Екатерина Чайкина
Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей младшего и среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию
для детей младшего и среднего дошкольного возраста
(из опыта работы)
Цели использования:
1 Воспитание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка;
Публикация «Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2 Создание потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
Задачи:
- Формирование у детей знаний о природе.
Применение: Данная статья будет полезна воспитателям детских садов, родителям, педагогам дополнительного образования.
Методика проведения игр
Основными задачами экологического воспитания дошкольника в возрасте 3-5-ти лет являются :
1) расширение представлений детей об окружающей природе;
2) углубление знаний о растениях и животных, окружающих их;
3) привитие детям любви и бережного отношения к природе;
4) развитие умений узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, сезонным изменениям, образу жизни;
6) воспитание бережного отношения к природе.
Занятия на экологическую тему проводятся, как правило, в соответствии с временами года, т. е. осенний, зимний, весенний и летний блоки. Дети знакомятся с понятиями: «экология», «экологические цепочки», «экологическая опасность», «разнообразие», «место обитания», «росток», и др.
Дидактические игры органично включаются в содержание занятий по изучению окружающего мира. Главные условия их использования – яркая эмоциональная окрашенность игры, активное участие в ней детей, наличие обратной связи, то есть дети должны понимать, какие знания они приобрели в процессе игры.
Дидактические игры, используемые для формирования у детей экологических знаний, могут быть различными по содержанию. Например, закрепить название растений можно в игре «Наши растения». У детей большие карты, у воспитателя — маленькие. Показывая маленькую карточку, ведущий называет растение и спрашивает: «У кого есть такое растение?» Ребенок смотрит в своей карте и, если есть такое растение, называет его. Правильно назвавший, получает карточку. Выигрывает тот, кто первый закроет клетки на своей карте. Игра может быть проведена с целью закрепления названий цветов и уточнения, где они растут, какую пользу приносят человеку.
«Что в корзинку мы берем»
Дидактическая задача : закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материалы: Картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры
У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.) Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
«Вершки – корешки»
Дидактическая задача : учить детей составлять целое из частей.
Материалы: два обруча, картинки овощей.
Ход игры
Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у которых используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т. д.
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры:
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
«Угадай, что в мешочке?»
Дидактическая задача : учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.
Ход игры
- Вы знаете игру «Чудесный мешочек»? Играть мы будем сегодня по иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.
Дидактическая задача : закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры.
Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? - спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? - спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
«Выбери нужное»
Дидактическая задача : закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры
На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т. д.
«Звери, птицы, рыбы»
Дидактическая задача : закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Материалы: мяч.
Ход игры.
Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»
Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).
Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Так же играют, называя рыб, зверей (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).
Литература:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.
2. Венгер Л. А. Дидактические игры в детском саду.
4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005 г.
6. Лучинин М. В. Детям о природе. - М., 1989.
7. Морковская М. М. Уголок природы в детском саду.