таня
Проблемы формирования и развития художественно-эстетических компетенций школьников в системе дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Мартынцова Татьяна Михайловна,
студент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донецкий государственный университет»,
РФ, Донецкая Народная Республика, г. Донецк
Научный руководитель: Кириченко Александр Васильевич,
к. пед. н., Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донецкий государственный университет»,
Темочки:
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
РФ, Донецкая Народная Республика, г. Донецк
Аннотация. В ходе исследования установлены проблемы формирования и развития художественно-эстетических компетенций младших школьников в системе дополнительного образования. Определено, что ограниченное использование современных образовательных технологий и недостаточное разнообразие образовательных форм и методов сказываются на эффективности обучения. Выявлено, что для решения этих проблем необходимо проводить специальные курсы для педагогов, стимулировать их активность в интеграции инноваций, а также разнообразить образовательные процессы, внедряя интерактивные методы и вовлекая родителей в обучающий процесс.
Ключевые слова: художественно-эстетические компетенции, младшие школьники, система дополнительного образования.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема художественно-эстетических компетенций младших школьников в системе дополнительного образования остается актуальной и значимой с педагогической и научной точек зрения. Основным аспектом данной проблемы является необходимость выработки эффективных методов и подходов, способствующих развитию художественно-творческого потенциала детей на начальном этапе их образовательного пути. Современное образование сталкивается с вызовами в области формирования творческого мышления, чувства эстетики, визуального восприятия, искусственного воображения у детей.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы и на которые опирается автор. Вопросу художественно-эстетических компетенций младших школьников в системе дополнительного образования посвятили свои труды такие отечественные авторы как: Ю. В. Величко, Р. Ф. Гараева, О. В. Жиркова, Б. В. Илькевич, Л. А. Минеева, М. В. Токбаева и др. В их работах подчеркивается важность включения художественных элементов в учебный процесс, основываясь на теории развивающего обучения; проводится анализ эффективности применения интерактивных методик в обучении художественным дисциплинам; устанавливается высокая роль родителей и общественной среды в формировании художественной культуры младших школьников.
Выделение не решенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается данная статья. Данная статья фокусируется на выделении и решении ранее нерешенных аспектов проблемы формирования художественно-эстетических компетенций у младших школьников в дополнительном образовании. Внимание уделяется индивидуальным особенностям детей, разработке методик для их творческого потенциала, а также влиянию семейной среды и социокультурного окружения.
Цель исследования предложить практические рекомендации для оптимизации процесса развития художественных компетенций у младших школьников в дополнительном образовании.
Изложение основного материала исследования. Художественно-эстетические компетенции младших школьников представляют собой совокупность знаний, навыков, и опыта в области искусства и эстетики, формирующих способность воспринимать, анализировать, и творчески выражать свои эмоции и восприятия через художественные формы искусства [3, c. 165]. Данные компетенции охватывают различные аспекты:
1. Способность воспринимать и понимать различные художественные формы, такие как литература, музыка, живопись и театр.
2. Формирование предпочтений и критериев оценки в области искусства.
3. Способность творчески выражаться через различные виды искусства. Обучение, включающее элементы искусства в различные предметные области, чтобы дети могли видеть связь между искусством и другими аспектами знаний.
4. Способность критически мыслить о художественных произведениях, осознанно анализировать их содержание, выражение и ценности.
5. Умение взаимодействовать с другими в процессе творческой деятельности, обмениваться идеями и поддерживать коллективное творчество [1, c. 96].
Проблемы формирования художественно-эстетических компетенций у младших школьников в системе дополнительного образования выявляются в нескольких аспектах, требующих внимания и решения.
Во-первых, нередко возникают трудности в индивидуализации образовательного процесса. Система дополнительного образования может недостаточно учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка, что затрудняет формирование художественных навыков в соответствии с их уровнем развития и интересами.
Прежде всего, для решения проблемы индивидуализации образовательного процесса необходимо внедрение персонализированных подходов к обучению. Это может быть достигнуто через использование современных технологий, таких как компьютерные программы и приложения, способные адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся.
Следует разработать гибкую систему оценки, которая учитывает не только формальные показатели успеваемости, но и индивидуальные достижения каждого ребенка. Это позволит выделить и развивать таланты в сфере художественных навыков, а также поддерживать интересы учащихся.
Также важно организовать работу педагогов с родителями для сбора информации о характере, предпочтениях и интересах каждого ученика. Такой подход позволит более точно определить, каким образом индивидуальные потребности могут быть интегрированы в учебный процесс [2, c. 1730].
Дополнительно, создание малогрупповых занятий с учетом уровня подготовки и интересов детей может способствовать более эффективному формированию художественных навыков. Это позволит педагогам уделять больше внимания каждому ученику, подстраиваться под его особенности и обеспечивать более глубокое погружение в тему.
Во-вторых, ограниченное использование современных образовательных технологий также является проблемой. Проблема заключается в том, что некоторые учебные заведения в рамках дополнительного образования не в полной мере используют современные образовательные технологии, что снижает эффективность обучения младших школьников в аспекте художественно-эстетических компетенций. Недостаточное освоение инновационных методов обучения может привести к упущению возможности более интерактивного, привлекательного и адаптированного под индивидуальные потребности образовательного процесса. Например, отсутствие использования виртуальной реальности, онлайн-платформ для творчества и других инструментов может ограничивать раскрытие творческого потенциала детей и развитие их художественных навыков.
