Корнеева Юлия
Проблемы современной дефектологии
В современной мире дефектологическое направление занимает особое место в педагогике, так как число детей с различными речевыми патологиями растет с каждым годом.
Дефектология – дисциплина, занимающаяся воспитанием, обучением, социальной адаптацией детей с различными отклонениями в развитии.
Задачи современной дефектологии :
-изучение закономерностей развития детей с ОВЗ с точки зрения медицины, физиологии, психологии, педагогики;
-поиск путей и средств, которые помогают предотвратить дальнейшие нарушения развития;
Публикация «Проблемы современной дефектологии» размещена в разделах
-разработка индивидуальных образовательных программ для воспитания, обучения детей с ОВЗ;
-выбор технических средств, помогающих детям с нарушениями развития;
-поиск путей, которые позволяют сделать жизнь людей с ОВЗ более комфортной.
Пришло время поговорить непосредственно о проблемах современной дефектологии.
В чем же они заключаются на мой взгляд.
1. Отношения с родителями. Родители не всегда выполняют с ребенком упражнения, которые дефектолог дает на дом. А ведь именно от совместной работы родителей и учителя зависит развитие ребенка. Дефектолог должен разъяснить родителям, зачем заниматься с ребенком дома, рассказать, каких результатов можно добиться, если уделять должное внимание рекомендациям. Можно познакомить их с детьми с аналогичным диагнозом, которые благодаря совместной работе родителей и педагога добились серьезных улучшений.
2. Нехватка помощника-специалиста. Такими помощниками могут быть учителя-предметники, воспитатели, тьюторы. Наличие помощников облегчает работу, но и отнимает время. Приходится обучать их, как правильно общаться со «сложными» учениками, подстраиваться под их видение педагогической деятельности. Как решить такую проблему? Нужно с самого начала уделить организации совместной работы должное внимание, определиться с общей позицией по всем ключевым вопросам, распределить обязанности.
3. Трудности во взаимодействии с коллегами. Часто занятия дефектолога могут переноситься, отменяться по причинам проведения каких-либо внеурочных мероприятий. Важно заучиться поддержкой руководства и донести для остальных коллег, что занятия с дефектологом настолько же важны для ребенка, как и занятия по другому основному предмету.
4. Результаты. Достижения детей с ОВЗ не так заметны на общем фоне, даже если для них являются большим прогрессом. Иногда взрослым очень трудно признать старания ребенка, особенно в сравнении с лучшими учениками класса. Дефектологу важно с самого начала приучить себя сравнивать каждого ребенка только с ним вчерашним, объяснить важность правильной оценки родителям и педагогам.
5. Средства, методы коррекции. Здесь имеется ввиду наличие в образовательном учреждении достаточного количества технических средств обучения, разнообразие методик. Такие средства требуют немалых материальных затрат, они есть не во всех школах. Нужно донести до руководства, что чем разнообразнее средства, методики в арсенале дефектолога, тем лучше будет результат обучающихся. Сюда же относится постоянная курсовая подготовка специалистов.
По моему мнению, все эти проблемы можно решить. Нужно заручиться поддержкой руководства, найти общий язык с родителями, учениками, коллегами и тогда без сомнения можно надеяться на положительный результат.