Анна Горшкова
Проблемы обеспечения безопасности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих здоровью, жизни нас и наших детей. Никто из нас не застрахован от того, что в любой момент может оказаться в зоне опасного события, особенно ребенок. Одним из важных аспектов современного образования является формирование у дошкольников осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей. В связи с ростом количества чрезвычайных ситуаций с участием детей крайне остро стоит проблема безопасности детей в современном обществе.
Публикация «Проблемы обеспечения безопасности дошкольников» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Дети – наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники часто попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге. ДОУ совместно с родителями проводят в этой области целенаправленную работу.
Разрешить проблему обеспечения безопасности возможно путем формирования у дошкольников умения оценивать возникающие опасности, заранее предусмотреть меры защиты, предотвратить опасность, научить ребенка осознанно действовать в той или иной ситуации. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в разных условиях совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Весь процесс воспитания и формирования личности ребенка дошкольного возраста происходит под руководством взрослого. Ребенок может познать окружающий его общественный мир иначе, как с помощью взрослого. Взрослый – посредник между ребенком и обществом. Это посредничество носит сложный характер. Прежде всего, взрослый – организатор процесса приобщения ребенка к миру людей. Он учит его понимать окружающую действительность, определенным образом к ней относиться. Взрослый в доступной форме знакомит ребенка с моральными нормами, принципами.
Без сомнения, тема детской безопасности настолько обширна, что её сложно вкратце раскрыть в рамках одного обзора. Этим вопросам посвящены целые книги, методические рекомендации и научные исследования. Главное, что требуется от родителей это не подходить к защите своего ребенка с формальной позиции. Многие из родителей повторяют несколько распространённых ошибок. Кто-то старается не думать «о плохом» и пускает всё на самотек: рассчитывая на воспитателей в детском саду, на няню, на здравый смысл дошкольника. Кто-то, наоборот, пытается оградить своего ребенка от всех проблем на свете и сдувает с него любую пылинку, тем самым тормозя его развитие.
Сейчас существует много разных программ и методических пособий по безопасности для ДОУ. На примере опыта работы МДОУ д/с «Солнышко» мне хотелось рассказать о работе с дошкольниками в данном направлении.
Работа с детьми в ДОУ строится в рамках реализуемых программ:
- основной образовательной программы д/сада «Солнышко»
- вариативной части программы - парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой.
Все направления работы соответствуют формуле: Предвидеть опасность, при возможности избегать, при необходимости действовать.
Общий объем знаний по обучению безопасности рассчитывается в соответствии с возрастом, реализуемыми программами и включает время, отведенное на:
-образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
-образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
-самостоятельную деятельность детей;
-взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Особое место в воспитании у дошкольников безопасного поведения имеет чтение художественной литературы.
Рекомендуемая художественная литература:
- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
- В. Житков «Пожар», «В дыму»;
- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;
- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;
- К. Зайцева «Уроки Айболита»;
- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.
- Ю. Соколова «Правила безопасности» и так далее.
Вся работа по обеспечению безопасности дошкольников должна быть построена в соответствии с ФГОС ДО.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.
Среди основных принципов дошкольного образования ФГОС выделяет сотрудничество детского сада с семьёй. Одной из важнейших, решаемых ФГОС, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья [8, с. 3].
Таким образом, обучение основам безопасности жизнедеятельности осуществляется через совместную и индивидуальную деятельность воспитателя с детьми. Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения должно быть обеспечение безопасности ребёнка в ДОУ, охрана и поддержание физического и психического здоровья участников образовательного процесса.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать соответствующую предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:
1. Уголок безопасности, который содержит материалы:
- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.
2. Игротека, которая содержит:
- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;
- настольно – печатные игры : «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации», «Азбука Безопасности», «Эмоции» и другие.
Безусловно, одним из обязательных условий, благодаря которым может быть выполнена программа, направленная на приобщение детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения, является тесный контакт сотрудников дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить детей прежде всего в семье.
В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;
наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток;
досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
Благодаря созданию таких условий дети дошкольного возраста постепенно осваивают позицию: необходимо вести себя так, чтобы не наносить ущерб себе и другим людям, а также окружающим предметам – как сделанным руками человека, так и природным объектам. Дети научатся распознавать опасные ситуации разного типа, предвидеть их. У них появляется активное стремление находить такие средства и способы, приемлемые для каждого, которые дают возможность избегать опасных ситуаций или выходить из них с наименьшими потерями.