестры о пользе чистой воды для здоровья.
3. Визит детей дошкольной группы работника станции по очистке воды – круглый стол.
3 Этап. Заключительный этап проекта :
1. Развлечение «Что за чудесница – водица – волшебница».
2. Фотовыставка «Юные исследователи» - по итогам реализации проекта.
Вывод.
Таким образом, в процессе реализации проекта была создана благоприятная среда, позволяющая расширить знания детей о способах бережного отношения к воде.
В результате проделанной работы дети приобрели реальный опыт самостоятельной, совместной познавательной продуктивной творческой деятельностью.
Проект приемлем для реализации в ДОО и даёт возможность для разработки следующих проектов для расширения кругозора детей и обогащения жизненного опыта.
Подведение итогов.
1. Презентация «Мир воды» -отчёт проделанной работы по проектной деятельности «Бесценная и всем необходимая вода» на педагогическом совете ДОО.
2. Методические разработки занятий.
3. Методические рекомендации.
Список используемой литературы.
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией мю: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» : методическое пособие. – Спб. : Детство – пресс, 2011.
3. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / под ред. О, в. Дыбиной. – М. : ТЦ сфера, 2009.
4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : Вако, 2008.
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» : опыты и эксперименты для дошкольников / под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., Испр. – М. : ТЦ сфера, 2011.
6. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: академия развития, 2007.
7. Скоролупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «вода». – М., ООО «Издательство скрипторий», 2005.