Лилия Кореневская
Проект «Бал на все времена» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования администрации
муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад № 17 «Ёлочка» г. Белорецк.
Проект
«Бал на все времена»
Возрастная группа : подготовительная.
Подготовила :
воспитатель Кореневская Л. И.
2018 г.
Тема проекта : «Бал на все времена».
Вид проекта : групповой, познавательно – творческий, средней продолжительности.
Темочки:
Цель проекта :
1. Формирование представлений о мужественности и женственности.
2. Формирование у детей нравственно – этических норм, воспитание социально одобряемых стереотипов поведения.
3. Приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественного вкуса.
Задачи проекта :
• Формировать у детей представления об этикете.
• Формировать представление о взаимосвязи этикета и эстетики.
• Формировать навыки общения, понимание норм и правил поведения в среде сверстников.
• Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.
• Учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации.
• Формировать умение анализировать свои действия и поступки.
• Углублять и конкретизировать знания о различных видах танца, об истории их зарождения.
• Закреплять умение слушать и различать вальсы разных композиторов и выполнять танцевальные движения вальса, способствовать творческой активности.
• Развивать эстетическое восприятие, эстетический вкус.
• Воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек – заботливое отношение к мальчикам, ко всем окружающим, стремление быть добрыми, нежными.
• Доставить радость и удовольствие, создав праздничную атмосферу, предоставить возможность для проявления творческих способностей.
Ожидаемые результаты:
• Дети имеют представления об этикете, о взаимосвязи этики и эстетики;
• владеют навыками культурного поведения;
• владеют навыками использования в речи вежливых слов и выражений;
• умеют применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
• умеют анализировать свои действия и поступки;
• мальчики проявляют уважительное отношение к девочкам, женщинам;
• девочки проявляют заботливое отношение к мальчикам, ко всем окружающим.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель подготовительной группы, музыкальный руководитель, руководитель танцевального кружка, родители подготовительной группы.
Период реализации проекта : один месяц.
Актуальность проекта :
Этикет – это правила, нормы поведения человека в обществе. Они не выдуманы, но выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезной привычкой. В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью нравственных критериев общества. Поэтому в воспитательно – образовательной работе с детьми, начиная с дошкольного возраста, следует уделять особое внимание формированию нравственных ценностей. Считаю, что в дошкольном детстве воспитание этических норм должно осуществляться средствами музыки, танца, красоты (красивой музыки, красивой одежды, обстановки и др.) и не просто методом нравоучений, а влиянием на чувства детей.
Также актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием собственного и противоположного пола. Проведение полоролевого воспитания в детском саду обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, развитие нравственно – волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость и др.) и качеств, характерных для девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.)
Этапы реализации проекта.
1 этап. Поисковый (погружение в проект : обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности).
Содержание деятельности.
• Этические беседы с мальчиками: «Мальчики – будущие мужчины», «Мальчики - защитники слабых», «Мальчики – маленькие рыцари (кавалеры)».
• Этические беседы с девочками: «Девочки – будущие женщины», «Девочки – маленькие охранительницы и утешительницы», «Девочки – маленькие принцессы (барышни)».
• Этическая беседа с мальчиками и девочками на тему «Внешние формы поведения мальчика и девочки».
• Этическая беседа на тему «Что такое этикет?»
• Постановка проблемы перед детьми:
Нужны ли девочкам такие качества, как доброта, скромность, привлекательность, умение следить за собой, умение петь и танцевать, владеть искусством хороших манер?
Надо ли знакомить мальчиков с искусством хороших манер?
Необходимо ли соблюдать правила хорошего тона?
Каково их применение в реальной жизни?
2 этап. Аналитический (выбор идей, поиск путей решений проблемы).
Содержание деятельности.
• Разработка плана мероприятий для осуществления поставленных целей и задач.
• Разработка сценария музыкальной гостиной «Бал на все времена» совместно с музыкальным руководителем, руководителем танцевального кружка.
