Татьяна Бурлакова
План самообразования «Проблемы адаптации детей к ДОУ». Отчет по самообразованию «Адаптация детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы адаптации детей к ДОУ
1.1. Адаптация к ДОУ как проблема научных исследований
1.2. Особенности адаптации к ДОУ детей раннего возраста
ГЛАВА II. Системы взаимодействия специалистов ДОУ и семьи в период адаптации
2.1. Взаимодействие ДОУ и семей в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Планы работ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
2.2. Рекомендации педагогам ДОУ по взаимодействию с семьей в период адаптации
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребё нку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее.
Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. По мнению Е. В. Жердевой, поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш. А. Амонашвили, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, и др.
Н. Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Т. В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.
Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.
Актуальность исследования. На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению очень актуальна. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Проблема усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи.
Объектом исследования является адаптация детей раннего возраста к условиям системы дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования – взаимодействие специалистов ДОУ и семей детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
Целью работы является изучение особенностей систем взаимодействия воспитателей и родителей детей раннего возраста в адаптационный период к условиям дошкольного учреждения.
Гипотеза моего исследования заключается в том, что если создать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение родителей, развивающие занятия по формированию адаптационных механизмов, и систему наблюдения педагогов за протеканием адаптации детей к ДОУ, то адаптация детей раннего возраста будет происходить безболезненно.
Задачи: - изучить литературу по проблеме адаптации детей к ДОУ;
- изучить особенности адаптации к ДОУ детей раннего возраста;
- изучить взаимодействие ДОУ и семей в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ;
- выявить наиболее оптимальные рекомендации педагогам ДОУ по взаимодействию с семьей в период адаптации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ учебных планов, учебников и учебных программ; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического и практического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.
Список использованных источников
1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М. ,1977
2. Афонькина Ю. А. "Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста" : Методическое пособие. - М. :АРКТИ,2010.-80 с. (Растем умными)
3. Белкина Л. В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.-236 с.
4. Гуркина А. П. ''Формирование личности ребёнка в детском саду ''.- Учебно – методическое пособие к курсовым работам и спецсеминарам для студентов – заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М. ”Просвещение“,1980.-111 с.
5. Горюнова Т. М. ''Развитие детей раннего возраста : Анализ программы дошкольного образования ''. –М. :ТЦ Сфера,2009.-128с. - (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
6. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб. : ООО «Детсво-Пресс»,2011.-196с.
7. Лапина И. В. '' Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого – педагогическое сопровождение, комплексные занятия''. Волгоград: Учитель, 2010.- 127 с.
8. Носова Е. А., Швецова Т. Ю. '' Семья и детский сад: педагогическое образование родителей''.- СПб. : ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО ''ДЕТСТВО - ПРЕСС '',2009. – 80 с.
9. Печора К. Л. '' Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи '' .- М. :’’Издательство Скрипторий 2003’’,2006.- 96 с.
10. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М. ,2002.
11. Соколовская Н. В. ''Адаптация ребё нка к условиям детского сада : управление процессом, диагностика, рекомендации ''. Волгоград : Учитель,2011.- 188 с.
12. https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-problemy-adaptacii-detey-rannego-vozrasta-k
13. https://www.moi-detsad.ru/konsultac364.html
14. https://vospitatel-enm.ru/material-dlya-kolleg/
Отчет по самообразованию «Адаптация детей раннего возраста» (ясельная группа)
«Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад. Основными задачами работы с детьми в период адаптации являются : - создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, - понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть; - предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности; - педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей. С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении 9 и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды. Поэтому принципами работы по адаптации детей в ДОУ являются :
1. Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ.
2. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей.
3. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.
4. Информирование родителей об особенности адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт. В процессе адаптации ребенка в ДОУ также используют такие формы и способы адаптации детей как : элементы телесной терапии (обнять, погладить). В детском возрасте необходимо развивать координацию, гибкость и выносливость. Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Выявлены три наиболее существенные проблемы, с которыми малыши приходят из дома в ДОУ. Они заключаются в следующем: Первая проблема - у детей, поступающих в детский сад, довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами (течение беременности, родов). Наибольшая задержка проявляется в навыках активной речи, в сенсорном развитии, что отрицательно влияет на дальнейшее становление маленького человека. В дошкольном возрасте отмечается замедленное развитие мышления и речи, внимания и памяти, выявляются невысокие показатели интеллектуальной готовности к школе. Вторая проблема связана с различными отклонениями в поведении детей. Она касается сна, аппетита малышей, гипервозбудимых или малоэмоциональных, неконтактных детей, ребят с проявлениями страхов, энуреза, тиков и т. п. Поэтому важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребенком, узнать его особенности развития и поведения. Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации облегчает его привыкание к новым условиям. Прежде всего это:
1. Положительно-эмоциональное отношение к ребенку (ласковое общение) 2. Удовлетворение его потребностей физиологических и познавательных.
3. Индивидуальный подход к ребенку.
4. Максимальное приближение условий детского сада к домашним. Объективными показателями окончанием адаптационного периода являются : - глубокий сон; - хороший аппетит; - бодрое эмоциональное состояние; - полное восстановление имеющихся навыков; - активное поведение и соответствующая прибавка в весе по возрасту. Воспитатели информируют родителей о протекании адаптации, чтобы снять тревогу за малыша, используя в работе адаптационные развиваю игры, а также при необходимости консультируется со специалистами ДОУ.