Папки-передвижки

Проблемы формирования и развития художественно-эстетических компетенций школьников в системе дополнительного образования

таня
Проблемы формирования и развития художественно-эстетических компетенций школьников в системе дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Мартынцова Татьяна Михайловна,

студент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донецкий государственный университет»,

РФ, Донецкая Народная Республика, г. Донецк

Научный руководитель: Кириченко Александр Васильевич,

к. пед. н., Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донецкий государственный университет»,

Темочки:

РФ, Донецкая Народная Республика, г. Донецк

Аннотация. В ходе исследования установлены проблемы формирования и развития художественно-эстетических компетенций младших школьников в системе дополнительного образования. Определено, что ограниченное использование современных образовательных технологий и недостаточное разнообразие образовательных форм и методов сказываются на эффективности обучения. Выявлено, что для решения этих проблем необходимо проводить специальные курсы для педагогов, стимулировать их активность в интеграции инноваций, а также разнообразить образовательные процессы, внедряя интерактивные методы и вовлекая родителей в обучающий процесс.

Ключевые слова: художественно-эстетические компетенции, младшие школьники, система дополнительного образования.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема художественно-эстетических компетенций младших школьников в системе дополнительного образования остается актуальной и значимой с педагогической и научной точек зрения. Основным аспектом данной проблемы является необходимость выработки эффективных методов и подходов, способствующих развитию художественно-творческого потенциала детей на начальном этапе их образовательного пути. Современное образование сталкивается с вызовами в области формирования творческого мышления, чувства эстетики, визуального восприятия, искусственного воображения у детей.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы и на которые опирается автор. Вопросу художественно-эстетических компетенций младших школьников в системе дополнительного образования посвятили свои труды такие отечественные авторы как: Ю. В. Величко, Р. Ф. Гараева, О. В. Жиркова, Б. В. Илькевич, Л. А. Минеева, М. В. Токбаева и др. В их работах подчеркивается важность включения художественных элементов в учебный процесс, основываясь на теории развивающего обучения; проводится анализ эффективности применения интерактивных методик в обучении художественным дисциплинам; устанавливается высокая роль родителей и общественной среды в формировании художественной культуры младших школьников.

Выделение не решенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается данная статья. Данная статья фокусируется на выделении и решении ранее нерешенных аспектов проблемы формирования художественно-эстетических компетенций у младших школьников в дополнительном образовании. Внимание уделяется индивидуальным особенностям детей, разработке методик для их творческого потенциала, а также влиянию семейной среды и социокультурного окружения.

Цель исследования предложить практические рекомендации для оптимизации процесса развития художественных компетенций у младших школьников в дополнительном образовании.

Изложение основного материала исследования. Художественно-эстетические компетенции младших школьников представляют собой совокупность знаний, навыков, и опыта в области искусства и эстетики, формирующих способность воспринимать, анализировать, и творчески выражать свои эмоции и восприятия через художественные формы искусства [3, c. 165]. Данные компетенции охватывают различные аспекты:

1. Способность воспринимать и понимать различные художественные формы, такие как литература, музыка, живопись и театр.

2. Формирование предпочтений и критериев оценки в области искусства.

3. Способность творчески выражаться через различные виды искусства. Обучение, включающее элементы искусства в различные предметные области, чтобы дети могли видеть связь между искусством и другими аспектами знаний.

4. Способность критически мыслить о художественных произведениях, осознанно анализировать их содержание, выражение и ценности.

5. Умение взаимодействовать с другими в процессе творческой деятельности, обмениваться идеями и поддерживать коллективное творчество [1, c. 96].

Проблемы формирования художественно-эстетических компетенций у младших школьников в системе дополнительного образования выявляются в нескольких аспектах, требующих внимания и решения.

Во-первых, нередко возникают трудности в индивидуализации образовательного процесса. Система дополнительного образования может недостаточно учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка, что затрудняет формирование художественных навыков в соответствии с их уровнем развития и интересами.

