Раиса Гаспарян
Проблемы процессов адаптации младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы процессов адаптации.
(младших дошкольников в ДОУ)
Данная статья посвящена проблеме управления адаптационными процессами малышей в ДОУ, она актуальна, так как детки посещают детский сад с самого раннего возраста, это значит с двух лет, а также для их развития повышается образовательная нагрузка в ДОУ. От того, как ребёнок пройдёт привыкание к всему новому, а это например распорядок дня, незнакомые взрослые и его сверстники, зависит его физическое и психологическое развитие, а также его будущее благополучное существование в детском саду и в семье.
Темочки:
Для ребёнка младшего возраста детский сад – это первое воспитательное учреждение вне семьи, с которым малыш вступает в контакт. Когда ребё нок приходит в детский сад его жизнь значительно меняется: нет родителей, другие требования к поведению, строгий режим дня, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, в котором много неизвестного, другой стиль общения. Всё это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, заболевания).
Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) делают акцент на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.
Адаптация, в переводе с латинского означает «приспособление», то есть процесс вхождения маленького человека в новую для него среду и приспособления к её условиям. Возможности приспосабливаться у дошкольника ограничены. Помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, должны взрослые. Многие родители, отдавая ребенка в детский сад, сами испытывают тревогу или, напротив, не понимают, как это серьезно, поэтому специалисты ДОУ обязаны помочь не только ребенку, но и семье. Адаптация – это активный процесс, который приводит или к позитивным результатам (адаптированность, то есть совокупность всех полезных умений организма и психики, или к негативным (стресс). Можно выделить два основных критерия успешной адаптации :
- внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);
- внешняя активность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Я считаю, что адаптация к детскому саду у малышей проходит дольше и труднее, так как часто она дополняется болезнями. В период адаптации происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов.
Под адаптацией ребёнка в детском саду я понимаю качественные изменения состояния психики детей к изменившемуся образу жизни и деятельности, к новому социальному окружению, которые происходят на биологическом, психологическом и социальном уровнях.
Многие исследования показывают, что адаптация зависит от следующих факторов:
- физическое состояние ребенка;
- возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение;
- привязанность к матери;
- биологические факторы;
- степень подготовленности адаптационных механизмов (необходимо заранее создавать условия, требующие от ребенка новых форм поведения);
- уровень формированности у младшего дошкольника общения с окружающими людьми и предметной деятельностью.
Особенностями ДОУ являются одновременное длительное нахождение большого числа детей, а также определенные образовательные и воспитательные стандарты. Чтобы предотвратить нарушение физического и психологического здоровья, помогать полноценному развитию личности ребёнка, нужно совершенствовать работу всего педагогического коллектива ДОУ, использовать научный подход к организации развивающей среды и воспитанию детей.
Для управления адаптационными процессами младших дошкольников в ДОУ используется метод целеполагания «Дерево целей». «Дерево целей» представляет собой граф, вершиной которого являются общие дидактические цели, которые на более низких уровнях иерархически детализируются для решения частных задач обучения и развития. Эти цели взаимосвязаны между собой. Для этого метода важно последовательное и целенаправленное изучение процесса адаптации младших дошкольников в ДОУ.
Из вышесказанного можно сделать выводы.
Для того чтобы ребёнок успешно адаптировался к условиям ДОУ взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты и внимания.
Адаптация младших дошкольников в ДОУ – это процесс качественных изменений психики детей к изменившемуся образу жизни и деятельности, к новому социальному окружению, которые происходят на биологическом, психологическом и социальном уровнях.
Управление адаптационными процессами младших дошкольников в ДОУ включает в себя:
- сотрудничество с родителями;
- сохранение физического и психологического здоровья детей младшего возраста;
- формирование психологической подготовленности, социальной осведомлённости, предметно-развивающей деятельности ребёнка в ДОУ;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.
Библиографический список используемой литературы
1. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к ДОУ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/1199/11602
2. Антипов В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям; Книга по Требованию - Москва, 2014. - 176 c.
3. Завражин С. А., Фортова Л. К. Адаптация детей с ограниченными возможностями; Академический Проект, Трикста - Москва, 2014. - 400 c.
4. Ильина И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие; Академия Развития - Москва, 2012. - 144 c.
5. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду; Академия Развития - Москва, 2014. - 176 c.
6. Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду в условиях ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/organizatciia-protcessa-adaptatcii-detei-rannego-vozrasta-v-detskom-sadu-v-usloviiakh-fgos-doshkolnogo-obrazovaniia.html
7. Под редакцией Тутельяна В. А., Коня И. Я. Руководство по детскому питанию; Медицинское информационное агентство - Москва, 2014. - 170 c.
8. Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/622768/
9. Управление процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/56973.htm