Ирина Журавлёва
Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кого как зовут?
Цель: развивать мышление, память, речь.
Оборудование: кукла, игрушечные животные: кошка, собака, корова, коза и др.
Дети сидят на стульчиках, поставленных полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель подходит к кому-либо из них и спрашивает, как его зовут. Ребенок называет себя. Если он молчит, то воспитатель помогает ему.
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Он просит назвать свои имена еще нескольких детей, а затем спрашивает 2—3 детей, как зовут других малышей, например, девочку с красным бантом, мальчика в белой рубашке. После этого воспитатель показывает куклу.
Воспитатель. Эту куклу зовут Аленка. Как ее зовут?
Дети отвечают.
А это кто?
Дети. Киска.
Воспитатель. Эту кошку зовут Мурка.
Дети повторяют кличку кошки. Затем воспитатель показывает им собаку, корову и других животных, предлагает малышам придумать им кличку или сам называет их и просит повторить 3—4 детей. Дети повторяют вслед за воспитателем.
Воспитатель следит, чтобы дети громко и отчетливо называли свои имена, имена товарищей, кукол, клички животных.
Эту игру рекомендуется проводить с детьми в начале года.
Подбери нужное слово.
Цель: развивать образное мышление, речь.
Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подобрав соответствующее слово.
Воспитатель. В аквариуме плавают. Кто плавает?
Дети. Рыбки.
Рекомендуемые предложения:
Высоко на дубу сидит и каркает. Кто? (Ворона.)
На лугу пасется. (корова).
На огороде вырос большой зеленый. (огурец).
У Вовы лопнул красный. (шар).
Хорошо водит машину. (шофер).
Сначала воспитатель переспрашивает детей, потом они отвечают без дополнительного вопроса. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы они точно подбирали слова, правильно произносили звук [р], [р'] в словах. Ответы должны быть индивидуальные.
Занятие проводится в быстром темпе
.
Как сказать правильно?
Цель: учить понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение.
Воспитатель. Я буду начинать фразы, а вы закончите.
Закончите фразы:
Подушка мягкая, а скамейка. (жесткая).
Пластилин мягкий, а камень. (твердый).
Ручей мелкий, а речка. (глубокая).
Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники. (крупные).
Кашу варят густую, а суп. (жидкий).
Лес густой, а иногда. (редкий).
После дождя земля сырая, а в солнечную погоду. (сухая).
Покупаем картофель сырой, а едим. (вареный).
Купили свежий хлеб, а на другой день он стал. (черствый).
Летом мы ели свежие огурцы, а зимой. (соленые).
Сейчас воротничок чистый, а завтра он будет. (грязный).
Подскажи словечко.
Цель: развивать творческое мышление.
Ведущий начинает фразу, а участники заканчивают ее.
Ворона каркает, а воробей.
Сова летает, а кролик.
Корова ест сено, а мышка.
Крот роет норки, а сорока.
Петух кукарекает, а курица.
Лягушка квакает, а лошадь.
У коровы теленок, а у собаки.
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка.
Узнай героев сказок?
Цель: развивать творческое мышление, память.
Воспитатель. Послушайте стихи и назовите героев сказок.
На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился. (Колобок).
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит).
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
У отца был мальчик странный,
Необычный — деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?. (Буратино.)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон.)
Она красива и мила,
А имя ее от слова «зола». (Золушка.)
Угадай-ка!
Цель: развивать логическое мышление и речь.
Воспитатель перечисляет ряд характерных для задуманного предмета признаков. Дети должны назвать этот предмет.
Вкусный, алый, сахарный…
Желтые, красные, осенние…
Белый, пушистый, легкий…
Ветвистая, зеленая, колючая…
Бурый, косолапый, неуклюжий…
Хитрая, рыжая, хищница…
Серый, злой, голодный…
Продолжи предложения.
Цель: развивать воображение и речь.
Воспитатель просит детей продолжить следующие предложения:
Если в комнату принесли кусочек льда, то.
Мальчики весело смеялись, потому что.
Если зимой будет сильный мороз, то.
Девочка стояла и очень сильно плакала, потому что.
Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, потому что.
Когда наступает день рождения, то.
Если пойдет сильный дождь, то.