Татьяна Загудаева
Педсовет «Проблемы выявления и развития детской одарённости в сельских дошкольных учреждениях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод»
В. А. Сухомлинский
Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями ставит задачу воспитания не только высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры, но и выявление на ранних этапах детей, заметно отличающихся от других детей в группе. Такой ребёнок задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, как правило, успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные истории и сказки, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы, которые ставят воспитателя в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.
Публикация «Педсовет „Проблемы выявления и развития детской одарённости в сельских дошкольных учреждениях“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Ее главный признак у детей - повышенная исследовательская или творческая активность, высокая познавательная мотивация и высокий уровень самообучения. Во втором издании «Рабочей концепции одаренности» дается следующее определение: «Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Согласно позиции разработчиков «Рабочей концепции одаренности», большинство детей имеют признаки одаренности : «потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей».
Одним из главных направлений работы в детском саду является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Развитие детской одаренности в сельских условиях сопряжено со множеством проблем : отсутствие узких специалистов в дошкольном образовательном учреждении, низкий уровень социокультурных условий, недостаточное финансирование районных ДОУ и как следствие – низкое качество предметно-развивающей среды в группах.
Без психолого-педагогического сопровождения в детском саду воспитатели сталкивается с трудностями выявления детской одаренности. Поэтому основной задачей в работе с дошкольниками является создание условий для творческого проявления детей во всех видах детской деятельности. На сегодняшний день, сельский воспитатель может выявить одарённого ребёнка, используя в своей работе мониторинг, наблюдение за деятельностью детей, оценивать результаты и характер деятельности, исходя из знаний о потенциале каждого дошкольника, и на основе этого строить индивидуальную работу. Но этого недостаточно.
Выявление одаренных детей возможно различными путями. Самый простой и доступный для воспитателей — это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей.
Еще один возможный путь — это тестирование при помощи специальных заданий. Выявление умственно одаренных детей предполагает использование «тестов интеллекта» — методик, направленных на оценку общих умственных способностей детей, «креативных тестов» — методик, направленных на оценку уровня развития творческого мышления и воображения, и методик, направленных на оценку познавательной активности.
Уровень выполнения детьми «тестов интеллекта» и «креативных тестов» часто не совпадает: те, кто успешнее по первому типу методик, могут не выделяться при выполнении заданий второго типа, и наоборот. Однако возможно и сочетание высокой успешности по обоим видам тестов. Такое сочетание и будет наиболее достоверно свидетельствовать о высоком уровне общей умственной одаренности ребенка.
Проведение тестирования, оценка полученных результатов, их интерпретация должны проводиться только квалифицированными специалистами — психологами. К большому сожалению, специалисты такого профиля зачастую отсутствуют в сельских детских садах, что, несомненно, затрудняет работу воспитателей в выявлении одарённых детей.
Обучение одаренных детей в сельских детских садах проводится в обычных группах, поэтому воспитатель подбирает для занятий материал повышенной сложности, также предлагается такому ребенку проделать не один, а два или несколько вариантов решения, например, на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, художественной литературе. Большое внимание уделяется работе кружков. В нашем дошкольном учреждении для творчески одарённых детей создан кружок «Разноцветные ладошки», в котором решаются образовательные, воспитательные задачи средствами художественного творчества. Данные занятия помогают не только раскрыть в детях талант художника, но и способствуют формированию правильной речи.
Педагоги, привлекаемые к работе с одаренными детьми, должны также обладать рядом специальных качеств. Это, прежде всего, высокий уровень собственного интеллектуального развития, позволяющий общаться с одаренными детьми, отвечать на их многочисленные вопросы. Это также эмоциональная стабильность, позволяющая контролировать эмоции, не реализовывать их на детях; это способность воспитателя работать по новой, необычной программе.
Нужно помнить, что работа педагога со своим подопечным – это бесконечным тяжелый труд, который не должен прекращаться. Этот труд требует постоянного личностного роста педагога и повышения его профессиональных навыков. Выявление, обучение и воспитание одаренных детей с учетом их особенностей — залог их дальнейшего благополучного развития.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что для эффективного развития познавательно-интеллектуальной активности дошкольников в ДОУ необходимо обеспечить следующие условия:
• создание разносторонней предметно-развивающей среды в группах;
• дифференциация игр и пособий по уровню сложности, создание системы усложняющихся заданий в различных видах деятельности;
• создание благоприятной психологической атмосферы (сотрудничество и сотворчество, создание ситуации успеха в непрерывной образовательной деятельности;
• использование проблемных и развивающих методов обучения, использование современных педагогических технологий (экспериментирование, проектно-исследовательская деятельность, моделирование) ;
• взаимодействие с родителями;
• правильно организованная система планирования.
Педагогический коллектив должен осознавать актуальность и важность работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению и одаренными детьми, создавать условия для развития одаренности детей на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, единстве воспитания и развития. Поэтому нужно стремиться объединить усилия воспитателей вместе с семьей в деятельности по воспитанию и развитию одаренных детей. И, возможно, одаренных детей станет больше.
Литература.
1. Белова Е. С. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать. 3-е изд. М. : Изд-во Моск. психол. -соц. ин-та: Флинта, 2004.
2. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. - М., 1998.
3. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. - М., 1995.