Прежде всего, для решения проблемы индивидуализации образовательного процесса необходимо внедрение персонализированных подходов к обучению. Это может быть достигнуто через использование современных технологий, таких как компьютерные программы и приложения, способные адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся.

Следует разработать гибкую систему оценки, которая учитывает не только формальные показатели успеваемости, но и индивидуальные достижения каждого ребенка. Это позволит выделить и развивать таланты в сфере художественных навыков, а также поддерживать интересы учащихся.

Также важно организовать работу педагогов с родителями для сбора информации о характере, предпочтениях и интересах каждого ученика. Такой подход позволит более точно определить, каким образом индивидуальные потребности могут быть интегрированы в учебный процесс [2, c. 1730].

Дополнительно, создание малогрупповых занятий с учетом уровня подготовки и интересов детей может способствовать более эффективному формированию художественных навыков. Это позволит педагогам уделять больше внимания каждому ученику, подстраиваться под его особенности и обеспечивать более глубокое погружение в тему.

Во-вторых, ограниченное использование современных образовательных технологий также является проблемой. Проблема заключается в том, что некоторые учебные заведения в рамках дополнительного образования не в полной мере используют современные образовательные технологии, что снижает эффективность обучения младших школьников в аспекте художественно-эстетических компетенций. Недостаточное освоение инновационных методов обучения может привести к упущению возможности более интерактивного, привлекательного и адаптированного под индивидуальные потребности образовательного процесса. Например, отсутствие использования виртуальной реальности, онлайн-платформ для творчества и других инструментов может ограничивать раскрытие творческого потенциала детей и развитие их художественных навыков.

Для решения этой проблемы целесообразно провести специальные курсы и тренинги для педагогов, чтобы они освоили современные образовательные технологии и умели их интегрировать в учебный процесс, однако, для этого нужно еще и обеспечить выделение средств для обновления оборудования в образовательных учреждениях. Важно поощрять и поддерживать инициативы учителей внедрять инновационные методы обучения, например, посредством бонусной системы (премии, повышение заработной платы, выдача сертификатов и др., а также предоставлять возможности для обмена опытом.

Третьей проблемой является недостаточная разнообразность образовательных форм и методов. Ограничение обучения только урочными занятиями или отсутствие системного внедрения внеклассных мероприятий и проектной деятельности может сказаться на полноте и эффективности формирования художественно-эстетических компетенций [6, c. 56]. Необходимо внедрять иные формы развития художественно-эстетических компетенций младших школьников в системе дополнительного образования.

Так, интерактивные лекции о художественно-эстетических компетенциях для младших школьников могут включать в себя проведение «виртуальной галереи», где дети могут просматривать и обсуждать картины, статуи и другие произведения искусства. Затем они могут создать свои собственные произведения, вдохновленные просмотренными образцами.

Групповые дискуссии о художественных эмоциях могут включать обсуждение конкретных произведений, таких как картины, мультфильмы или музыкальные композиции, и дети могут выражать свои эмоциональные впечатления, аргументируя свои ответы [5, c. 6].

Кейс-методы могут предоставить детям возможность изучить конкретные случаи в искусстве, такие как периоды стилей (например, ренессанс, сюрреализм) или биографии художников (например, Винсент Ван Гог, а затем создать свои произведения, отражающие выученные аспекты.

Проект по созданию выставки детского искусства может включать выбор конкретной темы, например, «Цвета природы», и дети могут создавать картины, рисунки или коллажи в пределах этой темы, объединяя их в коллективную выставку.

В рамках творческих конкурсов, темой может быть «Мой фантастический мир», и дети могут участвовать, создавая свои уникальные произведения, такие как рисунки, фотографии или даже короткие видеоролики, выражающие их восприятие окружающего мира.