Для решения этой проблемы целесообразно провести специальные курсы и тренинги для педагогов, чтобы они освоили современные образовательные технологии и умели их интегрировать в учебный процесс, однако, для этого нужно еще и обеспечить выделение средств для обновления оборудования в образовательных учреждениях. Важно поощрять и поддерживать инициативы учителей внедрять инновационные методы обучения, например, посредством бонусной системы (премии, повышение заработной платы, выдача сертификатов и др., а также предоставлять возможности для обмена опытом.
Третьей проблемой является недостаточная разнообразность образовательных форм и методов. Ограничение обучения только урочными занятиями или отсутствие системного внедрения внеклассных мероприятий и проектной деятельности может сказаться на полноте и эффективности формирования художественно-эстетических компетенций [6, c. 56]. Необходимо внедрять иные формы развития художественно-эстетических компетенций младших школьников в системе дополнительного образования.
Так, интерактивные лекции о художественно-эстетических компетенциях для младших школьников могут включать в себя проведение «виртуальной галереи», где дети могут просматривать и обсуждать картины, статуи и другие произведения искусства. Затем они могут создать свои собственные произведения, вдохновленные просмотренными образцами.
Групповые дискуссии о художественных эмоциях могут включать обсуждение конкретных произведений, таких как картины, мультфильмы или музыкальные композиции, и дети могут выражать свои эмоциональные впечатления, аргументируя свои ответы [5, c. 6].
Кейс-методы могут предоставить детям возможность изучить конкретные случаи в искусстве, такие как периоды стилей (например, ренессанс, сюрреализм) или биографии художников (например, Винсент Ван Гог, а затем создать свои произведения, отражающие выученные аспекты.
Проект по созданию выставки детского искусства может включать выбор конкретной темы, например, «Цвета природы», и дети могут создавать картины, рисунки или коллажи в пределах этой темы, объединяя их в коллективную выставку.
В рамках творческих конкурсов, темой может быть «Мой фантастический мир», и дети могут участвовать, создавая свои уникальные произведения, такие как рисунки, фотографии или даже короткие видеоролики, выражающие их восприятие окружающего мира.
Важно понимать, что в формировании и развитии художественно-эстетических компетенций младших школьников в системе дополнительного образования играют значительную роль родители. Первоначально, они выступают в качестве ключевых мотиваторов, влияя на интересы и направление творческого развития ребенка [4, c. 19]. Активное участие родителей в образовательном процессе способствует более глубокому взаимопониманию потребностей и интересов ребенка. Взаимодействие с педагогами и участием в школьных мероприятиях позволяет родителям лучше ориентироваться в том, какие аспекты художественного образования требуют дополнительной поддержки и развития. Родители также могут выступать в качестве активных участников творческих проектов и мероприятий, создавая тем самым поддерживающую обстановку для развития художественных навыков детей [7, c. 180].
Именно поэтому для решения проблемы недостаточной разнообразности форм развития художественно-эстетических компетенций также необходимо внедрить меры, такие как привлечение родителей к организации семинаров-практикумов для учителей и организация дополнительного образования в виде фотовыставок. Также необходимо проводить совместные с детьми пленэры, где родители могут осваивать приемы живописи. Эти шаги способствуют расширению методической базы учителей, увлечению учащихся творческой деятельностью и формированию художественных навыков в более разнообразных форматах обучения.
Выводы. Таким образом, для эффективного формирования художественно-эстетических компетенций младших школьников в системе дополнительного образования необходимо устранить проблемы, такие как ограниченное использование современных технологий и недостаточное разнообразие образовательных форм. Это требует проведения обучающих курсов для педагогов, стимулирования их инициатив внедрения инноваций, и создания разнообразных образовательных мероприятий, таких как интерактивные лекции, групповые дискуссии, кейс-методы и творческие проекты. Важно также вовлекать родителей в процесс, обеспечивая семинары и совместные мероприятия, чтобы обогатить образовательный опыт и разнообразить методику обучения младших школьников.
Список использованных источников
1. Величко, Ю. В. Формирование гибких компетенций у обучающихся в процессе художественно-эстетического образования / Ю. В. Величко // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №75-3. – С. 95-98.
2. Гараева Р. Ф. Художественно-эстетическое развитие личности младшего школьника в системе дополнительного образования / Р. Ф. Гараева // Столыпинский вестник. 2023. №4. С. 1729-1738.
3. Жиркова, О. В. Художественно-эстетическое воспитание посредством музейного искусства младших школьников в системе дополнительного образования / О. В. Жиркова, Е. Э. Сидорова // Якутск: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. С. 163-166.
4. Илькевич, Б. В. Педагогические условия развития художественно-творческих способностей младших школьников в учреждениях дополнительного образования / Б. В. Илькевич, О. Б. Канушина // Вестник ГГУ. 2021. № 6. С. 18-24.
5. Минеева, Л. А. Возрастные особенности развития творческого воображения у младших школьников в системе дополнительного образования / Л. А. Минеева // Правовое знание. 2019. Т. 4, № 2(11). С. 4-6.
6. Миронова Л. И. Оценка готовности дошкольников и младших школьников к художественному творчеству методом стандартизации рангов / Л. И. Миронова // Педагогическое образование в России. 2021. №5. С. 53-60.
7. Токбаева, М. В. Творческое развитие личности младших школьников в условиях дополнительного образования / М. В. Токбаева // Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2019. С. 179-185.