• Воспитатель проводит беседу с детьми по подготовке и проведению бала : «Что нам необходимо сделать для проведения бала?», «секретные» беседы с мальчиками о подготовке сюрприза для девочек, с девочками – «Как должна выглядеть барышня на балу?»
• Накопление информации об этикете прошлых лет. Создание совместно с детьми и родителями альбомов для рассматривания «Что такое бал?», «Мы собираемся на бал», «Веер: в чём его секрет?»
3 этап. Практический (реализация идеи).
Содержание деятельности.
• Совместная деятельность детей, родителей, педагога: создание пространственно – предметной среды:
1. Мини – среда светского этикета (костюмы, шляпки, галстуки – бабочки, цветы и т. д., обеспечивающая детям возможность самостоятельно проигрывать ситуацию, которая требует следования правилам хорошего тона, этикета (званый обед, театр, концерт, бал).
2. Уголок девочек («Салон красоты»).
3. Художественная мини – галерея – экспозиция репродукций произведений живописи, графики, художественных произведений, отражающие образы мальчиков, девочек, мужчин, женщин.
• Чтение сказки Ш. Перро «Золушка».
• Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты». Учимся создавать свой образ.
• Коммуникативный метод «Сделай комплимент» : предложить детям каждому по очереди сказать своему соседу что-нибудь приятное. Тот, к кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент.
• Коммуникативный метод «Секретные совещания». Мальчики собираются вместе на «совещания» и решают, что приятного, доброго, красивого они могут сделать для девочек. Девочки – аналогично.
• Диалогово – игровой метод «Диалог с картинками». Цель: побуждать детей вступать в культурный, содержательный, информационный диалог, учить в процессе диалога выделять полоролевые ценности прошлого и настоящего.
• Диалогово – игровой метод «Диалог с героем сказки». Цель: развитие взаимоотношений между мальчиками и девочками; обучение детей действовать в соответствии с выбранной ролью.
• Беседа «Давайте говорить друг другу комплименты». Цель: воспитание полоролевого поведения, развитие умения оценивать характер своего полоролевого поведения и сверстников с позиций ценности, значимости, гуманности.
• Рассматривание и обсуждение с детьми альбомов «Что такое бал?», «Мы собираемся на бал», «Веер: в чём его секрет?»
• Раскраски «Бальные платья».
• Создание детьми совместно с родителями собственных эскизов бальных платьев.
• Художественное творчество. Рисование на тему: «На балу у Золушки».
• Художественное творчество. Аппликация + рисование на тему: «Мы собираемся на бал: веера».
• Музыкальное занятие на тему: «Родного вальса лёгкий шаг».
• Прослушивание музыкальных произведений: танцевальной музыки, используемой на балах.
• Занятия в танцевальном кружке.
• Подготовка родителей и детей к итоговому мероприятию «Бал на все времена» : создание костюма, бального платья, необходимых аксессуаров, причёсок.
4 этап. Презентационный.
Содержание деятельности.
• Итоговое мероприятие. Музыкальная гостиная «Бал на все времена».
• Оформление выставок детских работ: «На балу у Золушки», «Мы собираемся на бал».
• Оформление консультаций для родителей «Будущая женщина или Как правильно воспитывать девочку» и «Будущий мужчина или Как правильно воспитывать мальчика».
5 этап. Контрольный (рефлексия).
Содержание деятельности.
• Беседа с детьми: понравилось ли вам быть девушками, кавалерами на балу? Поможет ли вам это в дружбе, в общении друг с другом?
• Наблюдения за детьми: применяют ли дети полученные знания в обыденной жизнедеятельности.
• Игра – драматизация «Спящая красавица». Цель: формирование доброжелательных отношений между мальчиками и девочками; развитие способности и желания говорить красивые слова своим товарищам.
Список использованной литературы.
1. Н. Е. Татаринцева. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы. Центр педагогического образования. Москва, 2012.
2. А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. Воспитание нравственных качеств у детей. Книголюб. Москва, 2007.