Важно понимать, что в формировании и развитии художественно-эстетических компетенций младших школьников в системе дополнительного образования играют значительную роль родители. Первоначально, они выступают в качестве ключевых мотиваторов, влияя на интересы и направление творческого развития ребенка [4, c. 19]. Активное участие родителей в образовательном процессе способствует более глубокому взаимопониманию потребностей и интересов ребенка. Взаимодействие с педагогами и участием в школьных мероприятиях позволяет родителям лучше ориентироваться в том, какие аспекты художественного образования требуют дополнительной поддержки и развития. Родители также могут выступать в качестве активных участников творческих проектов и мероприятий, создавая тем самым поддерживающую обстановку для развития художественных навыков детей [7, c. 180].

Именно поэтому для решения проблемы недостаточной разнообразности форм развития художественно-эстетических компетенций также необходимо внедрить меры, такие как привлечение родителей к организации семинаров-практикумов для учителей и организация дополнительного образования в виде фотовыставок. Также необходимо проводить совместные с детьми пленэры, где родители могут осваивать приемы живописи. Эти шаги способствуют расширению методической базы учителей, увлечению учащихся творческой деятельностью и формированию художественных навыков в более разнообразных форматах обучения.

Выводы. Таким образом, для эффективного формирования художественно-эстетических компетенций младших школьников в системе дополнительного образования необходимо устранить проблемы, такие как ограниченное использование современных технологий и недостаточное разнообразие образовательных форм. Это требует проведения обучающих курсов для педагогов, стимулирования их инициатив внедрения инноваций, и создания разнообразных образовательных мероприятий, таких как интерактивные лекции, групповые дискуссии, кейс-методы и творческие проекты. Важно также вовлекать родителей в процесс, обеспечивая семинары и совместные мероприятия, чтобы обогатить образовательный опыт и разнообразить методику обучения младших школьников.

Список использованных источников

1. Величко, Ю. В. Формирование гибких компетенций у обучающихся в процессе художественно-эстетического образования / Ю. В. Величко // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №75-3. – С. 95-98.

2. Гараева Р. Ф. Художественно-эстетическое развитие личности младшего школьника в системе дополнительного образования / Р. Ф. Гараева // Столыпинский вестник. 2023. №4. С. 1729-1738.

3. Жиркова, О. В. Художественно-эстетическое воспитание посредством музейного искусства младших школьников в системе дополнительного образования / О. В. Жиркова, Е. Э. Сидорова // Якутск: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. С. 163-166.

4. Илькевич, Б. В. Педагогические условия развития художественно-творческих способностей младших школьников в учреждениях дополнительного образования / Б. В. Илькевич, О. Б. Канушина // Вестник ГГУ. 2021. № 6. С. 18-24.

5. Минеева, Л. А. Возрастные особенности развития творческого воображения у младших школьников в системе дополнительного образования / Л. А. Минеева // Правовое знание. 2019. Т. 4, № 2(11). С. 4-6.

6. Миронова Л. И. Оценка готовности дошкольников и младших школьников к художественному творчеству методом стандартизации рангов / Л. И. Миронова // Педагогическое образование в России. 2021. №5. С. 53-60.

7. Токбаева, М. В. Творческое развитие личности младших школьников в условиях дополнительного образования / М. В. Токбаева // Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2019. С. 179-185.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль творческих объединений дополнительного образования в развитии младших школьников» Работая в Центре дополнительного образования с учениками начальных классов,я всегда нахожу много нового и интересного в детях,их отношении.

Консультация для руководителей дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Портрет»Консультация для руководителей дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Портрет» На занятии по дополнительному образованию я познакомила детей с портретным рисованием. В преддверии Дня Победы мы учились рисовать портреты.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУПоддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ Цель инновационной деятельности.

Проблемы формирования компетентности будущих учителей начальной школы Проблема формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов,как элемента гуманизации педагогического образования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы формирования и развития художественно-эстетических компетенций школьников в системе дополнительного образования
Опубликовано: 29 июня 2024 в 21:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы формирования и развития художественно-эстетических компетенций школьников в системе дополнительного образования» (включая файлы) размещена пользователем таня (УИ 2031191) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД