Галина Егорычева
Проект «Вода вокруг нас» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание проекта : Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, расширить знания детей о воде как объекте неживой природы, ее значении для жизни человека, роли в окружающем мире.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Публикация «Проект „Вода вокруг нас“ для старшей группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
. Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Объект проекта : Вода в нашей жизни
Формы работы с детьми: Беседы, рассматривание иллюстраций, игровая деятельность, продуктивная деятельность, интегрированные занятия, работа с познавательной литературой, прогулка в двигательной активности, физкультурный досуг, экспериментальная деятельность.
Методические приемы:
• практические: эксперимент;
• наглядные: показ, рассматривание;
• словесные: рассказ, загадка, вопрос.
Средства достижения результатов:
• Уголок экологии и экспериментирования в группе
• Методический инструментарий подборка и составление (картотек дидактических игр, конспектов занятий, сценарии развлечений и т. д.).
• Подборка литературы по теме (энциклопедии, карты, схемы, сказки, стихи, ребусы, поговорки и т. д.).
• Подборка опытов и экспериментов «Опыты с водой»
• Сбор иллюстративного материала
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.
Сроки реализации: краткосрочный (3 недели)
Задачи: - систематизировать знания детей о значении воды в жизни людей
- умножить и расширить представления детей оводе как среде обитания для животных, птиц, растений
- стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность
- развивать любознательность
- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам
- повысить воспитательную компетенцию родителей в экологическом образовании дошкольников
Планируемый результат:
- у детей сформируются представления о воде как источнике
жизни на земле
- дети приобретут экологический опыт поведения в природе
- у детей укрепится интерес к познавательно- исследовательской деятельности, умение устанавливать причинно- следственные связи
-умение разрабатывать алгоритм исследования
- повысится воспитательная компетентность родителей в
экологическом образовании дошкольников.
Предполагаемый результат:
• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
Взаимодействие с родителями:
1. Создание альбома «Мир воды»
2. Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».
3. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
4. Составление описания игр с водой
План реализации проекта.
Подготовительный этап проекта.
1. Изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить предметно-развивающуу среду:
- подбор художественной литературы по теме
-подбор энциклопедий, карт
-составление картотеки опытов с водой
-подготовка оборудования для опытов с водой
- подобрать ребусы, загадки, пословицы о воде
- провести консультацию для родителей «Эксперимент в детском саду»
- познакомить родителей с лэпбуком.
Основной этап проекта.
Таблица 1
Направление деятельности Содержание деятельности
Беседы, рассказы «Для чего нужна вода»
«Берегите воду»
«Морская и пресная вода»
Познавательная деятельность ООД «О чем рассказала капелька?»
ООД «Волга - красавица, Волга - труженица»
ООД «Что мы знаем о воде» (вода - созидатель,
вода – разрушитель)
ООД «Обитатели водоемов»
Художественно-эстетическая деятельность Аппликация «Рыбки в аквариуме»
Рисование плаката «Берегите воду»
Рисование «На морском дне»
Лепка «Обитатели морей и океанов»
Игровая деятельность Подвижные игры:
«Лягушки и цапля»
«Море волнуется»
«Ручеек»
«Караси и щука»
Дидактические игры:
«На воде и под водой»
«Небо. Земля. Вода»
«Разрезные картинки»
«Где в природе живет вода»
«Веселые кроссворды и ребусы»
Чтение художественной литературы Я. Аким «Первый снег»
С. Олегов «Берегите воду»
Б. Заходер «Что случилось с рекой»
Т. Шорыгина «Великан и голубое озеро»
Познавательно- исследовательская деятельность
Таблица 2
Познавательно- исследовательская деятельность Задача Форма деятельности Развивающая среда
1 НЕДЕЛЯ
«Вода не имеет запаха» подвести детей к тому, что вода не имеет запаха. групповая пробирки, наполненные водой.
«Вода не имеет формы»
«Вода не имеет вкуса» подвести детей к пониманию того, что вода
не имеет формы
доказать, что вода не имеет вкуса групповая
групповая различные по форме сосуды
стаканчики, наполненные водой,соль, сахар и т. д.
«Вода не имеет цвета»
подвести детей к пониманию того,что вода не имеет цвета групповая пробирки или емкости, наполненные водой, пищевые красители или краски, мелкие игрушки
«Вода- это жидкость» доказать, что вода имеет текучесть групповая емкости с водой,пустые стаканчики, твердые предметы
2 неделя
«3 состояния воды» подвести детей к пониманию связи между температурой и состоянием воды групповая емкости с водой, спиртовка, лед
«Лед легче воды»
доказать, что лед легче воды групповая емкости с водой, кусочки льда
«Круговорот воды в природе» познакомить детей с явлением «Круговорот воды в природе» групповая пробирки с водой, спиртовка, стеклянные пластинки
3 неделя
«Животворное свойство воды» доказать детям, что вода необходима для роста растений групповая ветки растений, ваза с водой, комнатные растения
«Вода – растворитель разных веществ» подвести детей к пониманию, что есть вещества растворимые и нерастворимые в воде групповая пробирки с водой, соль, сахар, речной песок, мука и т. д.
Заключительный этап проекта :
1. Презентация коллажа «Мир природы» для детей старшей группы.
2. Развлечение «Путешествие вместе с капелькой» для детей старшей группы.
Конечный продукт проекта :
1. Методические разработки занятий
2. Методические рекомендации
Список используемой литературы.
1. Л. С. Журавлева «Солнечная тропинка».
2. Е. А. Алябьева «Развитие воображения и речи детей».
3. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом, занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М, 2005 г.
4. Н. А. Рыжова «Путешествие капельки».
5. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и эксперементов в детском саду».
6. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Эксперементальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
7. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М. : Вентана – Граф, 2012.
8. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
9. Акимова Ю. А. «Знакомим дошкольников с окружающим миром», М ТЦ Сфера 2007 г.
10. Н. В. Коломина Занятие по экологии в детском саду.
Приложение к проекту.
Загадки о воде в природе с ответами
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без. (Вода)
В тихую погоду — нет нас нигде,
А ветер подует — бежим по воде. (Волны)
По морю идёт-идёт,
А до берега дойдёт —
Тут и пропадёт. (Волна)
Течёт, течёт — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без. (Воды)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
Два братца
В воду глядятся,
В век не сойдутся. (Берега)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в роднике,
А широкий — в море. (Река)
Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котёл, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
Кто бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой? (Ручей)
Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт. (Лёд на реке)
Ни в огне не горит,
Ни в воде не тонет. (Лёд)
Без досок, без топоров
Через реку мост готов.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло! (Лёд)
На дворе горой,
А в избе водой. (Лёд)
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Ручеёк)
Бежит бычок,
Золотой рожок,
Бежит, журчит. (Ручеёк)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеёк)
Между гор,
Между дол
Бежит белый конь. (Ручеёк)
Под осоку, на песок,
Уронили поясок.
Он лежит — да не поднять,
Он бежит — да не поймать. (Ручеёк)
В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено. (Прорубь)
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки,
Свои перед ним поправляя причёски.
И месяц и звёзды —
В нём всё отражается.
Как это зеркало называется? (Пруд, озеро)
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
День и ночь кричит,
А голос не устаёт. (Водопад)
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи —
Нетопоры для ноги. (Болото)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
Я. Аким «Первый снег»
Утром кот
Принёс на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Лёгкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой,
Он белеет
Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре -
Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок,
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!
Светлана Oлегова
«Берегите воду!»
Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарИт.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Б. Заходер «Что случилось с рекой?»
Течёт река
Издалека..
Течёт река..
Течёт река..
Как хорошо, когда река
И широка и глубока!
Над ней - пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройнее, выше лес над ней,
И луг прибрежный - зеленей!..
Течёт река..
Течёт река..
Поит поля и города,
Несёт и лодки и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне..
Ты хороша, река, весной
И осенью..
И в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому - попробуй угадать! -
Приятней плыть в живой волне:
Рыбятам
Или
Ребятне?..
Вся живность счастлива
Вполне!
Но что такое?
Караул!!
Нет, нет, никто не утонул.
Нет, нет, как раз наоборот:
На мель
Садится
Пароход
Средь бела дня.
Какой скандал!
Наверно, лоцман
Маху дал?
Да нет!
Далёко до буйка…
Тут глубока
Была река.
Была. Вот именно - б ы л а.
Была, да, видимо, сплыла:
Ах, реку мы
Не узнаё м:
Река
Становится
Ручьём!
…Уже и лодки
На мели…
…Пловцы
Вдруг
Посуху пошли…
А рыбы?
В горе и тоске
Бедняжки
Бьются
На песке
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: "Какой пустяк! "
Пустяк… Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!
Беседа воспитателя о реке Волге
Воспитатель загадывает загадку:
"Не Енисей, не Кама и даже не Ока.
Зовут ее все матушкой,
А в прошлые века
Там бурлаки-ребятушки,
Чья участь нелегка,
Тащили баржи с грузами:
Огромными арбузами,
Специями, тканями:
Речку ту узнали вы?"
Ответы детей. (Волга)
История названия реки Волги
Воспитатель: "Правильно это Волга. Волга начинается небольшим ручейком с Валдайской возвышенности у деревни Волгино Верховье в Тверской области. Волга - самая длинная река европейской части России. Собирая воды сотен притоков, превращается в широкую, многоводную реку и впадает в Каспийское море. Волга - равнинная река. Течет медленно, спокойно, среди лесов и степей. Весной, когда тают снега, она широко разливается. Летом река сильно мелеет и это очень мешает судоходству. (Показать на карте)
Звучит фонограмма песни "Течёт река Волга". На фоне музыки ребенок читает отрывок из стихотворения Б. Заходера
- Течёт река издалека
Течё т река:Течё т река:
Как хорошо когда река
И широка и глубока.
-Течёт река, течёт река,
Поит поля и города,
Несёт и лодки и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне:
Ты хороша, река, весной
И осенью и в летний зной.
Воспитатель: "Наши предки верили, что у каждой реки есть свой дух-хранитель, А такая огромная, могучая река как Волга имели их несколько. Если верить легендам и рассказам очевидцев, хранитель Волги является людям в образе маленькой, улыбчивой девочки. Глаза ее ясны и мудры, как у всех детей, не потерявших еще связи с Вечностью.
Из далека долго течет река. Итиль, Идель, Атал и, наконец, Ра - так называли великую русскую Волгу на протяжении многих столетий народы всего мира.
"Ра" - значит "щедрая". Что такое щедрая? ( Ответы детей: добрая, все отдающая. Показать детям народы мира: египтян, греков.) Древние египтяне, греки и славяне, жившие много веков назад, считали что Волга - воплощение бога Солнца, а там, где она протекает, лежит священная страна благополучия, проще говоря, Рай.
"Итиль" звали матушку-реку татары и марийцы. ( Показать детям народы России: татар, марийцев.) "Атал" - чуваши, т. е. самая главная, полноводная, могучая, широкая.
А русская Волга, по одной из версий, произошло от балтийского слова "валка", что означает "текущий ручей, заболоченное место". Если вспомнить, откуда берет свое начало главная река России, то такая теория оказывается вполне оправданной. И становится понятно, почему в одно и то же время в верховьях реки ее звали Волга, а жившие ниже по течению и не знавшие волжского истока - Итиль ("Бесконечная река, Река рек").
Во все времена народы Волги складывали легенды о своей кормилице. Одни говорили, что по ней можно доплыть до Солнца, другие, что она - дорога в вечность, третьи опасались ее хранителей - таинственных жителей подводных волжских пещер.
Физкультминутка
Игра "Ручеек". Правила игры: дети становятся по парам, одному быть водящим. Он идет через ручеек и выбирает себе пару. Игра продолжается 2-3 минуты.
Рассказ воспитателя о природных богатствах реки Волги
Но в одном поверья разных народов совпадают: Волга - защитница, Волга - заступница. По течению реки, по цвету ее воды наши предки судили о прошедшем и грядущем. И современная Волга - это не просто огромная судоходная "голубая лента", это неистощимый источник знаний, явных и все еще скрытых, это настоящая историческая "книга", которую только надо уметь прочитать".
Раньше вода Волги была чистой, прозрачной и светлой. Поэтому в реке водилось много рыбы. Интересно, что это за рыбы? Каких речных рыб вы знаете? ( Ответы детей: сельдь, осетр, белуга, карась и т. д.
Если взглянуть на волжские берега, откроется мир покоя и чарующей красоты. (Воспитатель демонстрирует фотографии реки Волги (Презентация "Волга-Матушка" и читает стихотворение Николая Алексеевича Некрасова)
О, Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке,
Иду на помощь рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверек,
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою:
В литературе и искусстве Волга встречается не слишком часто, но с её образом связаны поистине культовые произведения. Волга отождествляется с Родиной-матерью, она является символом свободы, простора, широты и величия духа человека.
В давние времена берега Волги были покрыты лесами. Ребята, подскажите мне, что растет в лесу. ( Ответы детей: грибы, ягоды, орехи, лечебные травы и т. д.) Но скоро этого мы с вами можем не увидеть.
Экологическая ситуация в Волгоградской области близка к катастрофической.
В низовьях Волги концентрируются все вредные вещества, которые попадают в нее по всему водосборному бассейну, в Волгу сбрасывается большинство неочищенных промышленных и бытовых стоков. Из многих рек, речек и ключей, снабжавших Волгу, за последние годы исчезло почти половина. Большинство рек, впадающих Волгу, загрязнены, обезлесены.
Загрязненность вод и малая проточность резко увеличили заболеваемость и гибель рыбы.
В волжской воде содержатся тяжелые металлы, нефтепродукты, ядохимикаты, моющие средства и другие вредные примеси выше предельно допустимой концентрации.
В последние годы ожесточился контроль за предприятиями, осуществляющими сброс вредных веществ, строятся новые очистные сооружения на более высоком технологическом уровне. Все это позволит избежать гибели великой реки России - Волги.
Надо, что-то делать. Ребята, что необходимо предпринимать, чтобы спасти нашу Волгу? ( Ответы детей: построить очистительные сооружения, экономить питьевую воду, сажать по берегам реки деревья и т. д.) Для этого необходимо, чтобы мы все и каждый из вас бережно относился не только к реке Волге, но и ко всему, что нас окружает.
А пока ребята, давайте разберемся с этой задачей с помощью игры "Хорошо - плохо".
Задача 1. Плывет по Волге пароход. На нем туристы любуются лесами, фотографируют водные просторы реки, но тут же кидают банки в воду, окурки. Что тут плохого, а что - хорошее. Обоснуйте свой ответ.
Задача 2. Построили люди электростанцию на реке, а рыба не может через нее переплыть. Что тут плохого, а что - хорошее. Обоснуйте свой ответ.
Воспитатель: Молодцы, ребята.