3. Т. А. Шорыгина. Вежливые сказки. Этикет для малышей. Москва. Прометей Книголюб, 2001.
4. Г. Н. Жучкова. Нравственные беседы с детьми 4 - 6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Москва, «КноРус», 2002.
5. В. Булыгина, М. Рочагова, Н. Хохлачёва. Родного вальса лёгкий шаг. // Дошкольное воспитание №7/2012.
6. О. Мохова. «Я пригласить хочу на танец…» // Дошкольное воспитание №11/2011.
Приложение 1.
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ТЕМА: МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «БАЛ НА ВСЕ ВРЕМЕНА».
Участники: дети подготовительной группы, воспитатель подготовительной группы, музыкальный руководитель, руководитель танцевального кружка.
Цель:
• Формирование представлений о мужественности и женственности.
• Формирование у детей нравственно – этических норм, воспитание социально одобряемых стереотипов поведения.
• Приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественного вкуса.
Интегрированные задачи:
• Формировать у детей представления об этикете.
• Формировать представление о взаимосвязи этикета и эстетики.
• Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.
• Углублять и конкретизировать знания о различных видах танца, об истории их зарождения.
• Закреплять умение выполнять танцевальные движения вальса, полонеза.
• Развивать эстетическое восприятие, эстетический вкус.
• Воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек – заботливое отношение к мальчикам, ко всем окружающим, стремление быть добрыми, нежными.
• Доставить радость и удовольствие, создав праздничную атмосферу, предоставить возможность для проявления творческих способностей.
Ожидаемые результаты:
• Дети знают правила этикета, культурного поведения;
• умеют применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях;
• владеют навыками использования в речи вежливых слов и выражений;
• мальчики проявляют уважительное отношение к девочкам, женщинам;
• девочки проявляют заботливое отношение к мальчикам, ко всем окружающим.
Оборудование: подсвечники со свечами, иллюстрации с изображением бала, видеозапись бала, иллюстрации с изображением бальных платьев, ленты для ориентира красного и синего цвета, звукозаписи полонеза, польки, вальса, заготовки на продуктивную деятельность (веера и элементы украшения).
Дети под музыку вальса входят в красиво оформленный музыкальный зал и рассаживаются на стульчиках.
Воспитатель: День сегодня необычный
Звук вальса в старину позвал.
Визит наш будет необычный, -
Мы попадём на светский бал.
- Ребята, а кто знает, что такое бал? (Высказывания детей)
Рассматривание иллюстраций с изображением бала.
Воспитатель: Слово «бал» означает «танцевать». Бал – это собрание большого количества людей (мужчин и женщин) для танцев. Бал – это место встреч, признаний, знакомств. На балах знакомились женихи и невесты, намечались свадьбы. На балах звучала музыка, горели тысячи свечей. Давайте с вами посмотрим видеозапись бала.
Просмотр видеозаписи бала.
- Любой бал начинался с приглашения, и отправлялись эти приглашения заранее, чтобы люди могли подготовиться к балу. На бал люди приходили парадно одетыми. Кавалеры – во фраке, белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Военные приходили в парадных мундирах. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги. Дамы и девушки одевались в самые модные платья. Дамы могли выбирать любой цвет для платья, а для молодых девушек шились платья белого, голубого, розового цвета. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые. Девушкам рекомендовались скромные причёски, а дамы могли украсить себя головным убором.
Рассматривание иллюстраций бальных платьев.
- Шея и плечи должны быть открыты, поэтому шею украшали цепочки с кулонами, колье. Обязательным атрибутом был веер.
На балу соблюдался особый бальный этикет. Как вы думаете, что это такое?
(Высказывания детей) Бальный этикет – это правила, которые необходимо знать для участия на бале и строго соблюдать.
1. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость. Что под этим надо понимать? Какие вежливые слова знаете?
2. Кавалеры приветствуют дам поклоном, а дамы – реверансом. Давайте попробуем.
