Алена Щукина
Проблемы эмоционального развития в детском возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Упрямство — одно из ранних проявлении нарушения поведения. Сопротивление — это нечто иное. Упрямство (антивнушаемость) начинает развиваться одновременно с внушаемостью, но с некоторым опозданием и неравномерно — периодами. Каждый ребенок проходит через несколько «возрастов упрямства». Первый приходится на период между 2,5—3,5 годами. Ребенок становится капризным. Второе обострение упрямства происходит в 6—7 лет, иногда в 8-9. Третье обострение упрямства приходится на подростковый кризис, период гормональной бури, когда максимальными становятся и внушаемость, и антивнушаемость.
Публикация «Проблемы эмоционального развития в детском возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Эмоциональная система, как и когнитивная, обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Положительные эмоции повышают психическую активность, настраивают на решение той или иной задачи. Отрицательные эмоции снижают психический тонус и обусловливают пассивные способы защиты. Правда, такие отрицательные эмоции, как гнев, ярость, усиливают защитные возможности организма, в том числе и на физиологическом уровне. В норме существует баланс тонизирования внешней средой и аутостимуляцией (самим организмом). Если внешняя среда бедна, однообразна, то возрастает роль аутостимуляции. Исследователи говорят о разных уровнях активности и глубины эффектного контакта со средой. Выделены четыре уровня, составляющие единую, сложно координированную систему основной аффективной организации.
Первый уровень — уровень полевой активности — обеспечивает общее равновесие организма со средой, состояние комфорта и безопасности в пространстве. Второй уровень — уровень стереотипов — в большей мере определяет основы формирования эмоциональной индивидуальности человека, обеспечивает избирательность и устойчивость аффективных впечатлений о мире, избирательно усиливает стенические состояния и противодействует развитию астенических. Третий уровень аффективной организации поведения — уровень экспансии. Четвертый, высший уровень регуляции аффективного поведения — уровень эмоционального контроля. Конкретным смыслом этого уровня является налаживание эмоциональных взаимоотношений с другими, понимание переживаний другого человека.
Г. Ф. Бреслав выделяет ряд нарушений эмоционального развития в детском возрасте. В частности, в дошкольном возрасте нарушениями, по его мнению, являются: 1) отсутствие эмоциональной децентрации, которая проявляется в неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при слушании сказки; 2) фиксированное эмоционального состояния, эмоциональное «застревание», привязанность к ситуации, что обусловливается низкой подвижностью процессов возбуждения и торможения;3) отсутствие эмоционального предвосхищения; 4) отсутствие синтонии, то есть способности откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего близкого; 5) отсутствие чувства вины как специфического явления эмоциональной саморегуляции в дошкольном возрасте; 6) негативные эмоции и страхи, замкнутость, агрессивность; 7) гиперактивность, «гипердинамический синдром» как проявление нарушений системы эмоциональной регуляции.