Светлана Нуштаева
Проект «Оздоровительная среда в дошкольных учреждениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Оздоровительная среда в дошкольных учреждениях»
Актуальность :
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитие движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 10% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепления здоровья можно только путём комплексного решения пед-их, мед-их и социальных вопросов.
Проблема:
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Проблема здоровья человека в контексте общечеловеческих ценностей приобретает всё большее значение. Широкий общественный резонанс получает понимание того, что среди проблем, центральное место занимает проблема здоровья детей, без решения которой у страны нет будущего.
Дети нуждаются в особых подходах физического развития в которых должен быть учтён весь комплекс самотических, физических и интеллектуальных проблем.
Анализ ситуации:
В многочисленных исследованиях медиков, физиологов, психологов, педагогов убедительно доказывается негативное влияние существующей системы обучения на здоровье и развитие подрастающего поколения, делается вывод о том, что данная проблема стала, по сути ключевой в стратегии дальнейшего развития всего государства в целом.
-Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, и других специалистов формировать у детей дошкольного возраста, понятия здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
-Необходимо расставить приоритеты- гармонизировать интеллектуальное и физическое развитие детей.
Основная идея проекта
Если использовать здоровьесберегающие технологии в комплексе, то можно добиться, сахранения и укрепления здоровья детей.
Цель:
Основная цель заключается в организации физкультурно–оздоровительной работы с детьми, направленной на формирование у них навыков зож, использование разнообразных традиционных и нетрадиционных средств для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки детей в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- Создавать условия для реализации потребностей детей в двигательной активности;
Оздоровительные :
- Использовать приёмы и методы оздоровления, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей;
- Совершенствование функций организма, повышения его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям;
Воспитательные
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, в физических упражнениях в играх;
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения
Предметом исследования является взаимодействия воспитателя с дошкольниками по здоровьесберегающей технологии.
Ожидаемый результат:
- Снижения уровня заболеваемости;
- Овладения навыками самооздоравления;
- Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояния здоровья;
Субъект исследования дети, родители, педагоги.
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
По опыту своей работы мы убедились в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей в комплексном к нему подходе.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении.
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня строится по следующим направлениям:
1) При совместной работе с медсестрой с медицинскими картами детей выявляется группа здоровья детей.
Далее ведется систематическая, целенаправленная работа по оздоровлению детей по всем направлениям, а так же организуется ежедневная оздоровительная работа в семье.
2) Разработан проект «Тропа здоровья», по которому осуществляется работа с детьми совместно с родителями.
3) Работа с родителями организуется через систему взаимодействия семьи и детского сада с целью физического развития и укрепления здоровья детей. В эту систему входит:
изучение особенностей семейного воспитания;
родительские собрания;
дни открытых дверей;
папки передвижки;
ознакомление родителей с результатами медико-педагогической диагностики;
спортивно оздоровительные мероприятия;
консультации.
4) В самом начале учебного года мы знакомим родителей со своим направлением оздоровления детей, подробнее сообщаем цель своей работы, для чего и как будет проводиться оздоровительная работа.
В совместной работе детского сада и семьи широко используются консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.
Параллельно проводится пропаганда здорового образа жизни.
Удачно проходят спортивные досуги с родителями «Папа, мама, я - спортивная семья», «Семейные старты». Кроме того, для родителей организуем дни открытых дверей.
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («ЗОЖ», «Как выработать у детей правильную осанку», «Исправление плоскостопия» и т. д.).
Родители привлекаются к участию во всевозможных проектах.
Например «Поиск осенних примет», где родители вместе с детьми выходят в парк, на отдых на природу, в то же время ищут приметы осени.
Таким образом, проводимая физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Весь педагогический процесс, строится на положительных эмоциях. Положительные эмоции, смех, радость, интерес благотворно влияют на протекание физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье. «Тропа здоровья» направлена на развитие двигательных, умственных, творческих и психологических способностей детей дошкольного возраста. Содержание материала затрагивает психоэмоциональную сферу, развивает детей психически и физически, тем самым оздоравливая их.
1. Еженедельно при проведении занятий, в игровой деятельности, мы уделяем особое внимание развитию мелкой моторики, используя пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи и творческой активности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность развивать пространственные представления (вверх-вниз, сзади -спереди). Пальчиковые игры, как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, что необходимо для развития творческих способностей.
2. Чтобы поддержать у детей интерес к овладению основными видами движения, занятия имеют свой сюжет, носят интегрированный характер: осенью дети бегают в поиске нужного листика от клена, тополя, березки. Зимой дети превращаются в лесных жителей, которые весело резвятся в снегу. Весной они ищут приметы весны, помогая зверушкам, понять, пара ли, им менять шубки или еще рано? Летом учат своих игрушек, как можно закаляться в летний период.
3. Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.
4. Наряду с улучшением звучания голоса дыхательная гимнастика Стрельниковой снимает усталость, повышает жизненный тонус, улучшает настроение и снижает температуру. Ликвидируется бессонница, различные неврозы, депрессия. Повышается умственная и физическая работоспособность.
5. Носовая дыхательная гимнастика нужна для профилактика простудных заболеваний, развитие носового дыхания, улучшение кровоснабжения верхних дыхательных путей.
16. Массаж является средством развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и суставами.
Разработана структурно - логическая схема «Тропы здоровья», которая включает несколько разделов которые показаны в презентации.
Заключение.
В результате проделанной работы по программе «Тропа здоровья» нами были получены следующие результаты:
- у детей сформировался двигательный опыт, дети освоили
подражательные движения, появился интерес к двиг-ой
дея-ти, научились реализовывать двиг-ое творчество и
импровизацию в играх, что позволяет говорить о развитии фантазии.
- снизилась заболеваемость детей ОРВИ, гриппа, и верхних дых-ых путей, повысилась посещаемость детей в группе.
-дети не имеют отклонений от нормального, соответствующего возрасту, уровню физ-го развития.
- благодаря проводимой работе по ознакомлению с полезной и вредной едой с детьми и род-ми в семьях стали меньше употреблять вредных продуктов, меньше отмечаются отклонения со стороны пищеварительной системы, дети научились осознанно подходить к питанию.
- в группе повысился коэффициент эмоционального благополучия, отмечается положительное влияние психологических упр-ий на умение ребенка устанавливать псих-ие контакты и гармонизировать свои отношения с окр-ми людьми, друзьями и с самим собой.
- благодаря введению упражнений по хатха - йоге, дети научились регулировать эмоциональное состояние, что привело к повышению эмоционального благополучия.
По итогам обследования, коэффициент эмоционального благополучия в группе положительный.
Таким образом, результаты показали, что целенаправленное формирование ЗОЖ в процессе физкультурно -оздоровительной деятельности детей 4-6 лет обеспечивает не только физическое, но и полноценное психическое саморазвитие ребенка, воздействуя на его эмоционально - волевую сферу.
Практическая значимость «Тропы здоровья» заключается в том, что предложенные пути физ-го озд-ия детей дошк-го возраста яв-ся эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физ-го здоровья и психологической готовности к школе.