3. На балу недопустим громкий, резкий разговор, говорить плохие слова. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты. Какие? (Как вы элегантны, как вы обаятельны, вы замечательно танцуете и т. д.)
4. На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно стоять и ходить. Давайте попробуем: спинка прямая, подбородок выше… Не следует прислоняться к стене. Кавалерам не стоит держать руки в карманах.
5. Не разрешается бегать по залу.
6. Кавалер обязан проявлять заботу и внимание о даме, которую он сопровождает. Как он может проявить своё внимание?
7. Во время танца следует избегать столкновений с другими парами.
8. По окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он её приглашал, или туда, куда пожелает дама.
9. На балу нельзя забывать, что выражение лица должно быть весёлым и любезным. Унылых и злых лиц на балу быть не должно.
Предлагаю поиграть в игру «Как бы ты поступил?»
1. Отправляясь на бал, кто первым сядет в карету? (Женщина)
2. Приехав ко дворцу, кто первым выйдет из кареты? (Мужчина) Почему вы так считаете?
3. Приглашая барышню на танец, кавалер нечаянно наступил на ногу. Как он должен поступить?
4. Уважаемые кавалеры. У вашей барышни в руках платочек. Но она нечаянно его уронила. Как вы поступите в этой ситуации?
- Скажите, хотели бы вы побывать на балу? (Ответы детей) Закройте глаза и представьте, что мы с вами едем в карете на бал. (Звучит запись топота лошади) И вот мы приехали во дворец, поднимаемся по широкой лестнице и входим в красивый зал. В прошлом во времена балов, кавалеры приветствовали барышень поклоном головы, а барышни отвечали реверансом. Давайте поприветствуем друг друга. Кавалеры проходят к синей ленте, а барышни – к красной. Кавалеры, прошу поприветствовать барышень поклоном, а барышни отвечают кавалерам реверансом. (Дети приветствуют друг друга. Звучит спокойная музыка.) У вас получилось просто восхитительно!
Муз. рук-ль: Послушайте, под какую музыку гости входили в бальный зал.
Звучит полонез.
- Это прозвучал старинный польский танец – полонез. Это танец – шествие, который требует строгости осанки, горделивости и собранности. Во время шествия под торжественно – фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство.
Так вот оно начало бала,
Когда сквозь времени порез
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул полонез!
Давайте и мы с вами попробуем пройти под звуки полонеза.
Дети под звуки полонеза идут парами по залу. Мальчики усаживают девочек на стульчики и садятся сами.
- Следующим танцем обязательно была полька. Полька – популярный чешский национальный танец. Название произошло от слова «половинка». Танец быстрый, весёлый, свободный.
Друзья, давайте танцевать, играть, шутить,
Таков закон царит сегодня в зале.
Не ждите, чтобы мы вас развлекали,
Давайте полькою друг друга веселить!
Дети танцуют польку.
- Объявляется следующий танец. (Звучит вальс) Вы узнали этот танец? Это вальс. Этот танец из Австрии. Само слово «вальс» произошло от немецкого слова «вальсен», т. е. кружиться. Его танцуют плавно, кружась. По характеру вальсы бывают разные – медленные, спокойные, задумчивые, весёлые, праздничные, стремительные. Какой вальс по характеру? (Ответы детей) Давайте покажем, как мы умеем танцевать вальс.
Дети танцуют вальс.
Далее девочки переодеваются, а мальчики готовят девочкам сюрприз – веера.
Воспитатель: Вы замечательно провели время на нашем балу. Что вам понравилось в путешествии на бал? Что запомнилось? Барышням на память об этом бале кавалеры приготовили подарки – веера. (Мальчики вручают девочкам веера)
- Время истекло и нам пора разъезжаться по домам. (Дети прощаются с музыкальным руководителем, задуваются свечи)
Замолк оркестр, в окне рассвет
И слуги гасят свечи.
Гостей развозят по домам
Красивые кареты.
А теперь закройте глаза, мы тоже поедем домой на карете. (Звучит запись топота лошадей)
Дети возвращаются в группу.